Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

«Бог вездесущ, присутствие Бога есть именно та истина, которая есть во всем». Божественное начало разума видится мыслителем уже на бессознательном уровне.

Бедил в своей гносеологии продолжил учение своих предшественников, считая последней стоянкой познания - Истину. Для начала, необходимо определить, какое значение имеет "истина" в философии Бедиля. Категория Истины в философии Бедиля употребляется в двух значениях. Первое – имеет онтологическое значение и второе значение – гносеологическое. В онтологическом смысле Истина употребляется как субстанция, также употребляется как Бог.

Гули асрори хакикат чидан,

Сохиби нашъаи кул гардидан.

Собрав цветок таинства Истины

Возможно наслаждение всеобщим.

Метод достижения истины Бедиля отличается от методов познания суфиев, перипатетиков и вообще философов. Если древнегреческие философы, восточные перипатетики были сторонниками рационалистического учения, суфии для достижения Истины использовали откровение и вдохновение. Они "были уверены, что только при помощи божественной милости можно достичь истину и воссоединиться с ней". А в индийской философии Истина познавалась "особым ритуальным действием", но Бедил в познании Истины, считает важным роль рационального познания, однако при этом не отрицает значения знания приобретенного при помощи чувств.

В данном параграфе дается обстоятельный анализ форм познания. Раскрывается какие формы познания по Бедилю играют важную роль в познании Бога. Сделано заключение, что в вопросах познания Бога Бедил дает приоритет рациональному и интуитивному формам познания.

Бедил во многих местах своего творчества часто употребляет категорию удивления именно, как категорию, а не как обычное понятие. Поэтому при рассмотрении учения Бедиля о познании необходимо иметь в виду содержание этой категории, которая является как бы началом всей теории познания Бедиля. Может здесь и проявляется влияния античных философов.

Удивление для Бедиля означает не беспомощность человека в разгадке тайн природы человека и божественной сущности, а является как бы направляющим стимулом к раскрытию тайн мироздания и духовного мира. Категория удивления для Бедиля иногда выступает, как методологическая установка, которая должна открывать путь для более широкого и глубокого понимания тайны бытия.

Удивление есть результат не знания вещей познающим, скрытости от познания тайны бытия, оно как правило, порождает сомнения, пока перед субъектом полностью не раскрывается характеристика, структура и основные составляющие предмета познания.

Удивление и сомнение являются взаимосвязанными, хотя и неравноценными понятиями, вырастающими в характерную черту философии Бедила. Об этом свидетельствует следующее двустишие:

Адабро рашъае дар набзи чон аст,

Нафас меларзаду наътам гумон аст.

Кафе хокистарам, парвоз дорам,

Навои хайратам, ин соз дорам.

Вежливости в пульсе жизни,

Дыхание дрожит, восхваление мое есть сомнение.

Я горсть пепла, лечу в виде пыли,

Играю я на мотиве удивления.

Удивленный человек также имеет этот круг. Его дорога – это путь с Аллахом от Аллаха к Аллаху. Его путешествие – это путешествие Аллаха, в котором есть и начало и конец. Бедил не считает, что образы абстрактны сами по себе. Мыслитель представляет источником ощущения, представления, понятия, разума мир природы. Хотя он всегда подчеркивал роль и значение мышления и разума, тем не менее, Бедил, находясь под влиянием суфизма, бывает непоследовательным в своих взглядах. Его непоследовательность заключается в его иррационализме в познании божества, иногда он призывает к познанию Абсолютной истины, а иногда считает, что Абсолютная истина в тебе самом и если ты познаешь себя, ты познаешь Бога.

Разум является источником света. Все остальные формы познания по отношению к разуму второстепенны. Значение разума огромно в познании человеком материальных явлений и божественных атрибутов. Разум обладает в теории познании Бедиля и субъективными и объективными качествами. Мыслитель в противовес суфийскому иррационализму считает, что разум не только способен объяснять нам прошедшее и настоящее, но и с его помощью человек может узнать о будущем.

Одним из основных атрибутов разума является человеческая совесть, которому Бедил придает божественное происхождение. Вообще, Бедил утверждает о божественном происхождении не только разума и совести, но и воли. Мы не можем согласиться с тем, что разум, совесть, воля имеют божественное происхождение. Естественно, влияние той или иной религии на формирование воли очень важна. Но все же думается, что в данном случае мыслителем упущен из виду социальное происхождение рассматриваемых категорий. В эпоху средневековья говорить о свободе совести очень трудно, тем не менее, реформы, проводимые Акбаром в стране, где существуют несколько религий, в том, числе все три мировые религии, могли бы дать хороший шанс для формирования толерантности.

В истории таджикской философии познание главным образом имело значение в открытии Истины. И в познании Истины основной формой считалась интуиция. В творчестве же Бедиля встречаются такие понятия как вахй, кашф, шухуд, хадс. Эти понятия содержат в себе формы интуитивного познания. Естественно, что Бедил не является автором этих понятий, так как эти понятия до него широко использовались восточными перипатетиками, в суфизме и т.п., но в отличие от них Бедил интерпретирует эти понятия по-своему. Термин вахй "с точки зрения религии и познания, и идеалистической философии – это специальная форма и неестественная форма познания объекта. Оно предназначено для познания божественной тайны и небытия, посредством которой познаётся божественный (идеальный) и нематериальный мир. Согласно религиозным представителям это способность, только свойство пророков…", то и Бедил эту форму также причисляет к свойствам пророков. И считает эту форму интуитивного познания высшей стадией, т.е. он вахй рассматривает не как форму, а как стадию познания. Нам кажется, по Бедилю лучше эти понятия назвать стадиями, нежели формами, так как он не отрицает не одну из перечисленных понятий, а указывает их стадиями интуитивного познания.

Следующая стадия интуитивного познания "кашф", предназначается Бедилем в форме откровения. Это такое познание, которое приходит так же пророкам, но на основе их первичного знания и предшествующих рациональных и чувственных познаний. "В мусульманском мистицизме отличают термин "кашф" от термина "вахй", хотя оба термина на русский язык переводятся как откровение. В суфизме, как утверждает Зарринкуб, "кашф" означает такой вид познания, которое предназначено для познания (осознания) божественной сущности, которое свойственно только тем, кто сможет преодолеть завесу между материальной и божественной реальностью, путем тариката (суфийская концепция путей познания Истины). По представлениям суфийских историков "кашф" разделяется на откровение формы и содержания, каждая из которых разделяется на пять видов. Кашф – это знание, которое получает мистик от потустороннего мира благодаря упорной психологической тренировке (машк), после приобретения психологического состояния (хол) экстаза. Однако вахй – это то знание в форме наставления, которое получает пророк без всяких тренировок от Бога через Джябраэля." Что касается Бедиля, то он хотя и сторонник данной интерпретации, при пропаганде знания и науки вообще, считает, что кашф может придти к "любому усердно познающему". Если вахй свойственно пророкам, то кашф может достичь и обычный человек, познающий Истину.

У Бедиля нет такой четкой концепции частей откровения, которое есть в суфизме, тем не менее, он считает, что откровение приходит на основе чувственных и рациональных познаний. Мыслитель утверждает, что Божественный свет (знания) представился пророку Мухаммеду в форме откровения.

Бедил в своей гносеологии продолжил учение своих предшественников, считая последней стоянкой познания – Истину. Для начала, необходимо определить какое значение имеет "истина" в философии Бедиля. Категория Истины в философии Бедиля употребляется в двух значениях. Первое – имеет онтологическое значение и второе значение – гносеологическое. В онтологическом смысле Истина употребляется как субстанция, также употребляется как Бог.

Во втором параграфе третьей главы "Учение о миропознании. Человеческая Истина" рассматриваются взгляды Бедиля о формах и методах познания окружающего мира и человека.

У Бедила познание материального мира выступает как второстепенная задача.

Бедил указывает на отношение между языком и разумом. Язык по Бедилю, как чувствительный орган становится познавательным орудием, способствующим для обмена информаций.

В процессе познания используется простейшая и общая для мышления форма абстракции – суждение. Суждение представляет собой мысль, в которой содержится информация о подлунном мире в форме утверждения или отрицания.

Бедил придает большое значение разуму для постижения самого человека, ибо пока человек не понимает своей сущности, он не может постичь красоту и сияние Истины:

Ба кунхи хеш то натвон расидан,

Чамоли Хак чи имкон аст дидан.

Если не в силах достичь сущности самого себя,

То какова возможность увидеть красоту Истины?

Хотя постановка проблемы у него на уровне философской мистики, но, тем не менее, его художественно-философское исследование проблемы человека, как космопланетарного явления, представляет большой историко-культурный интерес. Учение Бедиля в этом плане можно назвать мистико-философской антропологией.

Ум, сознание Бедилем представляется как чистая доска, на которой внешние предметы оставляют свои следы, образы и затем возникают мысли в человеческом мозгу.

Далее продолжая свою мысль, Бедил утверждает, что найти человеком начало и конец мироздания является таким же безуспешным занятием, подобно тому, как в начертанный циркулем круге искать точки начала и конца. «В круге, начертанном циркулем, где думают, что эта точка является концом, она является началом, а точку, которую представляют, как начало может быть концом, поэтому каждая отдельная вещь в этом зримом мире является зеркалом удивления при постижении сущности и каждая часть мира явлений приводит к целому размышлению».

Бедил часто допускает скептицизм не потому, что тайны бытия недоступны человеческому разуму, а потому что философские размышления и мысли не представляется возможным довести до обыденного сознания. Иначе говоря, Бедил утверждает, что сложные концепции и мысли довести до сознания масс очень трудно.

загрузка...