Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

Глава II. Онтологическое учение Бедиля состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе "Космогония. Бог как первая реальность" дается разъяснение понятию Бог, Абсолютная истина, которая рассматривается в онтологии Бедиля. Проблема Бога в истории философской мысли средневековья была одной из основных мировоззренческих проблем, стоящей в центре внимания различных философских и религиозных течений. Бедил решает вопрос об отношении Бога к миру под влиянием предшествующих, а также существовавших в его время в Индии философских школ. Что касается вечного вопроса сотворен ли мир Богом или он существует от века, или существует изначально, то этот вопрос Бедилем ставится не так открыто, хотя во всех своих произведениях («Ирфон» («Познание»), «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан»), «Тури маърифат» («Синай познания») причиной возникновения материального мира считает желание Абсолютного бытия. Бедилем не ставится вопрос доказательства существования Бога при разработке концепции сотворения мира Богом. Вопрос о сотворении мира Богом для Бедиля это само собой разумеющийся вопрос. Как и Санои, Бедил считает, что "Необходимосущее – это Бог, Творец", а что касается материального мира, бытия, материи и формы, души и тела, разума, времени, то в этих вопросах у Бедиля есть расхождения с видными предшествующими ему представителями суфизма. Все-таки сказывается влияние индийской философии. Здесь же хочу отметить, что в теологии Бедиля огромную роль оказали и зороастризм, иудаизм, христианство, мутазиллизм, каррамизм, дахризм и прочие течения религиозной и философской мысли. Судя по проблематике религиозно-философских сочинений мыслителя, он является представителем так называемой синкретичной теологии.

Бог изображается Бедилем первоначально как потенциальный творец, который впоследствии стал действительным творцом. В суфизме действительное бытие отождествляется с Богом, а материальный мир также рассматривается как наличное, существующее бытие, хотя является изменчивым, текучим, непостоянным и подвергающимся исчезновению.

Теология Бедиля основана на том, что он Бога видел единым источником всего сущего. Бог Бедиля это необходимосущее, которое дает возможность возможносущему быть. По Бедилю если бы не было необходимосущего, то не было бы и ничего другого, ибо возможное не может существовать без того, что уже существует, а все другое, что не существует, это то, что находится в состоянии возможносущего. Бог Бедиля это начало, которому нет конца. Он суть, явление, которого еще не выявляются. Явления постепенно эманируются как отражение света. Бедил представляет Бога в полном спокойствии. И в этом спокойствии еще не видно явление деления, но когда уже деление произошло, исчезло единство. То, что Единое в полном спокойствии это – Бог, который пока не разделился. Единое, Абсолютное бытие и Бог – это субстанция всего бытия.

Человек, согласно Бедилу, появился как результат самоизлияния и инобытия Истины. Истина, в самом начале была сокрытой Абсолютной красотой настолько в не проявленном состоянии, что ни одно понятие, обозначающее смысл сам в себе скрытости Истины не выражает того состояния. Затем наступает период, когда Истина по собственному волеизъявлению выходит из собственной неопределенности, наподобие розы, раскрытой в цветнике в результате его взгляда и сияние, одновременно приобретает видимость наподобие звука и музыкального инструмента. Эта вечная красота стала отражаться в зерцале возможного бытия. Именно это проявление стало причиной возникновения растительности из земли и огня, и из камня. Это означало превращение единственного во множественность. Итогом этого процесса стало появление человека в результате эманации Абсолютного бытия. Согласно концепции Бедиля процесс превращения из Единственного во множественность был процессом самораскрывания и увеличения в числовом отношении. Эманация Единого была общекосмическим явлением.

Второй параграф второй главы "Мир и его происхождение" посвящен исследованию взглядов Бедиля вопросам бытия. Бедил объясняет, что всякое постижение бытия несовершенно, поэтому оно порождает больше вопросов, чем ответов. И утверждает, что содержание духовной сферы относится к мыслимому, а не натурно существующему. Тем не менее, бытие в его философии рассматривается как систематический свод идей о сущем, распадающемся на части.

С точки зрения Бедиля, чтобы разрешить сложный узел проблемы бытия, следует выяснить вопрос о соотношении духа и материи.

Взгляды Бедиля на материю и форму больше оказываются под влиянием взглядов восточных перипатетиков. В своей монографии И.М.Муминов утверждает, что Бедил выступал против идеалистического учения суфиев в решении вопроса об отношении духа и тела, с чем не можем полностью согласиться. Бедил никогда не боролся против взглядов суфиев. Он по-другому старался комментировать некоторые вопросы соотношения материи и духа. Мыслитель рассматривает мир в неразрывной связи духа и тела. В его онтологической концепции понятия духа и тела соответствуют понятиям материи и формы.

Бедил описывает, как в мире произошло движение и изменение, и как явления превращаются в свои противоположности, от чего происходит противостояние Неба и Земли. Все изменения происходят в соответствии со своими естественными способностями и в зависимости от них занимают места в лестнице совершенства. Бедил отмечает, что даже эти наши представления и наши размышления, в какой бы форме они не преподносились, все равно они являются условными (Тафаккур очизу, андеша, орист, Чи тахкику чи таклид эътиборист).

????oe?р

??oe?????

<эОписывая процесс эманации и появления человека в конечном ее этапе, Бедил в рамках мистицизма высказывает ряд важных диалектических догадок, в особенности о Единстве, о противоречии, о взаимосвязи частей целого.

Бедил бытие рассматривает как постоянно меняющуюся наличность, которая имеет различные ступени проявления.

Бедил рассматривает бытие, как взаимосвязь скрытой и раскрытой сущности Бога. Согласно Бедилу, сущность предполагает явление подобно тому, как яйцо паука содержит в себе возможность проявления в форме корней и ниток, эти же нити паутины в скрытой форме содержат подобно четкам, паутинные яйца. Здесь Бедил доходит до понимания логики взаимосвязей объективных явлений. Об этом свидетельствует продолжение его мыслей: «выглядит абсурдным, чтобы семя существовало без корней, а допущение корней без семени и ее проявление есть плод фантазии. Воображение цветов без цвета и запаха, есть воображение небытия, а представление цвета и запахов без самого цветка подобно представлению ветра. Вода при изящной чистоте сближается с воздухом, а воздух в состоянии уплотнения проявляется в виде воды. Поэтому в понятии «воздух» вода выступает в качестве сущности и в понятии «вода» воздух выступает как знамя содержания».

В мировоззрении Бедиля мы находим противоречия. С одной стороны, он, считая божественный мир вечным, противопоставляет ему преходящий и тленный материальный мир. С другой, считая материальный мир эманацией и инобытием Абсолютной идеи, имплицитно признает и вечность эманированного мира. Это можно заметить, когда Бедил говорит о вечности движения. Последний, с точки зрения мыслителя, является непрерывным процессом, связанным с самим миром.

Таким образом, Бедил пантеистически рассматривает материальный мир, считает его конечным этапом эманации Абсолютной истины, вечным и изменчивым и рассматривает мир как совокупный объект, самодостаточный универсум, охватывающий все сущее, которое, подчиняясь естественным связям, развивается по натуральным, пребывающим внутри, законам.

В третьем параграфе второй главы "Антропологические представления Бедиля" рассмотрены взгляды Бедиля о появлении человека, о месте его в природе и сама природа человека. Бедил в своей онтологии появление человека связывает в соотношении души и тела, которое в свою очередь связано с соединением четырех (соков) жидкостей: слизи, крови, желчи и черной желчи. Бедил при описании этих четырех жидкостей делает упор на взаимоисключение каждого из них друг друга, но необходимой взаимосвязи их для сохранения тела:

Несмотря на всемерную близость,

Из каждой волны видно объятие разлуки.

Конечным итогом эманации Истины, посредством душ является человек.

Из одного зеркала возникли сто отражений

В одном полете взлетели несколько крыльев.

Возникли минералы, поскольку появилась кровь,

Растительность расцвела и вытянулась вверх,

Животное, использовав возможность, убежало,

Птицы из крыльев создали себе простор.

От блеска чистоты зеркал таинств

В конце концов, эманировался человек.

В четвертом параграфе второй главы "Проблемы души в онтологии и психологии Бедиля" впервые исследованы взгляды Бедиля о душе.

Проблема души в философской системе Мирзо Абдулкодира Бедиля выступает как мировоззренческая основа и методологическое начало. Учение Бедиля о душе многоаспектное.

Душа в системе взглядов Бедиля – это активное начало, которое является причиной превращения возможности в действительность.

Душа по Бедилю это чистый свет, не просто основа всего нашего познания, но и свет всего того, что мы видим. Бедил утверждает, что Истина предвечна по отношению к душе. Душа способна питаться, размножаться, двигаться, т.е. Душа имеет способность и неорганических и органических тел. Таким образом, душа имеет растительное, животное и разумное свойства.

Бедил в "Ирфоне" размышляет о природной душе, о растительной душе, о животной душе и о душе человеческой. Душа как активное начало, которая является причиной превращения возможности в действительность, есть способность органических тел питаться, размножаться, двигаться. Посредством души постигаются единичные вещи и их частные и общие качества. Душа существует и до материального тела. Здесь необходимо отметить, что в философском аспекте учения Бедиля о душе различаются такие понятия как Абсолюный дух- Рухи мутлак, Рух – дух, нафс – душа, а так же есть такие понятия как – воздух, которая соответствует понятию душа, дым – дух, хаво – Абсолютный дух. Абсолютный дух, Космическая Душа и Мировая душа – эти понятия в философии Бедиля тождественны, эта Душа, которая имеет божественную природу.

Хотя у Бедиля Душа имеет неделимость от первичной Души посредством воли, она напряжена в эманации от себя к иной природе.

Делимая Душа в теле имеет такие свойства присущие телам, как цвет и качество. В каждом теле, зависимом от массы, единые качества имеют и различия. Хотя свойства и тождественны, но сущность не может быть тождественным. Тело является единым благодаря непрерывности. этим оно и отличается от души. Таким образом, по Бедилю, Душа пребывает везде, но остается целой, делимой душа оказывается в сфере тел, потому что делимость это свойства тел. Если Душа сохранив свою суть неделимости, не имело бы свойство делимости, то все в мире не обрело бы одушевленность. Как и у Плотина "душа есть и единое, и многое; тела - только многое; Высочайшее – только единое" и у Бедиля Душа и тела находятся в гармонии. Таким образом, функцией тела Бедил считает растительную и животную душу. "Поневоле она находит себя нуждающейся в совокупности всех вещей и непроизвольно стремится к их приобретению, будь то вещи из числа умственных, например знание истин и мыслей, или из числа внешних средств, наподобие ощущаемых великолепий мира существующего".

Таким образом, Душа является трансцендентным организующим и управляющим началом всего подлунного мира, природа же является ее фазой как имманентное начало жизни и телесности. Душа не есть тело или что-либо неразрывно связанное с телом, она умопостигаемая, неделима в пространственном и временном смысле, так как не имеет количества, хотя обладает восприятием и памятью.

Душа постоянно находится в поиске, и это является причиной её движения. В том, в чем душа нуждается изначально в нем заложено. Т.е. эманируясь в материальный мир Душа ищет ту истину, откуда снизошла. Конечным пристанищем Души является Абсолютная истина, где она находит и покой. "Любить какую-нибудь вещь свидетельствует о нужде в этой вещи. И нуждающийся считает доставшимся ему добром все, что приобретает в свои руки. Однако удовлетворение этой постоянной души невозможно, потому что пока существует частичная сложность формы, она не может достичь полно простоты, т.е. пока существует телесная грубость, невозможно приобщиться к духовной тонкости. Отсюда становится ясно, что эта священная сущность – человеческая душа – ищет свой утраченный покой в собирании средств и пока не присоединится к недосягаемой субстанции, все будет бежать по пути волнения ".

Можно сделать такой вывод, что Душа по Бедилю абсолютно реальна, изменяется, при этом, сохраняя свою сущность (всегда и везде одно и то же), познающая самого себя, невозможно представить ее как протяженной или делимой. Мы живем потому, что всеобщая Душа находится внутри нас.

Глава III. Гносеологические аспекты философского учения состоит из трех параграфов. Первый параграф "Богопознание и божественная Истина" посвящен анализу гносеологических воззрений Бедиля о путях познания Бога и его методах. Гносеологические воззрения Бедила тоже противоречивы. С одной стороны, он придерживается иррационализма суфиев в познании божества, с другой возвышает роль разума в познании материальных явлений. Иногда он считает, что научные возможности человека очень высоки, но к сожалению человек не смог раскрыть свои познавательные способности. Если бы человек приобрел истинные знания, он смог бы своими усилиями достичь кульминацию познания, постичь Истину. В гносеологии Бедила можно различить пути и средства познания Абсолютной Истины, материального мира, а также роль разума и чувства в их постижении.

Одной из форм иррационального познания в гносеологии Бедиля является любовь. Любовь в эпистемологии Бедиля имеет формы. Высшая степень любви направлено на божественное познание. В своем развитии любовь проходит стадии. Умеренная стадия любви – мухаббат, а высшая эмоциональная стадия – ишк. Высшая стадия и есть постепенный переход в иррационализм. Любовь, как гносеологическая категория, полностью передает суфийское понимание этой категории. Аль-Худжвири пишет: «У шейхов существует разные взгляды на страстную любовь (ишк). Одни суфии считают страстное чувство к Богу позволительным, но проистекающим не от Бога. Такое чувство, говорят они, атрибут того, кто в разлуке с Богом, однако Бог не разлучен с человеком, поэтому человек может любить Бога страстно, однако к Богу этот термин неприложим.

загрузка...