Теоретические основы потребительского права в России: цивилистический подход (15.08.2007)
Автор: Райлян Алексей Александрович
Отдельные диссертационные задачи разрешены, опираясь на положения произведений дореволюционных (досоветских) авторов: Каминки А. И., Покровского И. А. и Шершеневича Г. Ф., а также зарубежных авторов (Альберт М., Блэкуэлл Роджер Д., Брю С. Л., Жамен С., Лакур Л., Макконнелл К. Р., Мескон М. Х., Миниард Пол У., Фарнсворт Е. А., Хедоури Ф., Энджел Джеймс Ф.). Особую роль в формировании научного мировоззрения автора в области проводимого исследования сыграли специальные работы немецких ученых: Ганса Рудольфа Зангенштедта (Von Dr. Hans Rudolf Sangenstedt) и Гюнтера Борхерта ( Borchert, Guenter). Современное состояние (степень) научной разработанности темы. Переход российской экономики на рыночные рельсы на рубеже 1980– 1990-х гг. прошлого века положил начало научным исследованиям непосредственно в потребительской сфере – применительно к появившемуся вскоре российскому потребительскому законодательству (законодательству о защите прав потребителей). Вопросы защиты самых разнообразных прав потребителей стали предметом исследования докторских диссертаций, о чем свидетельствует, например, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Шерстобитова А. Е. «Гражданско-правовая охрана прав потребителей» (М., 1992. – 48 с.). На базе проведенного диссертационного исследования появилась его работа «Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей» (М.: Изд-во МГУ, 1993. – 144 с.), положения которой явились исходными посылками для проведения настоящего исследования. В прошлом десятилетии по данной тематике (специальность 12. 00. 03) опубликованы авторефераты диссертаций на соискание ученой степени канд. юрид. наук: Романца Ю. В. (1993 г.), Шумовой О. В. (1998 г.) и Ша- бли Б. А. (1999 г.); в первой половине десятилетия нынешнего века – авторефераты Квятковской Т. Г. (2002 г.), Жуковой Т. В. (2004 г.) и некоторые другие. Более целенаправленно продолжили научные поиски в этом направлении ученые А. Ю. Кабалкин и В. Ф. Яковлев, результаты которых изложены в их публикациях. Серьезные теоретические наработки для дальнейшего развития основ потребительского права содержатся в трудах членов рабочей группы по подготовке проекта ГК РФ М. И. Брагинского и В. В. Витрянского. Весомым вкладом в развитие концепции потребительского права является учение о различных видах договоров, многие из которых являются потребительскими, изложенное ими в третьей и четвертой книгах, посвященных договорному праву. В коллективной работе Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ – «Российское законодательство: проблемы и перспективы» (М.: Издательство БЕК, 1995. – 478 с.), содержащей обстоятельный анализ состояния и развития российского законодательства, изложены результаты теоретических исследований Института по наиболее актуальным проблемам, в частности, по правовому обеспечению рыночной экономики, защите прав потребителя в условиях рыночных отношений. Особого внимания заслуживают теоретические положения относительно отношений, регулируемых потребительским законодательством, то есть где речь фактически идет о предмете потребительского права (С. 289–295). Научно-исследовательские составляющие потребительского права зарубежных государств можно обнаружить в работах (несмотря на то, что одна именуется учебным пособием, а другая – учебником): Зенин И. А. «Гражданское и торговое право капиталистических стран»: Учебное пособие (М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.) и «Гражданское и торговое право капиталистических государств»: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. (М.: Междунар. отношения, 1993. – 560 с.). Особую значимость в этом смысле представляют аналитические обзоры зарубежного законодательства, исследования в области договорного права: Зименкова О. Н. «О защите прав потребителей. Аналитический обзор законодательства зарубежных стран»; Шашихина Т. В. «Новые типы договоров в современном гражданском праве Франции». Стали появляться на исходе прошлого века статьи представителей потребительских общественных организаций, цель которых – научное определение понятия, предмета, метода, источников и принципов непосредственно потребительского права. В этих статьях речь уже идет о потребительском праве как самостоятельной комплексной правовой отрасли. Научные элементы потребительского права содержатся в комментариях к Закону РФ «О защите прав потребителей», наиболее известными автора- ми которых, в частности, являются: Бозаджиев В. Ю., Валеев Д. Х., Васькевич В. П., Зименкова О. Н., Кабалкин А. Ю., Левшина Т. Л., Малеина М. Н., Масляев А. И., Мозолин В. П., Парций Я. Е.,Тобис В. И., Челышев М. Ю., Шерстобитов А. Е., Эрделевский А. М. Таким образом, достигнутый на современном этапе уровень общего научного познания потребительско-правовых явлений достаточно высок. Вместе с тем, в общетеоретической, отраслевой и международно-правовой литературе исследуемой теме, имеющей большое как теоретическое, так и практическое значение, уделялось и уделяется явно недостаточное внимание. Несмотря на появление многочисленных публикаций, суть их сводится в большинстве случаев к комментированию потребительского законодательства, обозначению отдельных проблем в процессе его применения. В проведенных диссертационных исследованиях, несмотря на их значительный вклад в цивилистическую науку, ощущается недостаточно комплексный подход к освещаемой проблеме, не выявлялись закономерности возникновения российского потребительского права. Иначе говоря, в более или менее полном объеме комплексного исследования потребительского права как правовой отрасли не проводилось. Цивилистической науке неизвестны соответствующие концептуальные разработки общеправового потребительского характера, а также применительно к пользованию потребительскими правами в институциональном формате и функциональном «пространстве» их нормативного опосредования. В то же время проблемы природы, содержательной характеристики и осуществления потребительских прав составляют важное направление современной юриспруденции. В учебной литературе потребительскому праву отводится столь незначительное место, что оно не может дать полного и ясного представления о нем. Нормативно-правовая и эмпирическая база исследования. В работе проанализированы применительно к освещаемой теме положения Конституции Российской Федерации, ряда кодексов Российской Федерации: водного, гражданского, земельного, об административных правонарушениях, трудового, уголовного. Изучены российские и региональные законы, законодательство СССР и РСФСР, постановления Верховного Совета РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, постановления судов различного уровня, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Особому анализу подверглись положения Закона РФ «О защите прав потребителей» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» и от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Были изучены некоторые постановления Конституционного Суда РФ. В диссертации нашли отражение итоги изучения автором материалов практики судебных органов Вологодской области, территориальных управлений антимонопольного органа и Роспотребнадзора этой области; использовались данные статистических исследований и средств массовой информации. Значительное внимание уделено изучению международных актов, содержащих положения по вопросам защиты потребительских прав, каковыми являются: Декларации, Директивы, Договоры, Конвенции, Пакты, Принципы, Протоколы, Резолюции, Соглашения, Уставы. Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, суть которой заключается в необходимости всестороннего охвата правовым регулированием потребительских отношений. В связи с этим автором предпринята попытка создания цельной логически завершенной теории формирования и функционирования российского потребительского права – разработки концепции возникновения и развития российского потребительского права в качестве специальной комплексной правовой отрасли, его позиционированию в системе российских правовых отношений, соотношению с другими правовыми отраслями. Она проявляется также в комплексном межотраслевом подходе, с позиций различных отраслей знаний к изучению исследуемых в работе явлениям и процессам; обосновании предпосылок появления потребительского права в России. Исследование представляет собой первое многогранное общетеоретическое монографическое исследование, определяющее содержание, состояние и имеющиеся резервы системы мер гражданско-правового воздействия; в ней рассматриваются сложные и малоизученные вопросы теории и практики реализации этих мер. Ранее столь подробно и широко с научных позиций не прослеживалась тесная взаимосвязь российских и международно-правовых норм о защите прав потребителей, недостаточно аргументированно обосновывались возможность и необходимость переноса последних на законодательную почву нашей страны. Новизна заключается и в конструировании теории потребительского правоотношения, определении его структуры и содержания ее составных элементов. Принципиально новым является обоснование необходимости общеправовой теории потребительского правопользования, соответствующей духу и букве Конституции РФ, разработка концепции пользования потребительскими правами и их защитой. Вышеуказанные обстоятельства в совокупности и предопределили суть выносимых на защиту основных положений: 1. Потребительское право как многомерное правовое явление, объединяющее нормы разных отраслей права, которыми защищаются и регулируются потребительские отношения, следует рассматривать в качестве вторичного комплексного правового образования в российской системе права (правовой отрасли вторичного порядка). 2. Наряду с наличием самостоятельного предмета и особых методов правового регулирования, предпосылками возникновения потребительского права в России являются: накопленный массив потребительского законодательства; интернационализация потребительского законодательства; усиление взаимодействия российского потребительского законодательства с принципами и нормами международного права; дифференциация гражданского договорного права, его интернационализация; общественно-политическая значимость правового регулирования потребительских отношений; функционирование и дальнейшее углубление в России рыночной экономической системы, ее интеграция в мировую экономику; возведение потребительской политики в ранг государственной политики. 3. Иерархическое построение общегражданских и частноправовых потребительских норм права. Нормы гражданского и потребительского права соотносятся как норма общая и специальная. Специальные нормы имеют самостоятельное регулирующее значение, и если потребительские отношения подпадают под действие специальных норм, то правовое регулирование этих отношений осуществляется именно этими нормами. Общие нормы могут быть применены только в случае отсутствия специальных либо наличия в них пробелов; в случае коллизии норм специальное потребительское законодательство имеет приоритет над нормами общего гражданского права. 4. Потребительские договоры как разновидность гражданско-правовых договоров – «договоров с участием потребителей», являются результатом дифференциации российского договорного права. Эти договоры отличны от «договоров с равенством сторон», заключаемых между предпринимателями или между потребителями. Новая обособленная группа договоров требует специальной гражданско-правовой регламентации возникающих на их основе отношений, особого правового регулирования, достигаемого нормами потребительского права. 5. «Блочный» подход к построению системы потребительского права в отличие от распространенного подхода в зарубежной литературе – расчленения системы на Общую и Особенную части. Структура Закона РФ «О защите прав потребителей» и обобщенный в потребительской сфере нашей страны опыт позволяют сконструировать эту систему в наиболее общем виде из 4-х блоков: 1. Общая часть потребительского права. 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров. 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). 4. Государственная и общественная защита прав потребителей. Это направление конструирования системы потребительского права представляется более приемлемым и согласуется со структурами потребительских нормативных актов, их содержанием. 6. Предмет потребительского права разнороден, в его состав входят различные виды частноправовых и публично-правовых отношений. Основную же группу составляют отношения имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами). Эти отношения частноправовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере. Они подпадают под юрисдикцию подавляющего большинства статей гл. I «Общие положения», гл. II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» и гл. III «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» Закона РФ «О защите прав потребителей». Частноправовые потребительские отношения носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты: юридическое равенство (неподчиненность) участников потребительских правоотношений; диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения); имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности; судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав. 7. Пределы и сфера действия потребительского права отличает его от смежных частноправовых отраслей и, прежде всего, трудового права, нормы которого, по мнению некоторых авторов, применимы к потребительским отношениям. Процесс общественного воспроизводства проходит несколько стадий: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное. Нормы потребительского права регулируют отношения, возникающие на завершающей стадии общественного воспроизводства – сфере потребления, причем – личного непроизводственного потребления. Это особый ряд отношений, складывающийся на потребительском рынке. Трудовые отношения возникают в производственной сфере, это отношения между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда – трудовое право регулирует, прежде всего, сам процесс труда. Трудовые отношения основаны на личном труде работника, их содержанием всегда является процесс труда (живой труд), а объектом потребительских отношений является, как правило, результат труда – произведенный товар, выполненная работа, оказанная услуга. Таким образом, трудовые отношения под юрисдикцию потребительского права не подпадают. 8. Потребительское правоотношение – самостоятельный вид общественных отношений. С цивилистической точки зрения, это есть специфическая форма социального частноправового взаимодействия субъектов потребительского права в сфере потребительского рынка с целью реализации интересов и достижения результатов, предусмотренных заключенными договорами, потребительским законодательством и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также технико-юридическими нормами. |