Delist.ru

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля (15.08.2007)

Автор: Садыкова Насиба Нуруллоевна

САДЫКОВА НАСИБА НУРУЛЛАЕВНА

ФИЛОСОФИЯ МИРЗО АБДУЛКОДИРА БЕДИЛЯ

Специальность 09.00.03 – история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

ДУШАНБЕ – 2007

Работа выполнена в Институте философии имени академика А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан

Научный консультант: доктор философских наук

Олимов Кароматулло

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, член-корреспондент АН РТ, профессор

Додихудоев Хаёлбек

доктор философских наук

Муминджанов Хамдам Хамидович

доктор философских наук, доцент

Рахимов Мухсин Хусейнович

Ведущая организация: Российско-Таджикский (Славянский) университет, кафедра философии и политологии

Защита диссертации состоится «16» октября 2007 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 047.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии имени академика А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки 33.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной библиотеке АН Республики Таджикистан им. Индиры Ганди (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33)

Автореферат разослан «____» __________________________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук Х. Идиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В аспекте общественно-политическом обзор литературы по теме показывает, что во всем мире возрождается интерес к классическому наследию, в котором огромное место отводится человеку, как в религиозной, так и в философской интерпретации его бытия, к формированию чувства веротерпимости, совместного созидания и установления мира, взаимного доверия между разными народами в общественно-политической мысли народов.

Актуальность исследования философии Бедиля обусловлена необходимостью творческого освоения достижений философской, религиозной, этической, эстетической мысли цивилизации Великих Моголов в Индии. На примере Бедиля можно будет нагляднее представить взаимодействие индуистской и исламской, индийской и ирано-язычной духовных традиций. Они воздействовали на формирование чувства веротерпимости, совместного созидания и установления мира, взаимного доверия между разными народами.

В персоязычной культуре Индии, в которой скрещивались индуистские и мусульманские духовные ценности, особое место занимает Абдулкодир Бедил, мыслитель XVII-XVIII вв., оставивший неизгладимый след в истории литературной и философской мысли народов региона, в особенности таджикского народа.

Философию Бедиля можно охарактеризовать как высший синтез древнеиранских религиозно-философских течений, античной, мусульманской и индийской философии. Отличительной чертой его философии является универсализм, а диалектика его предстает перед нами как энергийно-эманативная, зрительно-световая и эротическая.

Исследование философии Бедиля представляется весьма актуальным и злободневным, поскольку она органически связана с общечеловеческими ценностями, созданными общностью судеб многих народов мира, которые ныне в трудных, порою трагических условиях, строят свою историческую перспективу. Однако последнее невозможно осуществить без творческого освоения мирового и собственного гуманистического наследия.

Гуманизм, в понимании Бедиля, это возвышение человека, как самого ценного явления в феноменальном мире. Человек, в представлении Бедиля, это микромир, который, как зеркало, отражает всю вселенную, божественный мир. Поэтому главной задачей своей философии Бедил видит в исследовании проблем происхождения мира, познания, природы человека, его сущности, а также социально-политические, этические и эстетические проблемы. Бедил, знавший хорошо индийскую философию, подобно Шанкаре, пытался через познания “Я“ человека постичь сущность абсолютного “Я”, т.е. Бога. Главная задача для Бедиля в соответствии с требованиями его эпохи заключалась в поиске пути к свободе человека, а чтобы достичь ее, он считал необходимым доказать божественную природу “Я”, которая, с его точки зрения, содержит в себе универсальную божественную сущность.

Бедил хорошо знал Веды и поэтому идеи индийской философии им синтезированы с суфизмом и исламской философией. Он сам был очевидцем или участником многих ритуалов и традиций различных сект и направлений своего времени. Поэтому все это нашло отражение в произведениях Бедиля, придав им глубокий философский смысл, углубив мир его образов и идей.

Бедил воспевал могущество человеческого разума, мощь науки, проповедовал идеи прогресса, для достижения которого считал необходимым развитие естественных наук и философии. Он, воспевая человека, вместе с тем, искал пути его совершенствования.

В конце ХХ и начале XXI вв. в европейских обществах возникли проблемы, которые, с точки зрения психологии, эстетики, нравственности и этики интимных отношений, получили разные интерпретации вплоть до полной свободы любви и извращения сексуальных связей. Изучение произведений Бедиля показывает, что он эти проблемы рассматривал в рамках философии суфизма и гармонию отношений между полами освещал через призму осознания высоких эстетических и этических норм.

Философия мыслителя способствует формированию чувства взаимодоверия в обществе, борьбы против насилия и разврата. Она важна также тем, что в ней отражена концепция Бедиля о роли и места человека в мире, как звена, завершающего процесс эманации в общекосмическом масштабе. Согласно Бедилю, установление мира в обществе есть важнейшее условие формирования Совершенного Человека. Поэтому данная идея и концепция имеют непреходящее значение.

В аспекте религиоведения и теологии исследование философского наследия Бедиля необходимо в деле формирования чувства веротерпимости. Сегодня, когда возникла угроза религиозных войн, взгляды Бедиля о толерантности весьма актуальны и особо востребованы.

В культуролого-практическом аспекте эта тема актуальна тем, что Мирзо Абдулкодир Бедил относится к числу тех титанов культуры, с именем которых связано развитие целого направления общественно-философской мысли. Его философия пронизывает не только таджикскую философию, но и культуру всего Востока. Бедил своим творчеством оказал столь мощное влияние на синтез мусульманской и индийской интеллектуальной культуры, что она пустила глубокие корни в философии и в литературе мусульманских народов Центральной Азии, в особенности таджикского, узбекского, индийского, пакистанского и афганского народов. Бедил является представителем той культуры, которой присуща универсальность, многоликость и многогранность. Его философия и творчество в целом характеризуется синтезом различных культур.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что актуальность данного диссертационного исследования заключается в следующем:

философское творчество Бедиля приобретает значение особенно в период глобализации современного мира. Изучение этого наследия ныне имеет особую актуальность в плане взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения и синтеза различных культур и, прежде всего индуистской и мусульманской;

в определении сути концепции Бедиля о роли и места человека в мире, его онтологической, эстетической, этической оригинальности и неповторимости, как завершающей цепи процесса эманации в общепланетарном и в общекосмическом масштабах. Человеку, потерявшему в современном мире свое назначение как творца культуры, необходимо возвратить культ созидания. Одним из таких важных духовных источников, могущих возвратить человеку созидательную силу, является творчество Бедиля;

загрузка...