Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

Молодой ученый Хамадамов Бахтиёр в своей кандидатской диссертации раскрыл суфийское содержание и художественные особенности поэзии Мирзо Бедиля и внес вклад в разрешении некоторых вопросов, связанных с познанием и истолкованием ряда сложных образов и мотивов поэзии Бедиля и в своей монографии "Савмааи маърифат" продолжает эту тему.

Популяризацию и комментированию некоторых газелей Бедиля посвящены несколько страниц журнала «Маърифат» изданные в 1994 г. в №№9-10; 1996 - №№ 7-8; 1997 - №№1-8; Авторами комментариев более десяти газелей являются Б.Рахими и А.Афсахзод. Ценной является собранная и комментированная Бобобеком Рахими 60 газелей Бедиля. Эта работа имеет большое значение для изучения содержания газелей Бедиля. Комментарии терминов могут заинтересовать не только исследователей творчества Бедиля, но исследователей суфизма. Статья Бобобека Рахими "Бедил и причины того, что он не был знаменит в Иране" раскрывает причины забвения и в тоже время считает это явление временным. Хотя мы думаем, что уже последние пять лет Бедил широко исследуется в Иране. Издание его собрания сочинений могут подтвердить сказанное.

Целью исследования является анализ философского наследия Мирзо Абдулкодира Бедиля. Основной целью исследования являются систематизирование теоретической и практической философии Бедиля и эволюция его взглядов. Исходя из уровня:

- охарактеризовать социо-культурные условия эпохи мыслителя, оказавшие определенное влияние на формирование его мировоззрения;

- определить идейные источники мировоззрения мыслителя;

- анализ идей мыслителя о равенстве религий и их сосуществования;

- выявление основных идей Бедиля по вопросам онтологии, гносеологии, антропологии и его учения об обществе;

- раскрыть на основе анализа поэтических трудов мыслителя, основу философии Бедиля, его учение об этике и эстетике;

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются произведения Бедиля «Тилисми ?айрат» («Талисман изумления»), «Му?ити аъзам» («Великий океан»), «Ирфон» («Познание»), «Ча?ор унсур» («Четыре элемента»), «Тури маърифат» («Синай познания»), "Нукот" ("Письма"), комментарии и глоссарий других авторов к ним.

Методологической основой исследования является исторический и диалектический подходы к изучению наследия прошлого, также послужили основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных ученых по истории философии и философии в целом. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, объективный, и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассматриваемых тем.

При анализе конкретных аспектов автор исходил из метода сопоставительного и комплексного анализов. Методологической основой диссертации также служили методы таких интеллектуалов, как Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Е.Э. Бертельс, В.В. Бартольд, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, С. Аверинцев, а также труды философов Таджикистана – A.M. Богоутдинова, С.Айни, А.Мирзоева, Х.Айны, М.Д. Диноршоева, Олимова К., Х.Д. Додихудоева, Мухаммедходжаева А., М.К.Гафаровой, М. Музаффари, М.Султонзода, М. Хазраткулова, Х.Х. Муминджанова, Х.Зиёева, С.Рахимова и других.

Научная новизна работы.

- сделана попытка объективного исследования философии Бедиля. Выявлено, что его философия по своей форме синкретическая, делящаяся на два периода: первая – философско-теологическая и вторая философско-рационалистическая;

- осуществлен объективный анализ онтологии Бедиля – рассмотрены взгляды Бедиля на происхождение мира, проблемы Бога и проблемы души.

- анализированы взгляды Бедиля на соотношение формы и содержания, пространства и времени;

- дан обстоятельный анализ учения Бедиля о познании, рассмотрены его методы познания;

- дана характеристика безумия как формы иррационального познания в гносеологии Бедиля. В начале своего творчества он в безумии видел путь познания Истины, хотя в конце своего творчества он этому противоречил;

- определены источники философского мировоззрения Бедиля, на основе анализа его философских произведений – источниками философского мировоззрения Бедиля являются суфизм, античная и индийская философии;

- исследовано учение Бедиля о человеке, смысле его жизни;

- показан на основе философского анализа творчества мыслителя глубокое гуманистическое, вольнодумное, миролюбивое содержание его воззрений;

- на основе поэмы "Талисман изумления" представлена концепция Бедиля об обществе; Общество по Бедилю, это единый организм, существование которого зависит от правильного функционирования каждого отдельно взятого органа;

- исследована этическая концепция Бедиля. Бедил как и многие его предшественники является сторонником свободы воли личности, которая должна отличаться от животного способностью мыслить и поступать в соответствии со своим образом мысли, при этом не противостоять всемогуществу творца;

- впервые исследованы эстетические взгляды Бедиля, в которых особое место занимает проблема восприятия прекрасного и функции искусства в преобразовании человека, общества и изменения мира в целом;

- исследованы этические взгляды Бедиля с учетом их позитивного значения и использования в воспитании нравственных качеств современного поколения.

На защиту выносятся следующие положения:

- В творчестве Бедиля не следует искать цельную философскую систему. В самих попытках мыслителя систематизировать собственную философию на основе философии своих предшественников и индийской философии, заложена специфика его философии – ее можно охарактеризовать как синкретическую. Судя по проблематике религиозно-философских сочинений мыслителя, его философия имеет два периода: первая – философско-теологическая и вторая философско-рационалистическая;

- философия Бедиля – высший синтез индийской и мусульманской культуры, древней и современной ему философии;

- философия Бедиля, носящая глубокий гуманистический характер, сформировалась на основе творческого освоения мыслителем перипатетического, суфийского, брахманисткого, ведийского учений, которые синтезированы мыслителем на почве суфийского пантеизма и создана специфическая, самобытная синкретическая философия;

- Бедил представляет Бога как абсолютно мощное, нематериальное, нетленное, идеальное, творящее начало, при этом, в отличие от суфизма, он не умоляет и творческое начало человека. Бедил признает единство души и тела и их взаимосвязь, при этом утверждает, что низшая стадия души всегда находится в связи с телом. Бедил выразил свой взгляд о противоположностях и их единстве, о том, что изменение присуще всему материальному миру, что мир всегда движется и изменяется;

- Бедил особо подчеркивал значение разума в познавательной деятельности человека. В познании человеком мира, мыслитель придает огромное значение разуму, в то же время важным средством познания считает человеческое чувство. Говоря о познании человеком сущности творца, он признает и духовную экзальтацию познания Бога;

- интуиция по Бедилю есть высшая познавательная способность размышления над объектом познания. Бедил объединил все формы существующего интуитивного познания, определил его как творчество. Бедил непоследователен в определении соотношения чувственного, рационального и интуитивного познания. Хотя он признает важность и чувственного, и рационального, и интуитивного познания;

- Бедил отдает предпочтение больше тому, что человек в отличие от всех живых существ по своей социальной сущности является общественным существом и к этой идее он приходит во второй половине своего творчества. Бедил ратует за свободу воли человека. Бедил является сторонником возвышения роли человека в процветании общества и сущность человека видит в гармонии с природой и обществом. Согласно Бедиля установление мира, свободы и равенства в обществе являются важнейшими условиями формирования Совершенного человека. Условием развития общества он считает мирное сосуществование всех людей независимо от их религии и социального положения. В свете этого главным в социально-этических взглядах Бедиля является идея гуманизма;

- в эстетических взглядах Бедиля рассматривается проблема гармонии человека и окружающего мира. Выявлено, в частности, что взгляды Бедиля на гармонию телесной и духовной красоты человека, и на этой основе определения им человека как самого совершенного и прекрасного существа в мире, является по существу новаторством для современного ему общества. Такой подход проявлен впервые в истории персидско-таджикской культуры. В отношении искусства он исходит из того, что оно обладает такой мощью, которое способно преобразить человека, общество и мир в целом.

Научно-практическая значимость. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов Таджикистана и других стран, изучению шашмакома. Диссертация может быть широко использована в написании работ по истории философии и общественной мысли Индии, Афганистана и Центральной Азии, истории персидско-таджикской литературы позднего средневековья, при составлении и чтении спецкурсов по истории философии, религиоведению, культурологии, истории таджикско-персидской литературы, а также учебников родной литературы для средних школ Республики Таджикистан. Результаты исследования имеют теоретико-методологическое и научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую направленность и мировоззренческую сущность философских и мистико-религиозных взглядов представителей персидско-таджикских философских течений в постбедиливский период. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при дальнейшем исследовании мистико-религиозной философии.

Содержание и выводы исследования могут послужить также материалом для формирования национального самосознания таджикского народа, ищущего позитивный интеллектуальный потенциал для дальнейшего развития на пути к гражданскому обществу.

Материалы исследования могут стать также предметом для изучения интеллектуальных и исторических истоков сближения народов, укрепления толерантности и взаимного доверия.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на международных и республиканских научных конференциях, Отдельные ее аспекты были представлены в виде научного доклада на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 1100-летию государства Саманидов: «Древняя цивилизация и ее роль в формировании и развитии центрально-азиатской культуры эпохи Саманидов», (1999, Душанбе), на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 2500-летию Истаравшана и выступлении на расширенном заседании Отдела истории философии Института философии им. академика А.М.Богоутдинова АН РТ, в опубликованных статьях автора, в монографии "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля" (Душанбе, 2003.- 8 п.л.) а также при чтении лекций студентам по философии, по составлению учебных материалов для вузов Таджикистана.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определена степень ее разработанности, намечены цели и задачи диссертационного исследования, формулируются положения о научной новизне, которые выносятся на защиту, показана научно-практическая значимость работы, указаны уровни апробации.

загрузка...