Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

Зи накши худ фиреби гайр то чанд?

Бурун норафта аз худ, сайр то чанд?

Зи чайби хеш берун нест рохе,

Нигохе кун, нигохе кун, нигохе.

До каких пор своим изображением обманывать то, чего нет?

Не выходя из себя, путешествовать до каких пор?

Нет дороги во внешний мир вне взгляда на себя,

Посмотри на себя, посмотри.

Именно в осознании своей самости, так и физического совершенства, воплощения красоты, человек больше обретает свободу, осознает смысл своего существования. Это вызвано тем, что, с точки зрения Бедиля, идея существования человека и его совершенствования пронизывает весь мир. И понимание этой идеи определяет его особое положение в мире. Немаловажным значением обладает мнение Бедиля о том, что истинное знание нельзя получить в медресе. И тогда существовали медресе, где обучающимся не давали должного знания. Этот вопрос всегда был актуальным. Даже сегодня, когда образование является необходимостью, в нашем обществе есть люди, которые предпочитают только религиозное образование светскому. Мы не хотим утверждать, что мы против религиозного образования, но образование должно быть универсальным.

Человек должен быть выше всяких материальных благ, он должен чувствовать себя свободным, а свободным быть – означает быть счастливым.

Бедил остается верным своей идее о том, что человек является самой высшей ценностью в этом мире. Пантеистическое обожествление человека Бедилем является своеобразным итогом суфийской философии, которая всегда стремилась освободить человека от зависимости к низменным страстям, социальным и духовным порокам во имя приобретения им равенства, счастья и духовной красоты.

Средневековые споры вокруг проблемы предопределенности действий человека и свободы воли были известны Бедилу, но у него есть свой взгляд на проблему. Он исходит из той точки зрения, что человек является венцом эманационного создания мира, поэтому он несет в себе определенную частицу способностей творения. Он утверждает, что если материальный мир является внешним проявлением Истины, то человек является внутренним выражением Истины. Поэтому спрашивать о свободе и предопределении действий человека, говорит Бедил, не имеет смысла.

Такая постановка вопроса о свободе воли приводит Бедиля к отрицанию идеи о полном уповании на Бога и социального бездействия. Бедил особенно в поздних своих сочинениях, и в частности в «Ирфоне» твердо стал на позиции возвеличивания роли труда и приобретении профессий в облагораживании человека. Мыслитель не может представить совершенствование человека без честного труда.

Мыслитель одним из необходимых условий формирования здоровой нравственной атмосферы в обществе считает устранение отрицательных нравственных качеств, какими являются злоба и месть.

Структуру этической концепции Бедиля составляют такие категории как свобода, труд – как необходимая форма существования человека, труд – путь к совершенству человека, образование и наука важнейшая человеческая суть, красота и стыдливость, нравственность, скромность и кротость в гармонии с мужеством и бесстрашием.

Одним из определяющих идей, пронизывающих все этическое учение Бедиля, является идея об исключительном, особом положении человека в мире. Бедил старается в своих произведениях изобразить человека как существа, обладающее духовностью, как культурное существо. Человек не может быть низведен до уровня жизни, обусловленного обстоятельствами среды, в котором живет. Он изображает человека и как часть окружающей среды и возвышает его над ним. А возвыситься ему помогает его моральный облик.

Подводя итоги этическому учению Бедиля, следует отметить, что оно свидетельствует о глубоком гуманизме мыслителя. Он, как великий мыслитель, своей поэзией, а также прозаическими произведениями, в свойственной ему сложном стиле изложения, но с глубокими идеями, раскрывает важные этические проблемы своего времени. Наряду с этим он воспевает высокие общечеловеческие моральные принципы. Хотя нравственное учение Бедиля основывается, в основном, на пантеистической концепции суфизма, тем не менее, оно выходит за рамки самого суфизма и охватывает многие общечеловеческие моральные принципы. В нем подвергаются критике моральные недостатки и пороки общества с целью оказания влияния на формирование человека, который, с точки зрения Бедиля, имеет общечеловеческое призвание.

В третьем параграфе четвертой главы "Гуманизм как главная идея в социально-политических взглядах Бедиля" рассматриваются проблемы человека в обществе, пути совершенствования человека и его назначения. Художественно-этическое исследование Бедилем этих проблем глубоко философичны. Его философия по своему содержанию глубоко гуманистична, психологически направлена, поэтически завуалирована, высоко метафизична, образно богата и чрезвычайно красочна. В этой философии Человек богаче, чем Природа, Бог самореализовался в человеке и в природе. Человек в философии Бедиля осознает, что является инобытием Бога. Поэтому философия Бедиля по своему характеру, мировоззренческому направлению есть пантеистическая. Гуманистическая традиция, вера в справедливость и земное счастье, презрение к лицемерию и пресмыкательству перед владыками мира оказывали эмоционально-нравственное воздействие на народ, будили мысль, вопреки традиции безропотного смирения перед властью Аллаха и земного правителя пробуждали в нем чувство человеческого достоинства.

Пантеизм Бедиля основывается не просто на примитивно-художественном утверждении единства Бога и Человека или Бога и Природы, он есть диалектический взгляд на явления Мира и Духа. Философия Бедиля, как было отмечено, есть дальнейшее развитие суфийской философии Санои, Аттора, Руми, Джами, обогащенная индийскими учениями.

Согласно Бедилу, высокие нравственные качества не являются последствием самоуглубления и уединения.

Теоретическим основанием критики Бедиля нравственных пороков своей эпохи является учение футуввата. Школа футуввата или чавонмарди имела богатые гуманистические традиции, которые содержали в себе принципы великодушия, беззаветного и бескорыстного служения, стремления к распространению добра в обществе, что имело большое социальное значение. Бедилу не были чужды эти идеи. Они из Средней Азии и Ирана были привнесены в Индию, и синтезирововались с существующими индийскими традициями брахманизма и йоги, о чем имеются некоторые намеки в «Четырех элементах». Бедил идеи великодушия, как явствует из его произведений, воспринял непосредственно у Санои, Аттора и Руми. Об этом он сам пишет в поэме «Мухити аъзам», когда говорит о соединении познания с делом, или действием, имея в виду, прежде всего, совершенствование человека путем формирования у него высоких нравственных качеств и принципов, действующих в суфизме и в школах чавонмарди:

Агар маърифат бо амал ёр нест,

Кас аз илми Аттор Аттор нест.

Ба чайби тахакук надуздида сар,

Зи шеъри Санои гиребон мадар.

Ба тарзи якин то набахши нави,

Ба афсона натвон шудан Мавлави,

Если познание не соединено с делом,

То Аттор каким есть в науке, Аттором бы не был.

Не просунувшись голову в воротник знания,

Не рви воротник стихов Санои.

Пока не придашь данному методу новизну,

То сочинениями сказок невозможно стать Руми.

Бедил, как явствует из некоторых его стихотворений, улавливает смысл некоторых социальных явлений. В том числе он с некоторой уверенностью смотрит на объединение людей, лишившихся необходимых средств к существованию.

Важным вопросом для Бедила является проблема счастья. В представлении Бедила счастье – это здоровая жизнь, которая предполагает радость и независимость. Как и другие суфии, истинным счастьем для человека Бедил считает воссоединение человеческого духа со своим первоначальным миром. Однако в обществе, где все люди взаимозависимы, о чем говорили выше, счастье достигается, когда действие людей основывается на благоразумии, справедливости и добронравии. Он сравнивает воспитанного и высоконравственного человека с жемчугом. Общество добропорядочных людей не смешивают с обществом легкомысленных, поэтому воспитание высокой нравственности является необходимым условием счастья. Счастлив тот, кто не унижен. Бедил призывает читателя чувствовать счастье не в роскоши дворца, а в уединении. Счастье мыслитель видит в спокойствии души.

Творчество Бедиля является примером гуманистической традиции веры в справедливость и земное счастье, презрение к лицемерию и пресмыкательству перед владыками мира.

Нам с тобою, Бедиль, наплевать на почет.

И всесильным властям не предъявим мы счет.

Мир особый таится в смиренности нашей:

Много ниже земли в нем слепой небосвод.

загрузка...