Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

согласно Бедилю, установление мира есть важнейшее условие формирования Совершенного Человека, поэтому данная идея и концепция имеет непреходящее значение. Хотя философия Бедиля основана на "мусульманской концепции", она обладает реформаторским духом, что имеет огромное значение для всего человеческого сообщества в целом. Бедил попытался реформировать ислам путем синтеза мусульманской и индийской философии, где центральной фигурой выступает человек – соучастник Бога в процессе созидания и преобразования мира;

учение Бедиля о познании является важным элементом в формирования и развитии личности;

актуальность темы состоит еще в том, что творчество Бедиля оказало огромное влияние на развитие персоязычной философской мысли. Возникло даже направление бедилизма. В этом смысле изучение философского наследия Бедиля способствовало бы разрешению проблем его влияния и лучшего понимания таджикской литературы в постбедилевский период.

Идеи Бедиля по проблемам этики, эстетики, возвышению роли и возвеличиванию им роли разума, взаимоуважения, миролюбия, сотрудничества, религиозной терпимости и т.д. являются злободневными в нынешних условиях. Особенно сегодня, когда Республика Таджикистан вступила на путь строительства независимого демократического государства, расширяет и укрепляет свои связи с зарубежными странами, в том числе и с Индией, где жил и творил Бедил. Ценные идеи мыслителя могут быть использованы в поднятии уровня самосознания нашего народа, в формировании чувства гордости за то, что мы являемся наследниками этой литературно-философской ценности.

Эта ценность ныне может и должна быть включена в живую ткань современной культуры, и она достойна того, чтобы быть освоенным нынешним и будущим поколениями.

Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Мирзо Абдулкодира Бедиля в информативном плане было начато его современниками. Первые сведения о нем можно встретить в «Мир(от-ул-хаёл» («Зерцало воображения») Шерхона Луди, «Сафинаи Бехабар» – Мир Азаматулло Бехабара. Другое тазкире, в котором упомянуто о Бедиле – это тазкире Гуломали Озода Балгирами «Сарви Озод».

Творчество и личность Бедиля давно находились в центре внимания литераторов и ученых Центральной Азии, Индии и Афганистана, а сегодня и Ирана. Для изучения и интерпретации наследия Бедиля образовались специальные школы «бедилхони» и «бедилшиноси» («чтение Бедиля», «изучение Бедиля») в Афганистане и Средней Азии, прежде всего в литературных кругах Бухары, Самарканда, Ходжента, Истаравшана, Кабула, Герата, Балха и других центрах культуры.

Очень высоко оценил роль и значение этих кружков в развитии культуры таджикского народа С.Айни. Он говорил, что благодаря грамотным знатокам творчества Бедиля большинство его поклонников не только адекватно понимали труднодоступные философские мысли Бедиля, но на этой почве многие поэты стали последователями мыслителя.

Что касается философского исследования трудов Бедиля в советской и отечественной историко-философской науке, то до сих пор они не стали предметом специального изучения, за исключением небольшой монографии философа, академика И.Муминова, некоторых статей Е.Э. Бертельса и К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Бедиля академиком А.М. Богоутдиновым. Его философская антропология была предметом исследования автора этих строк.

Особенно обстоятельно изложены некоторыми тазкире современников самого Бедиля, а также последующими хронологиями, где упомянуты или его труды, или суть его мировоззрения, что указывают на то, что Бедил еще при жизни привлекал внимание интеллектуалов, уже тогда оценивших его, как значимого мыслителя и поэта, отзывавших о нем как о человеке с «широкой душой» и «ангельским характером», как о человеке, который искал «четкость и красоту поэтической мысли». Согласно им мыслитель находит наслаждение в поисках Истины. Его творчество уподобляется «безбрежному морю». Здесь же отмечается, что в «Мир’от-ул-хаёл» есть заметки о семье Бедиля, и что в тазкире Афзала Сархушша (1640-1714) он показан, как высоко принципиальный мыслитель, непримиримый к таким поэтам, содержание стихов которых не отвечает высокому назначению поэзии.

В произведении индийского автора «Антология Хушгу» (или «Сафинат-уш-шуаро») Биндрабана Дала, творившего под псевдонимом Хушгу (род. В 1667-68 гг.), которому посчастливилось быть собеседником Бедиля, даны самые разные стороны жизни Бедиля, рассказывается об отношении к нему правителей Индии, говорится о наличии у него идейных врагов, он характеризуется как крупный ученый своего времени, знакомого с богословием, математикой, физикой, естествознанием, медициной, историей, музыкой. Обладая прекрасной памятью, Бедил знал наизусть Махабхарату. Очень ценным является сообщение автора антологии об автографе Бедиля, оставленном им на книге его собрания сочинений «Куллиёт».

Исследованию творчества Бедиля посвящена книга Наби Хади «Мирзо Бедил», в котором наряду с характеристикой биографии и творчества прокомментированы на языке урду некоторые газели, а так же суфийские термины. Хорошим вкладом в изучение жизни и творчества Бедиля является монография о Бедиле доктора Абдулгани, переведенная Мир Мухаммадом Осаф Ансори, вышедшая в 1351 году (1972 г.) в Кабуле. Эта книга состоит из восьми глав, в которых говорится о жизни и творчестве Бедиля, проанализированы все жанры его поэзии и прозы.

Творчество и жизнь Бедиля привлекло внимание и европейских ученых. Герман Этье упоминает о Бедиле в «Компендиуме по иранской филологии».

Эдуард Браун в своем труде «История литературы Ирана» упоминает о Бедиле, как о поэте - философе.

Необходимо упомянуть итальянского ученого Александро Баузани, который посвятил труды определению «индийского стиля». В частности, он считает, что Бедил оказал огромное влияние на персидскую поэзию. В статье «Бедил и Галиб» автор обращает особое внимание на этот феномен. Статьи Баузани, переведенные на фарси и включенные в сборник «Бедилшиноси», представляют собой большой интерес для изучения творчества Бедиля. Ценными являются его размышления о гносеологических аспектах учений Бедиля. В исследовании «реализма» Бедиля профессором Баузани не замечены социальные аспекты лирики поэта. Вместе с тем весьма значимыми являются суждения Баузани относительно того, что из всех классиков персидской литературы именно Бедил стоит гораздо ближе к мировоззрению Европы.

Исследованию жизни и творчества Бедиля уделялось много внимания афганскими исследователями. В сборнике статей о Бедиле, опубликованном в Афганистане, собраны ценные мысли исследователей его творчества.

Важным и ценным вкладом в изучении творчества поэта является книга известного афганского исследователя Салохиддина Салджуки «Накди Бедил» («Критика Бедиля»). Книга разделена на темы, где кратко прокомментированы идеи Бедиля о бытии, о познании, об этике и социальных вопросах. Салджуки, как тонкий знаток поэзии и суфизма, дает в целом верные комментарии стихотворениям Бедиля. Однако его исследование носит отрывочный характер, он комментирует идеи Бедиля преимущественно по тем ключевым понятиям, которые в творчестве мыслителя занимают особое место. Поэтому последовательного целостного анализа произведений Бедиля в данном труде С. Салджуки мы не находим.

Издание полного собрания сочинений Бедиля «Куллиёт» в четырех томах в Кабуле под руководством известного поэта и ученого Халилуллоха Халили было большой заслугой афганских ученых.

В последние годы проявили интерес к поэзии Бедиля и в Иране, где он раньше не пользовался популярностью. На основе Кабульского издания, с некоторыми уточнениями, в Тегеране изданы сочинения Бедиля «Куллиёт» в трех томах, с обширным предисловием Парвиз Аббоса Докони.

Краткую характеристику Бедиля как поэта находим в книге иранского литературоведа Ризозоде Шафак, который одним из первых обратил внимание иранцев на наследие поэта. Индийский литературовед Шиблии Ну(мони характеризуя творчество персоязычных поэтов Индии отмечает, что особый стиль и содержание поэзии этих поэтов формировались под влиянием местных нравов, воззрений и природы Индии.

Книга иранского ученого Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани «Шоири оинахо» («Поэт зеркал») посвящена исследованию индийского стиля и поэзии Бедиля. Это заметный вклад в исследовании наследия Бедиля, учитывая то, что в Иране до недавнего времени Бедил не был особо востребован. Книга посвящена исследованию биографии Бедиля, его стилю, осмыслению его творчества. Здесь же можно отметить и книгу Хасана Хасине – иранского ученого – «Бедил, Сипехри ва сабки хинди» («Бедил, Сипехри и индийский стиль»), в которой автор пытается осмыслить труднодоступные идеи Бедиля.

Убайди Софии собрал газели Бедиля и написал вступительное слово, в котором изложил автобиографию мыслителя. В книге приведена статья Абдулазиза Поиз и Латифа Пидром. Статья Латифа Пидром может заинтересовать исследователей содержания и жанров творчества Бедиля.

Очень важным исследованием в изучении философии Мирзо Бедиля является книга афганского ученого Саид Нурулхака Ковиша "Принципы аскетов в зеркале дивана Бедиля". Автор книги пытается дать характеристику онтологии и гносеологии Бедиля, указывает на источники и дает сравнительный анализ идей мыслителя с греческой философией.

В бывшем Советском Союзе изданы ряд статьей, посвященные отдельным сторонам творчества Бедиля, его поэтическому стилю.

В бывшем Советском Союзе философские взгляды Бедиля впервые стали объектом специального исследования со стороны академика АН Узбекской ССР И. Муминова. Он анализирует учение Бедиля о духе, материи и форме, его теории познания, а также его социально-политические воззрения. Коротко автор остановился на влиянии Бедиля на таджикскую и узбекскую литературу, отметил, что Бедил сумел подняться до уровня передовых мыслителей Европы, призывая к объяснению явлений природы путем изучения самой природы. И. Муминов указывает также на наличие диалектических моментов в идеях Бедиля. Однако, в данной работе не анализированы все философские произведения Бедиля. Некоторые подходы и оценка автора относительно мировоззрения мыслителя в определенной мере устарели. Несмотря на это, данная работа не потеряла своего значения и по сей день.

О Бедиле упомянуто в «Большой Советской Энциклопедии». Статья С. Амиркулова посвящена жизни и творчеству Бедиля в «Таджикской Советской Энциклопедии», где Мирзо Абдулкодир Бедил указан, как поэт, прозаик, философ и персоязычный мыслитель Индии. В «Энциклопедии шиизма» автор статьи о Бедиле Алиакбар Атрофи очень коротко характеризует жизнь и творчество мыслителя.

Статьи знаменитого востоковеда Е.Э. Бертельса «Бидил и его учение об эволюции» и «Некоторые замечания о Бидиле» посвящены некоторым дискуссионным вопросам творчества Бедиля, в частности, его отношению к теории эволюции. Во второй статье Бедил представлен, как прогрессивный ученый, стремившийся к скрытию своих мыслей от представителей «религии ислама», суть которых раскрыть простому читателю довольно трудно.

Монография С.Айни «Мирзо Абдулкодир Бедил», за которую ему присвоена ученая степень доктора филологических наук, представляет большую научную и практическую ценность, и которой равных пока еще нет. До этой монографии им был опубликован ряд статей о Бедиле, который был хорошо воспринят учеными и литераторами.

Ряд важных методологических указаний, а также характеристику «индийского стиля» и творчества Бедиля дает академик А. Мирзоев в монографии, посвященной Сайидо Насафи. Автор указанной монографии верно замечает, что «индийский стиль» формировался как специфическое литературное течение в Индии, хотя его представители тесно связаны с иранотаджикской литературой.

Х. Мирзозода в своей книге «Антирелигиозные воззрения в таджикско-персидской классической литературе», рассматривая идеи Бедиля, считает его материалистом, что, с нашей точки зрения, является спорным.

Холида Айни своим исследованием «Бедиль и его поэма «Ирфон» внесла значительный вклад в изучение жизни и творчества мыслителя. Ее монография до сих пор остается одной из самых лучших работ, посвященных Бедилю в бывшем Советском Союзе.

В «Образцах таджикской литературы» М.Рахими и А.Дехоти ставят вопрос об изучении творчества Бедиля. Р.Хадизаде издал образцы стихов и прозы Бедиля на русском языке.

О положительных сторонах творчества Бедиля, сложности формы его стихов, противоречивости наследия, о подражателях его стилю говорит Б.Гафуров.

Важный вклад в дело изучения жизни и творчество Бедиля внес Ш.Шукуров. Его диссертация посвящена творчеству Бедиля и его заслуге в развитии литературы Индии и сопредельных стран, а так же выявлению степени изученности, истокам лирики Бедиля, традиции его поэзии. Им выдвинуты суждения о созвучии и идейно-художественной близости рубаи Омара Хайяма и Бедиля, а проблемам этики он посвятил статью «Вопросы этики в четверостишиях Бедиля».

Что касается философского исследования произведений Бедиля у нас, в Таджикистане, то нужно сказать, что оно находится на начальной стадии. Академик А.М.Богоутдинов в «Очерках по истории таджикской философии» посвятил несколько страниц Бедилю, указав на пантеистический характер его философии, а также на его критику социальных пороков общества его эпохи.

Поэмы Бедиля «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан») впервые стали объектом специального философского анализа в статьях К. Олимова, позже в монографии Садыковой Н.Н. "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля". Однако, в рамках этих статей раскрыть все содержание учения Бедиля о бытии и познании не представлялся возможным. Тем не менее, статьи К.Олимова «Блески мистических идей Бедиля» (краткая характеристика философской поэмы «Великий океан») и «Тайна человеческого бытия в философии Бедиля (характеристика поэмы «Талисман изумления»)» объективно и верно раскрывают основные идеи мыслителя в указанных произведениях и являются заметной заслугой автора в исследовании философских мыслей после И. Муминова и А. Богоутдинова.

Олимов К. впервые анализирует эти поэмы с точки зрения онтологии и гносеологии, а также обращает внимание на необходимость специального изучения эстетических воззрений Бедиля и проблемы человека, которые в произведениях мыслителя занимают центральное место. Однако, эти статьи можно считать постановочными в исследовании философских воззрений Бедиля и требуется дальнейшее развитие высказанных в них идей.

Вопрос о сравнительном изучении учения Шанкары, Бедиля и Шопэнгауэра ставится в статье М.Гулямова (Мухаммад-Али Музаффар) «Шанкара-Бедил-Шопенгауэр». Хотя данная статья носит тезисный характер, тем не менее, постановка в ней вопросов представляется интересной. Этот же автор во «Введение в антропологию» указывает на своеобразную постановку антропологических проблем в произведении Бедиля «Тилисми хайрат».

Степень разработанности проблемы исследования творчество Бедиля достаточно широко показано в докторской диссертации Шукурова Шавката

Собрание сочинений Бедиля в пяти томах издано и в Душанбе. Оно включает в себя в основном, газели и отдельные поэмы, за исключением «Ирфон»(«Познание»). Первые три тома его газелей составлены покойным литературоведом Сахобиддином Сиддиковым, а в пятый – включены три поэмы Бедиля: «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан»), «Тури маърифат» («Синай познания») с примечаниями и введением Бобобека Рахими.

загрузка...