Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

Глава первая."Социо-культурные условия и идейные истоки философии Мирзо Бедиля" состоит из трех параграфов.

Первый параграф "Социально-политические условия Индии ХYII века" посвящен рассмотрению условий, сыгравших огромную роль в формировании мировоззрения Бедиля. Средневековье в Индии составляет весьма значительный и сложный период в истории ее народов. Воздействие ислама на политическую, социально-экономическую и духовную жизнь народов Индии особенно ощутимо с той поры, когда в результате ряда завоевательных походов со стороны Средней и Центральной Азии и северо-запада Индии устанавливается господство мусульманских завоевателей, в дальнейшем распространившееся на Восток, вплоть до Бенгалии, и на Юг, вплоть до Майсора. Установление власти мусульманских феодалов привело к резкой феодальной эксплуатации не только сельского, но и городского населения, что не могло не сказаться и на духовную жизнь. Эта синтетическая культура, которая сохраняла многие традиции Востока, сильно отличалась от культуры арабов. Ислам имел господствующее положение, однако его содержание значительно обогатилось. Как пишет Джавахарлал Неру: «Культура, которую арабы несли в далекие страны, непрерывно менялась и развивалась. На ней был сильный отпечаток новых идей ислама, но все же назвать ее культурой ислама было бы неправильно, и это лишь запутало бы нас». Литературно-исторический и культурно-духовный процесс народов Индии в средние века может рассматриваться в таких относительно самостоятельных периодах: первый - с VII по XIII вв., второй - с XVI по XVII вв. Такое разделение уже не раз принималось многими исследователями истории Индии.

Необходимо отметить, что не следует понимать эти этапы или периоды как нечто замкнутое. Эти этапы культурного процесса народов Индии породили общее для всей страны классическое наследие. Оно является совокупной социально-политической идеей различных народов и народностей Индии. С VI-VII вв. начинается длительный процесс становления формирования философской мысли, которое зародилось еще в II-I вв. до н.э. Жизнь и творчество Бедиля охватывает конец XVII начало XVIII веков. Этот период очень богатый по насыщенности историческими событиями в Индии. Условия социально-экономической и политической жизни эпохи оказали большое влияние на формирование философских и социально-этических взглядах Бедиля. Процессы, происходящие в Индии, прямо или опосредованно были связаны с общественно-политической ролью ислама.

Ислам в Индии в основном начал внедряться во время нашествия туда войск Махмуда Газневи, что стало причиной не только религиозных распрей между индусами и мусульманами, но и упадка экономики и тяжелых социо-культурных отношений. Изначально Индией не правили непосредственно мусульманские правители, а в основном они делали ставки на своих единоверцев и выходцев из Средней Азии и давали им большие полномочия и привилегий.

Бедилю импонировал «всеобщий мир», провозглашенный Акбаром, самым умным политиком из династии великих моголов, при правлении которого была попытка основания общей религии для индусов и мусульман «дини илохи» (божественная религия). Акбар пытался провести идею соединения положительных сторон распространенных в Индии религий, таких как индуизм, ислам и зороастризм под лозунгом равенство всех перед богом.

Жестокая эксплуатация крестьян и ремесленников военно-феодальной знатью в момент правления Аврангзеба привела к обнищанию миллионов людей и к обострению классовой борьбы. По словам Бедиля, крестьяне работали круглый год, а урожай, полученный их трудом, становился объектом легкой добычи знати и корыстных чиновников. Все это вызывало недовольство не только индусов, но и мусульман. Особо активизировались последователи суфизма. Им импонировала идея суфиев о преходящем характере, непостоянстве земной жизни, о якобы реальности и вечности потусторонней жизни. Ряд суфиев, абсолютизируя эту идею, проповедовали полное презрение к материальной жизни. Впоследствии, более глубже изучая философию суфизма, Бедил подвергает критике суфиев, проводивших жизнь в одиночестве и бездействии.

Одним из важных событий эпохи Бедиля является, то, что уже некоторые порты и города Индии становились колониями европейцев, т.е. начиналось постепенная колонизация Индии. Как показала история, это было результатом вышеизложенных исторических событий. Сами же европейцы так же провоцировали эти междоусобные и межрелигиозные распри. Они снабжали противоположные стороны современными оружиями.

Таким образом, жизнь Бедиля проходила в период распада некогда крупнейшей империи Великих моголов на территории Индии.

В это время страдания от произвола феодалов привели к тому, что возникали течения, имеющие оппозиционные настроения. Начали развиваться сектантские движения, отличавшиеся эклектическим характером своей идеологии. Для этих движений примечательным является сочетание антифеодальной оппозиции с отказом от активной борьбы против феодалов.

К числу таких движений относится движение "бхакти". О слиянии обеих религий – ислама и индуизма, выступало также движение, возникшее в XV в. среди индусских ремесленников и торговцев, движение "сикхизм". Представители "сикхизма" выступали как против мусульман, так и против брахманов.

Как и в других частях мусульманского мира, естественно, и в Индии широко были распространены суфийские братства. "Наиболее популярными и активными в Индии были следующие братства: чиштия, сухравардия, кадирия, шаттария, накшбандия, кубравия, мадария, каландария и айдарусия. В процессе своего развития они дали начало многочисленным дочерним ответвлениям". Под воздействием индусских течений появившиеся в суфизме множество сект или братства претерпевали изменения. Эта эпоха наиболее благоприятствовала появлению индийских тарикатов. "Источники того времени упоминают около двух тысяч суфийских рибатов и ханака, которые действовали только в Дели и окрестностях в X/XYI в. В них также приводятся длинные списки выдающихся индийских суфиев, принадлежавших к различным "цепям" духовной преемственности и семьям потомственных "святых". В силу своей близости к индийским религиозным учениям, оппозиционные суфийские воззрения были распространены среди населения больше, чем ортодоксальный ислам, хотя последний считался господствующей религией в Индии. Подробно об орденах мы остановимся в следующем параграфе.

Индия - страна древней культуры, колыбель древних религиозных систем, страна, в которой с незапамятных времен получили развитие и подлинные науки, и изящные искусства. Индусы изобрели десятизначную цифровую систему, которую европейцы сейчас называют "арабской". Также необходимо отметить, что широко была распространена индийская музыка, которая, существуя с древних времен, отличалась своей чрезвычайной разнообразностью. Бедил поддерживал тесные связи с музыкантами.

Таким образом, вторая половина XYI- начало XYII века является одним из важнейших и ярких периодов истории народов Индийского субконтинента, с которым связан ряд значительных в общественно-политической и культурной жизни. В политическом плане Индия в эпоху Бедиля была в тяжелом состоянии. На всем обширном пространстве Могольской империи происходило брожение и рост идей возрождения, представлявших собой смешение религии и национализма. Каждый правитель стремился к расширению собственной власти. Эта ситуация породила новые типы реформаторства, которая проповедовала синтез всех имеющихся течений и направлений при этом игнорировала кастовую систему. Важным фактором упадка Могольской империи был развал экономической системы, часто происходили крестьянские восстания.

В социальном плане, мусульманские правители и их окружение ассимилировались в Индии и их династии полностью индианизировались, пустив корни в индийскую почву и считали Индию своей родиной, в свою очередь и индийские князья смотрели на них уже как на своих. Происходили браки между мусульманскими и индийскими семьями.

Параграф второй «Культурно-цивилизационное многообразие Индии и место мусульманской культуры в нем».

Духовная культура Индии невообразима по своему богатству и разнообразию форм. В своем историческом развитии в течение многих веков в Индии возникали и распадали много империй. Существование этих империй содействовали сближению народов, распространению в их среде многих общих законов, этических норм, религии, философии, а также тех или иных канонов создания произведений искусства и литературы. В результате взаимного обмена культурными ценностями обогащался фонд культуры каждого отдельного народа в Индии, и одновременно создавалась общеиндийская традиционная культура. Культурное многообразие Индии, следствие не только заимствований культурой коренного населения ценностей других культур. Этот процесс взаимовлияния начинается с древнейших времен, с периода первого прихода арийцев. Мы могли бы сказать, что первое большое культурное слияние имело место между вторгшимися ариями и дравидами, которые были, вероятно, представителями цивилизации долины Инда. Плодом этого синтеза и слияния явились индийские народности и коренная индийская культура, носившая отличительные черты и тех и других. В последующие века появилось много других народов: иранцы, греки, парфяне, бактрийцы, скифы, гунны, тюрки (до ислама), первые христиане, евреи, зороастрийцы. Они приходили, вносили что-то свое и ассимилировались. По словам Додуэлла, Индия, "подобно океану, обладала бесконечной способностью поглощения". Кажется странным, что Индия с ее кастовой системой и общинной замкнутостью могла обладать этой удивительной способностью – поглощать иноземные народности и культуры. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникли новые династии. В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство – Делийский султанат. Государственной религией становится ислам суннитского направления, а официальным языком – персидский. На культуру Индии огромное влияние оказала эпоха мусульманских династий. Это влияние коснулось всех отраслей культуры. Стали появляться новые по своему характеру и значению архитектурные сооружения, поэзия, философия, музыка, изобразительное искусства, письмо и т.п.

Заметным явлением в сфере культуры было творение произведений представителями индоязычных и персоязычных поэтов и ученых на разных языках. Например, поэт Абдурахимхан Рахим писал на фарси, чагатайском, арабском, санскрите и хинди.

Бурное развитие получил литературно-философский «сабки хинди» (индийский стиль), известными представителями которого были Толиб Омули, Мухаммадхон Машхади, Шайдо, Рукно Коши, Фони, Кашмири и др. В развитии "сабки хинди" велико значение того литературного круга, который был образован при дворе Акбаре по инициативе вазира Абулфазля и его старшего брата Файзи. В этот литературный круг входили Урфи, Газоли, Рафии, Мавджи, Назири, Санои, Нишопури, Зухури, Навъи Хабушони и ряд других поэтов. Творчество этих поэтов было направлено на поддержание политики Акбара. Они создавали свои произведения на основе нового стиля и связывали их содержание с реальной жизнью Индии.

О развитии литературы на языке фарси и распространении «сабки хинди» свидетельствуют многочисленные указания самого Бедиля, в особенности, в его «Рукаот» и «Чахор унсур». Его дружественные связи с индусами и мусульманами – Шукуруллохоном, Шакирхоном, Изид Бахш Расо, Карамуллохоном, Миен Лаъл Мухаммадом и др., и вопросы, излагаемые в письмах к ним, не только касаются личных отношений Бедиля к известным деятелям его эпохи, но в них также отражены проблемы развития литературы этого периода Индии в целом. Наиболее известными представителями литературы XYII века в Индии были Носир Али, Косымбек Девона, Зебуниссо.

Важным фактором в развитии культуры является взаимовлияние индуизма и ислама. Индуизм ощущал влияние новых идей, а ислам в Индии, в сою очередь, стал отличаться от того, чем он был в других странах. Индуизм в целом поддался воздействию неистового монотеизма ислама, а смутные пантеистические представления индусов оказали влияние на индийских мусульман. Исключительную роль во взаимодействии и синтезе индо-мусульманской культуры сыграли, созданные Акбаром, "Ибадат-хана" и "Мактаб-хана". В "Ибада-хана" проводились религиозно-научные споры, а "Мактаб-хана", это своего рода бюро переводов. Эти учреждения сыграли важную роль в примирении последователей различных вероисповеданий, и особенно индусов и мусульман, в развитии взаимодействия и взаимовлияния общественной мысли, науки и культуры народов, населявших обширное Индийское государство в период жизни Бедиля.

Бедил, представитель той культуры, которой присуще многоликость и многоплановость, он характеризуется определенным синтезом различных культур. А в мировоззренческом отношении значительным оттенком синкретизма.

Бедил таджикоязычный представитель культуры Индии, который своим творчеством оказал столь мощное влияние на синтез мусульманской и индийской интеллектуальной культуры, которое связано с развитием целого направления общественно-философской мысли ряда народов Центральной Азии.

На примере Бедиля можно нагляднее представить взаимодействие индуистской и исламской, индийской и ирано-язычной духовных традиций, положительные стороны которых воздействовали на формирование чувства веротерпимости, совместного созидания, установления мира и взаимодоверия между разными народами.

Терпимость к чужой мысли было характерно индийскому мировоззрению. Еще в глубокой древности индус чувствовал, что истина многогранна и что различные воззрения представляют собой лишь различные стороны Истины, которая не может быть выражена полностью. Он не страшился усваивать даже крамольные учения, если они были логически обоснованы. Если это было в его силах, индус не позволял погибнуть самой незначительной из традиций, пытался их всех примирить между собой.

Суфизм так же синтезировал в себе по своему все ценное, что соответствовало духу индийской культуры на основе ислама.

Философская система Бедиля является синтезом идеи различных философских школ и направлений. Изучение его трудов свидетельствуют о том, что в них переплетены разные философские учения.

В параграфе третьем "Идейные истоки формирования мировоззрения Бедил" определены конкретные идейные источники формирования мировоззрения мыслителя и сделан вывод, что мировоззрения Бедиля сформировалось не только на суфизме и каламе, но и на основе античных греческих, древнеиндийских и современных Бедилю школ и течений.

Философия Бедиля сформировалось синкретически, на базе всех многообразных учений, которые были распространены в Индии в его время.

Философская система Бедиля, по нашему мнению, является синтезом идеи различных философских школ и направлений. Изучение его трудов свидетельствуют о том, что в них переплетены разные философские учения. Выше мы уже обратили внимание на влияние маджзубизма и суфизма на формирование взглядов Бедиля. Однако это не означает, что Бедил механически усвоил идеи различных учений. Наоборот, он очень искусно синтезирует различные по историческому и географическому признакам религиозно-философские традиции в исламской интеллектуальной канве.

В индийских, в том числе буддийских, учениях специфично отразилось возмущение человека лишениями и страданиями, которые принес строй варн, что в нем сконцентрировались отчаяние и бессилие сражающих, их пассивный протест. Аналогичное настроение буддизма и раннего христианства наблюдаем и в маджубизме и суфизме, под воздействием которых находился и сам Бедил. Мировоззренческие установки и житейские настроения последователей маджзубизма и суфизма в период жизни Бедиля было особо привлекательным. Маджубизм, например, оказало сильное влияние на первоначальный период жизни Бедиля. Что касается буддизма, то его влияние наблюдается на суфизм раннесредневекового периода, а затем на суфизм эпохи Бедиля и самого мыслителя, прежде всего в морально-этических вопросах.

«Родина Бедиля – великого таджикского классика – Индия. Одно это обстоятельство говорит о том, что истоки его мировоззрения неотделимы от пространственно-временного контекста ведийской философской культуры».

Здесь следует подчеркнут влияние Шанкары на духовную жизнь Индии, в том числе и на мировоззрение Бедиля. На это обращали внимание и другие исследователи. Например, М.Гулямов пытается найти идейно-теоретическую связь между Шанкарой, Бедилем и Шопенгауэром. Хотя данная тема в некоторой степени дискуссионная, однако, нам, кажется, верной мысль М.Гулямова, о том, что если с именем Шанкары (8-9 вв. н.э.) создателя Адвайта – веданты (абсолютного монизма) – связывается завершение творческого периода и классической Веды – брахманической философии», то «творчеством Бедиля подытоживается таджикско-персидская метафизическая философия. Традиционно к проблеме взаимовлияния философских систем эта философия называется «суфийской философией». Исходя из философской системы Бедиля , ее условно можно назвать «Веда-антично-суфийской интегральной философией».

Этот синтез особо характерен для суфизма. В последнем можно наблюдать различные, порою противоположные мировоззренческие концепции. Например, Муминов И.М. в своем труде «Философские взгляды Мирзо Бедиля» неоднократно подчеркивает материалистические идеи Мирзо Бедиля. Хотя не совсем можно разделить мнение ученого в том, что в основном система Бедиля строилась на материалистической основе, тем не менее, нельзя отрицать, что школы индийской философии имели и материалистические доктрины, которые оказывали влияние на суфизм, и естественно, также на формирование мировоззрения Бедиля.

Хотя вышеприведенные школы и направления индийской философии оказали определенное влияние на формирование мировоззрения Бедиля, тем не менее, стрежнем и основным теоретическим источником его мировоззрения был суфизм – широко распространенное в Индии, «чрезвычайно сложное явление религиозно-философской и общественной мысли восточного средневековья... Он развился под сильным воздействием неоплатонизма и через него христианского мистицизма, а также различных древнеиранских верований – манихейства, зороастризма и пр.»

Мыслитель в своем произведении «Мухити аъзам» прямо указывает на это:

Зи чоми Мавлави гар чуръааст бахшанд дарёби,

К-аз ин майхона буи таблаи Аттор меояд.

Если дарят тебе глоток вина из бокала Руми,

То постигнешь, что из этого кабака идет аромат лекарственной корзины Аттора.

В произведениях, написанных в последние годы его жизни, ярко выражены идеи восточных перипатетиков и суфийских орденов. Например, как в суфизме, так и в творчестве Бедиля примером совершенного человека может быть исламский пророк Мухаммад. В своем произведении «Талисман изумления», постепенно излагая о назначении каждого пророка, показывает поэтапное проявление – (давр) священного света, абсолютного бытия. Мыслитель утверждает, что истина и пути его постижение доступны только пророкам.

загрузка...