Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

Хотя Бедил в своей гносеологии и является мистиком, тем не менее, он критикует те положения мистицизма, которые отходят от наблюдения окружающего мира, и призывают только к самопознанию. Бедил призывает не только к самопознанию, но и наблюдению и созерцанию окружающего мира.

В то же время подвергает критике тех, кто поддается только к созерцанию и игнорирует значение мышления.

Немаловажное значение придает Бедил и роли слова в своей гносеологии. Слово, по его воззрению является источником знания.

Бедил считает, что исследовательская способность человека очень велика, но эту способность человек не усовершенствует.

В поэме "Ирфон" во второй и основной части Бедил разделяет разум и показывает его эволюцию. И эта эволюция завершается познанием человека самого себя. "Теперь десять братьев предстают перед воображением "десятью разумами" – ангелами (укули ашара) – вершителями судеб, а мудрец – их отец "акли кул" (совершенный ум) – архангелом Гавриилом.

На этом солнце закончило свое повествование, и человек познал самого себя".

Только посредством научного познания человек может постичь истину. Мыслитель придает роли науки огромное значение

Бедил будучи пантеистом, признавал познаваемость материального мира, а человеческое мышление может быть отражением реальности. Бедил не рассматривает чувственное познание и рациональное мышление как абсолютно самостоятельные способности познающего человека. Чувственное и рациональное он рассматривал в их единстве и взаимодействии. Именно это позиция в основном отличается и от теологическо-мистического подхода к проблемам познания. И заслуга Бедиля в том, что хотя он и не отрицает божественное начало разума и души, тем не менее, не принижает роль чувственного познания. Бедил утверждает, что разум постигает такие формы материального мира, которые лишены свойств и атрибутов и не могут быть познаны через органы чувств человека. Свойства разума, в отличии от органов чувств человека, способно отразить материальное бытие огромных размеров, имеет такое свойство, как относительность познании качеств. Благодаря умственной способности человек способен запоминать материальные объекты, которых не чувствует в данное время.

И в познании материального мира огромное значение Бедилем придается удивлению. Именно сомнение и удивление являются теми стимулирующими и возбуждающими мысль Бедила моментами, благодаря которым мыслитель идет в художественно-философский поиск роли и назначения человека в этом мире.

Удивление для Бедиля означает своеобразное восхищение над сложностью явлений мироздания и внутреннего мира человека. Сложность тайн мироздания для Бедиля состоит в том, что занавес явлений настолько многослоен, что однозначно объяснить истину всем не возможно.

В гносеологии Бедиля чувства играют огромную роль в процессе познания. Концепция чувственного познания в учениях средневековых мыслителей с некоторыми отличиями схожи.

Целью познания согласно Бедилу является стремление к получению наибольшего знания об объекте познания. Бесцельное упражнение в познании, где у человека нет конечной цели, приводит к заблуждению. Когда познающий стремится к чему-то, он должен получить необходимые знания об этом нечто. Для всецелого познания бытия, кроме чувственного и рационального познания необходимо еще совокупное знание, основанное на научном познании.

Чувственное познание, согласно учению Бедиля, испытывает социо-культурное влияние и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на его развитие. Учитывая то, что данная Бедилем характеристика чувственного познания сделана в эпоху средневековья, когда преследовались всякие передовые мысли, свидетельствует о глубоком и научном подходе к проблемам бытия мыслителем и возвышает значение его философии.

В данном параграфе диссертант пытается дать анализ учению Бедиля о формах и методах познания материального мира и человека. Рассматриваются взгляды Бедиля о науке.

Подытоживая исследование гносеологических воззрений мыслителя, мы пришли к тому, что Бедил (1) степенью совершенства человека считает его волю и способность размышлять над путями познания Абсолютной истины; (2) в соотношении чувственного и рационального познания мыслитель непоследователен, хотя им признаются важность и чувственного, и рационального и интуитивного познания; (3) роль науки в совершенствовании человека очень важна; (4) человек способен достичь степень приближения к Абсолютной истине; (5) в его теории познания поддерживается мысль о достижении Абсолютной истины путем откровения; (6) формами иррационального познания признаются опьянение (сукр), безумие (джунун и бехуди); (7) цель познания - слияние начало и конца в Абсолютной истине;

Глава IY. Социально-политические, этические и эстетические взгляды Бедиля состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе "Учение Бедиля об обществе и пути его обустройства. Проблема справедливости и равенства" рассматриваются социально-философские проблемы в учении Бедиля.

Социально-политические и идейные противоречия в Индии XYII – XYIII вв. оказали огромное влияние на социально-политическую доктрину Бедиля. Чрезвычайно важным фактором в жизни этой эпохи Индии был религиозный и межнациональный вопрос. Бедил вырос и воспитывался среди интеллектуалов своего времени, которые были вхожи в дом его воспитателей и среди них были знатоки арабского языка, которые были профессионалами в толковании Корана и хадисов, суфии, знатоки поэзии, индийской философии и литературы, представители искусства. Под влиянием меджзубов Бедил очень много странствовал и поэтому был близко знаком со многими социальными проблемами и традициями. Все это оказало огромное влияние на формирование социально-политических, этических и эстетических взглядов Бедиля.

Бедил, как и все передовые мыслители той или иной эпохи искал пути устранения зла и утверждения добра, пропагандировал идеи веротерпимости, выступал против религиозного фанатизма и мракобесия, против жестоких и античеловеческих религиозных и сектантских обрядов. В его произведениях подвергаются критике придворная жизнь, несправедливость, стяжательство, тирания, произвол, обман, лицемерие и эксплуатация человека.

Значение концепции общества Бедиля для нас сегодня состоит в том, что в ней представлена историческая картина и обстановка той эпохи. И особое значение этих взглядов сегодня имеют мысли и выводы Бедиля о необходимости единства народов Индии, об устранении их религиозной отчужденности. Сегодня когда весь мир втянут в решении проблем возникших из-за религиозного отчуждения, очень важно изучение социально-политических доктрин мыслителей разных народов и конфессий. Очень важна концепция Бедиля призывающая к земледелию и ремесленничеству в противовес религиозным распрям. Весьма актуален его взгляд о том, что развитие науки и просвещения может в конечном счете обеспечить выход страны из кризиса. Ведь не секрет, что религиозный фанатизм возникает в отстающих странах и провокациям подвержены народы, где б?льшая половина населения не грамотны и живут за чертой бедности. Процветание страны мыслитель видит в единстве народа. Огромную роль на общественно-политические взгляды Бедиля сыграли зороастризм, буддизм, кадырия, накшбандизм и реформы, проводимые Акбаром в Индии.

Бедил как представитель эпохи, в которой господствовало религиозное мракобесие, очень осторожно и метафорично излагал свои мысли и идеи о религиозном и социальном равенстве. Сам факт того, что Мирзо Бедил никогда не служил при дворе, говорит о его своего рода протесте против эксплуатации человека.

Все учение мыслителя об обществе и пути его обустройства, построены на возвышении места человека и его роли в природе и в обществе. Возвышение роли человека Бедилем связано еще с тем, что он в начале своей жизни подвергал себя всем лишениям, которым подвергали себя маджзубы и дервиши и видел в этом бессмысленное занятие человека. Предназначение человека в обществе Бедил видел в познании и труде.

Одной из главных проблем, интересующих и волнующих мыслителя, были существующая в Индии обстановка междоусобиц и раздоров, которые имели огромное влияние на жизнь народа. Эти войны доводили народ до полного разорения и нищеты. Бедил, раскрывая причины распада, призывал к религиозному терпению и единству народов Индии. Особенно следует отметить его стихи, в которых описывается не только жизнь богатых людей, природа, но и жизнь народа.

Бедил как дальновидный человек, лучшим орудием в борьбе против иноземных врагов видел единство всех народов и национальностей Индии. К сожалению, Бедил открыто не высказывал свои идеи относительно того, какого мнения он был об общественном строе. Он высказывает свои идеи против религиозной и национальной отчужденности, против системы каст, за ненасилие, против угнетения женщин, обряда сати, неравенства по религиозным принадлежностям перед правителями и т.п. Но, в конечном счете, мы не можем четко определить границы его теории об устройстве общества. Его социально-политическая концепция связана с его мировоззрением. Например, его поэма "Талисман изумления", хоть и посвящена проблемам отношения души и тела, духовного и материального, все же сюжет поэмы построен таким образом, чтобы на основе государства показать существующие отношения в обществе. Здесь художественно изображается начало эманация Истины, из Единого спускается вниз Дух. Этот Дух уподобляется царю, спустившемуся из священного мира и захватившим государство, под которым уподобляется тело и женится на темпераменте. У них рождается ребенок – здоровье. Он выбирает себе жилищем сердце и собирает вокруг себя счастья, любовь, надежду, опасения, горя, кровь, желчи, слизи, черной желчи. Пока дух держит свое государство в мире, между его окружением возникает распри и это приведет государство в упадок. Сюжет поэмы очень интересен и с онтологической, и с гносеологической, и социально-политической и с художественно-эстетической стороны. Что касается социально-политической стороны, то стержнем поэмы является концепция Бедиля о единстве всех наций и всех слоев общества. В этой поэме чувствуется и критика нравов, царивших в кругу чиновников. В тот период, в Индии, в результате непрекращающихся междоусобных войн положение народа стало очень трудным, и люди иногда доходили до отчаяния. Общество уподобляется организму человека, когда все органы человека здоровы и сосуществуют в гармонии, то и телу ничего не грозит. Эта поэма свидетельствует о том, что мыслитель считает, что, то государство, где нет единства и согласия, больше других государств подвержено к распаду и исчезновению. Если тело в поэме "Талисман изумления" уподобить государству, то можно сделать вывод, что в государстве, клонящемуся к упадку, для состояния нравственности характерен глубокий кризис, процветают негативные явления в обществе, такие как порочность и обман, враждебность и хитрость и т.п.

Бедил, образно и метафизически описывая спор четырех частей темперамента – желчи, слизи, черной слизи и крови, показывает, что разногласия между ними приводят к ослаблению тела. В свою очередь, болезни тела, которые вызваны указанными материальными причинами, приводят к горю, к чувству опасения и страха, подозрительности и к вражде. Эти изменения и заболевания, в конечном счете, поражают сердце, в результате надежда и радость покидают его.

Бедилу очень не нравилось кастовое неравенство, которое существовало в Индии. Он воспевал человека и считал, что человек это высшая стадия божественной эманации и угнетать его противно не только с позиции всех человеческих и природных законов, но и с позиции божьих. Он разоблачает лицемерие и невежество мусульманского духовенства и брахманов. Красноречиво говорит он о том, что где бы мы не оказались – в Индии или в Ираке, везде наблюдаются только кладбища. Бедил считает, что не зависимо от того, как и где живет человек, все люди смертны.

В специальной главе поэмы «Ирфон» Бедил с особым пафосом возвеличивает искусство каллиграфа, портного и ткача, кузнеца, мясника, бухгалтера, каждый из которых «на своем месте является уважаемым человеком». А если человек не будет обладать какой-либо профессией или ремеслом, то его натура не будет совершенствоваться и, более того, будет порочной. Недостаток в великодушии и в приобретении профессий порождает бедность, а неуместная гордость карьерой есть свидетельство невежества. «Следует считать позором, такую гордость», - говорит Бедил. Данная концепция Бедиля основывается на том, что сама жизнь человеческая по своей природе требует заниматься тем или иным ремеслом, поскольку существование неизбежно предполагает производство материальных благ.

Бедил выступает против того, чтобы к представителям искусства обращались как к собственным вещам. Искусство должно быт свободным и стоят выше всякого богатства. В поэме "Ирфон" он восхваляет искусство и критикует тиранов и поработителей людей искусства, а так же здесь высказывает свою идею о справедливом государе. Поэма заканчивается победой, торжеством справедливости над насилием.

Социально-политическая доктрина Бедиля изложена также в его произведении "Ирфон". По своему жанру оно относится к философско-дидактическим произведениям. «Центральная тема вступления поэмы – призыв человека изучать мир и познать самого себя, уверовать в свое могущество над силами природы». Но по этому произведению можно охарактеризовать и социально-политическую доктрину, и тип политического устройства.

Учение Бедиля об обществе основывается на идеи справедливого государя и пути обустройства этого общества связаны с правильным пониманием значения науки и знания. Государство состоит из мудрецов философов, представителей торгового ремесла, земледельцев и ремесленников. Основой государства является централизованное правление справедливого государя, и равное положение всех людей независимо от религиозной, национальной принадлежности или социального статуса.

Второй параграф четвертой главы "Этика и проблема свободы человека" посвящен взглядам мыслителя об этических проблемах.

Бедил не имеет строго нравственной концепции, в которой последовательно излагалось бы его учение. Он также не уделяет внимания определению понятий и нравственных категорий, потому что перед собой он не ставит такую задачу, так как направление мыслей и структура его произведений ориентированы, прежде всего, на рассмотрение человека как завершающего этапа божественной эманации. Следуя за логикой Бедила можно понять, что нравственные категории и их социально-этическое содержание известны всем, поэтому Бедил, где ему это необходимо, непосредственно излагает и этические проблемы.

Этическая мысль Бедиля не могла развиваться в стороне от моральных концепций зороастризма, ислама, суфизма и индийской философии. Хотя Бедил сам нигде не указывал о непосредственном влиянии на него этики той или иной школы или мыслителя, тем не менее, нам известно, что он очень много читал и беседовал с образованными представителями своей эпохи. Естественно, что мыслители Востока были знакомы с древнегреческой философией, древнегреческая же философия, в свою очередь, была знакома с древнеиранскими и древнеиндийскими философскими взглядами.

С древнейших времен литература на таджикско-персидском языке имела дидактико-поведенческую форму, в которой отражались моральные концепции. Развитие этической науки в Центральной Азии имело в основном поэтическую форму. Этическая теория разрабатывалась философами в спецтрактатах по практической философии. И Бедил не является исключением, когда излагает свою этическую концепцию в стихотворной форме.

Основными формами морали в мировоззрении Бедиля являются совокупность общественных норм поведения, содержанием которых являются личностные свойства человека.

Для понимания взгляда Бедиля на достижение нравственного совершенства важное значение имеет последняя завершающая глава «Талисмана изумления». В этой главе Бедил обосновывает идею пантеистического единства человеческого и божественного духа. Он, как бы синтезируя исламскую, индуистскую, неоплатонические идеи о единстве человека с Абсолютом, считает её (т.е. эту идею), высшим принципом совершенства, как и во всех этих троих религиозно-философских учениях – т.е. в неоплатонизме, суфизме и буддизме (в учениях о Нирване) освобождение от материальной привязанности посредством прохождения различных этапов очищения – есть столь же необходимое условие достижения конечной цели.

Бедил в последних страницах этой поэмы с чувством большого оптимизма и гуманизма, с особым лиризмом воспевает процесс приобретения утраченного единства и возвращения к своему истоку. Мыслитель в духе пантеистического учения ибн Араби считает, что явления материального мира являются именами Абсолютной Истины и признаками ее эманации. Чтобы добраться до сущностного единения, необходимо покончить с двойственностью, очищать себя от всего того, что отчуждает его от Истины.

Бедил исходит из того, что человек свободен в выборе своих действий, поэтому он считает, что свобода каждого человека зависит от степени его познания. Бедил изображает человека, не только как субъекта познания, но и как объекта собственного познания с целью самосовершенствования.

Бедил проблему совершенствования человека рассматривает через призму суфизма под влиянием Санои, Аттора и Руми. Санои в поэме «Сайр-ул-ибод» обращает главное внимание на космологические и этические аспекты проблемы совершенства человека. Бедил, используя художественные приемы Санои, в поэме «Талисман изумления» совершенствует их как в аспекте формы, так и содержания, подчиняя все художественному анализу проблем человека. В последних главах «Талисмана изумления» Бедил близко подходит к содержанию «Сайр-ул- ибод» Санои. Но главное отличие Бедила в этой поэме рассмотрения продолжения самопознания и путешествия по пути к достижению единства с Истиной состоит в преобладании этического подхода в рассматриваемых вопросах.

Мыслитель в данном вопросе не признает искусственного мистического самопогружения, а предлагает видеть во внешних проявлениях красоты человека, также и приобретение совершенства в своих познаниях:

загрузка...