Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

Обсуждая проблемы свободы воли, нравственного совершенствования человека путем познания и науки, его успехов в освоении ремесел и в труде, борьбы со злом, под которым Бедил подразумевал не только социальное зло, но и характер человека, подводило мыслителя к выводам, которые далеко опережали его эпоху.

В четвертом параграфе четвертой главы "Эстетика Бедиля. Проблема красоты" впервые рассматриваются взгляды Бедиля о проблеме красоты и искусства.

Важнейшим принципом эстетики Бедиля является то, что он в своих письмах пишет о высокой значимости содержания в искусстве, духовно воспитывающей роли художественного творчества. Примером уважения и почета к искусству может служить его поэма "Комде и Мадан". Он здесь приводит мысль о том, что истинное искусство должно быть свободным и в свободе оно больше раскрывается и приводит к искреннему и возвышенному состоянию.

Бедил назначение человека видит в стремлении к почитанию красоты. Согласно мыслителю, именно красота возлюбленной стало причиной любви, подобно тому, как глаза и сердце связаны друг с другом, любовь и красота также неразлучны. О том, что красота являлась побудительным мотивом творения, и она одновременно является конечной целью, свидетельствует такой бейт Бедиля:

Навосармоягони пардаи роз,

Ба гушам додаанд аз Хусн овоз.

Ки сози офаринишро наво уст,

Чахон зарфест, накши муддао уст.

Хранители мелодий таинственных занавесей,

Дали мне прослушать голос красоты.

Что она является мелодией инструмента созидания,

Мир это буква, а Она - изображение цели.

Бедил, как и Платон, в красоте видит «гигантский образ вселенной». О том, что красота пронизывает все духовное и материальное суфии, как и неоплатоники, видели причину вовне материального мира. И в данном случае это учение приобретает черту трансцендентализма.

Бедил не абсолютизирует идеальную красоту. Он описывает материальную красоту, как проявление Абсолютной красоты.

В поэтическом рассуждении Бедиля интересно то, что он красоту, любовь и радость ставит в зависимость от телесного здоровья человека. Бедил утверждает, что при болезни разум, любовь, красота отчуждаются от человека, и естественно вытекает вывод о том, что телесное здоровье является условием поддержания красоты, любви и духовного благополучия.

Далее в этом параграфе диссертант на примере поэмы "Талисман удивления" раскрывает идею Бедиля о происхождения мира через человеческое тело. Основой данного параграфа является названная поэма.

Постижение красоты и гармонии по Бедилу возможно только тогда, когда преодолевается влюбленным сердцем значительные препятствия, которые находятся в пути совершенства. Эти препятствия сердце может преодолеть только посредством Любви. Путь к цели значительно сокращается, если Любовь будет путеводителем сердца. Этими аллегорическими препятствиями у Бедила выступает маломат (порицание), бало (бедствие), хичрон (разлука).

Бедил очень интересно излагает диалог сердца и любви. Сердце, которое растерзано в этих испытаниях, жалуется на любовь, что она является причиной нарушения спокойствия, потери разума. Оно жалуется, что из-за нее бродит по стране возлюбленной, но в ней не видно конечной цели, где все обманчиво как мираж, а страна влюбленного также в развалинах. Сердце приходит к мысли, что красота и свидание все это оказывается обманом. Однако, Любовь утешает Сердце и утверждает, что страна возлюбленной и царство влюбленного все это является плодами воображения и объясняет сердцу, что оно в этих своих намеках очень пространно искало свою нераскрытую сущность (ичмол). Бедил далее приходит к выводу о том, что все эти остановки и стоянки, это путь, который проходило сердце, и что это было не что иное, как прохождение по собственному миру. Обращаясь к человеку, Бедил утверждает, что сущностью всего мироздания является он сам. Везде необходимо увидеть самовоплощение этой красоты. Он сам близок к себе, но и отчужден. Обладателем бесконечной красоты является сам человек посредством своего сердца.

Бедил задачу познания, в особенности познания Прекрасного, видит в формировании правильного восприятия и самореализации человека, находящегося в центре мироздания и представляющегося само воплощение красоты. Для Бедиля большое значение имеет принцип гармонии и соответствия. Полированное сердце должно вмещать как зеркало образ идеального влюбленного (мистика). Рассматривая эти вопросы, Бедил приходит к пантеистическому отождествлению путешествия и путешественника. Созерцание и постижение телесной красоты для Бедиля является необходимым этапом достижения возвышенной красоты.

Эстетика Бедиля направлена на осмысление человеком того, что он является творцом своего счастья. В человеке заложены творческие возможности, которым он должен создавать эстетически благоприятные условия.

Творчество Бедиля имеет сегодня большое значение для изучении истории эстетических воззрений наших классиков. Творчество Бедиля само является образцом высокого искусства.

В Заключении диссертации подводится общий итог исследования и формулируются основные его выводы.

Основные положения диссертации отражены автором в следующих публикациях:

Монография:

Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля. - Душанбе: Сурушан, 2003.-172 с.

Брошюра:

Философское основание антропологического учения Бедиля. - Душанбе: Книга, 2000.- 47 с.

Статьи:

1. Влияние Бедиля на индийскую и мусульманскую культуру // Известия АН Республики Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. - Душанбе, 1995. -№ 2.- С.14-21

2. Онтология и гносеология Бедиля // Известия АН Республики Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. -Душанбе, 1999. -№1-4.- С. 19-31.

3. Размышление об эстетике Бедиля на основе поэмы «Талисман изумления»// Известия АН РТ, Серия: философия и права. -Душанбе, 2001, №1-4,- С.86-95

4. Этика и проблемы свободы человека в мировоззрении Бедиля // Известия АН РТ, Серия: философия и права. - Душанбе №1-4, 2005.- С.34-48

5. Мирзо Абдулкодири Бедил и Зуфархон Чавхари // Известия АН РТ, Серия: общественные науки. - Душанбе, № 3 ,2006.- С. 26-31

6. Абуали ибн Сина и Мирзо Абдулкадир Бедил / Материалы международной конференции, посвященной 1025-летию Абу Али ибн Сино (Авиценна) и 100-летию Альберта Эйнштейна Курган-тюбе 2005, сентябрь. - С. 146-148.

Наби Хади. Мирза Бедил. Салимюниверсати. - Алигарх. (Хинд) – 1972.

Доктор Абдул Гани. Мирза. Абдулкадир Бедил. Тарджума Мир Мухаммад Осаф Ансари. - Кабул – 1351 х.

Хермон Отие. Торихи адабиёти форси. Тарджума бо кушише доктор Ризозода Шафак. - Техрон – 1337.

A literary history of Persian. By Edward C.Browne, vol IY, - Cambridg at the University Press,1930.

Профессор Баузани. Взгляды одного еропейца на Бедиля / Тридцать статей о Бедиле. - Кобул, 1365. (на персидском языке) С. 235.

Си макола. - Кобул, 1365.

загрузка...