Delist.ru

Культурная идентичность России: Н. Данилевский против В. Соловьева (15.08.2007)

Автор: Поломошнов Андрей Федорович

Объектом исследования является культурная идентичность российской цивилизации, как совокупность объективных черт, характеристик, выражающих ее цивилизационную самобытность, а также как форма национального цивилизационного самосознания, в котором теоретически воспроизводится эта цивилизационная самобытность.

Предметом исследования выступают концепции культурной идентичности российской цивилизации Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева, как альтернативные формы российского цивилизационного самосознания.

Цель диссертационной работы – проанализировать истоки и сущность альтернативных парадигм культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева, а также установить их смысл и значение для решения проблемы культурной идентичности современной России.

Исходя из указанной цели, были определены следующие задачи:

- выявить общий идейный и культурный контекст, в котором сформировались и развивались концепции культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева;

- рассмотреть личные, мировоззренческие, общественно-политические убеждения исследуемых философов, поскольку они определяют мотивы и логику, а также составляют общий пафос их культурологических рассуждений;

- установить гносеологический фундамент исследуемых культурологических концепций, т.е. общую теорию и методологию познания, поскольку именно они определяют способ анализа и решения мыслителями проблемы культурной идентичности России;

- рассмотреть общефилософские концепции исторического процесса анализируемых мыслителей, которые являются необходимой предпосылкой при решении вопросов ориентации России в культурно-историческом пространстве и в общей исторической перспективе;

- дать сравнительный анализ позиций Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева по основным, выделенным нами четырем аспектам проблемы культурной идентичности цивилизации: 1. критерии культурной идентичности цивилизаций, 2. основания цивилизационной сплоченности, 3. отношения между цивилизациями, 4. ориентация цивилизации в культурно-историческом процессе (цивилизационные цели и идеалы).

- провести сравнительный анализ позиций Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева по основным, выделенным нами четырем аспектам проблемы культурной идентичности цивилизаций применительно к проблеме культурной идентичности России: Кто мы? Что нас сплачивает? Как нам себя вести по отношению к другим цивилизациям? Каковы наши цивилизационные цели и идеалы?

- установить культурно-историческое значение концепций культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева для решения проблемы культурной идентичности современной России. Эта задача предполагает выделение как позитивных моментов концепций обоих философов, заслуживающих использования и творческого развития сегодня, а также установление слабых мест этих концепций и установление их причин для того, чтобы не повторять уже пройденные ошибки;

- на основе опыта Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева попытаться определить конструктивные принципы решения проблемы культурной идентичности современной Российской цивилизации.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования является деятельностная концепция культуры, разработанная ростовской культурологической школой (В.Е. Давидович, Г.В. Драч, О.М. Штомпель, А.Н. Ерыгин, В.К. Королев и другие.) Во-вторых, диссертант опирается на концепции культурной идентичности М.В. Заковоротной и М.М. Мчедловой, а также на концепции культурной идентичности России В.Ф. Шаповалова, Б.С. Ерасова, Ю.Г. Волкова, Г.Б. Хмелевской, А.Н. Ерыгина, А.Г. Дугина, и других. Особое значение в качестве теоретической базы исследования имеют также работы по изучению логики культурно-исторического процесса Ю.И. Семенова, И.Н. Ионова и В.М. Хачатурян.

Тема диссертационного исследования предполагает использование конкретных методов в рамках общего компаративистского подхода. Основной метод исследования можно определить как метод сравнительного парадигматического анализа, который состоит в том, чтобы в сравнении анализировать взаимодетерминацию собственно культурологических концепций исследуемых мыслителей и их мировоззренческого, а также общефилософского и историософского базиса. Этот метод основан на проверенных общенаучных принципах системности, всесторонности, объективности, конкретности. Важную роль в исследовании играет принцип практической критики, который состоит в том, чтобы сопоставлять анализируемые концепции не только друг с другом, но и с реальной действительностью. Используется также исторический метод, который предполагает выяснение истоков исследуемых концепций, а также анализ логики их развития и влияния этих концепций на последующую, в том числе и современную философскую и культурологическую мысль.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- проанализирован процесс становления проблемы культурной идентичности цивилизаций в ходе развития историософской и культурологической мысли, предполагающий принципиальную полемичность различных альтернативных парадигм российского цивилизационного самосознания;

- установлены три базисные формы российского национального самосознания как парадигмы решения проблемы культурной идентичности России: 1. традиционализм, 2. европейская (или мировая) интеграция, 3. революционное преобразование России;

- разработан метод парадигматического анализа культурологических концепций, основанный на рассмотрении этих концепций в качестве теоретических конструкций или парадигм, состоящих из общефилософских (теоретико-познавательных и методологических) оснований, которые детерминируют общесоциологическую концепцию мыслителя (его представление о сущности и законах развития общества). Общесоциологическая концепция в свою очередь детерминирует собственно культурологические концепции рассматриваемого мыслителя по проблеме культурной идентичности цивилизации. Важным элементом парадигматического метода является выяснение мировоззренческих ориентаций мыслителя, в качестве одного из определяющих ход его мысли факторов, а также выяснение мировоззренческих элементов: идеалов и предпочтений, выраженных в общетеоретической концепции мыслителя:

- на основе этого метода дан целостный критический анализ концепции культурной идентичности России Н. Я. Данилевского;

- на основе этого же метода дан целостный критический анализ концепции культурной идентичности России В.С. Соловьева;

- проведено сравнение концепций культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева, проанализирована их полемика;

- осуществлена критическая оценка концепций культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева в контексте российской и всемирной истории;

- установлен позитивный потенциал и принципиальные ограничения концепций культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева для современного решения проблемы культурной идентичности России. Позитивный потенциал концепции Н.Я. Данилевского связан с принципом реального геополитического интереса, положенным им в основу решения проблемы культурной идентичности России. Позитивный потенциал концепции В.С. Соловьева связан с гуманистическими, христианскими идеалами, стремлением к гармоническому соединению противоположных, альтернативных начал в культурно-историческом процессе. Ограничения концепций Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева связаны с некоторой односторонностью их подходов, не позволяющей им удачно соединить, с одной стороны, гуманистические идеалы и, с другой стороны, реальные геополитические интересы в качестве базовых принципов решения проблемы культурной идентичности России. В. Соловьев смотрит на Россию и ее место в культурно-историческом пространстве через телескоп христианского интернационализма и экуменизма, а Н. Данилевский смотрит в микроскоп прагматических интересов. Во-вторых, ограничения концепций Н. Я. Данилевского и В. С. Соловьева связаны с тем, что философско-методологический базис их концепций выдержан в парадигме приоритета духовных факторов;

- разработан авторский подход к проблеме культурной идентичности современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурная идентичность цивилизации выступает как динамическое взаимодействие трех моментов: - реальной культурной самобытности цивилизации, - воспроизведения этой самобытности в цивилизационном самосознании (на уровне идеологии или общественной психологии), - процессов сознательного отождествления индивидов со своей цивилизацией на основе цивилизационного самосознания, т.е. привития цивилизационного самосознания населению цивилизации.

2.Проблема культурной идентичности включает в себя четыре части. Первая часть – вопрос о том, в чем состоит культурно-историческая специфика индивидуальных, конкретных исторических субъектов? Вторая часть – вопрос об основе цивилизационного единства или сплочения. Третья часть – вопрос о том, каково место данного исторического субъекта, как уникальной, культурной единицы в существующем мировом порядке как реальном сообществе культурно-исторических субъектов? Четвертая часть – вопрос о том, каково место данного исторического субъекта во всемирной истории или историческом процессе?

3. В процессе развития историософской мысли XVIII-XIX в.в. происходит становление и выделение из нее самостоятельной культурологической проблематики и собственно культурологических концепций. Проблема культурной идентичности цивилизаций выступает в качестве одного из ключевых моментов разработки культурологической проблематики в парадигме историософской мысли, своеобразным интегральным выражением культурологической составляющей историософии.

4. Российская общественная мысль XIX века выработала три основные альтернативные формы российского цивилизационного самосознания и три направления в разработке проблемы культурной идентичности России. Первая форма – традиционализм, представленный в основном славянофилами и почвенниками. Вторая форма – европейская (или всемирная) интеграция, представленная в основном «западниками». Третья форма – радикализм, представленный различными течениями революционного движения России.

5. Как православный и честный ученый-патриот, деятельный, твердый, трезвый и последовательный защитник интересов русской цивилизации и русского народа, Н.Я. Данилевский впервые, ясно и четко сформулировал программу славянской национальной геополитической независимости в новой парадигме геополитического сосуществования самобытных цивилизаций. Философским базисом культурологической концепции Н.Я. Данилевского является его объективно-идеалистическая концепция природы, выступающей как совокупность уникальных, индивидуальных объектов, а также «морфологический принцип», согласно которому каждый индивидуальный объект имеет свой «идеальный план», заложенный Богом и составляющий глубинную основу его эмпирического существования.

6. Категория культурно-исторический тип является у Н.Я. Данилевского основой для установления культурной самобытности конкретных цивилизаций. Критерии индивидуальности самобытных цивилизаций (культурно-исторических типов) по Н.Я. Данилевскому: 1. язык, 2. четыре разряда культурной деятельности, 3.характер территории, 4.характер взаимодействия с другими культурно-историческими типами. В историософской концепции Н.Я. Данилевского противоречиво сочетаются локально-цивилизационная и глобально-стадиальная парадигмы. В рамках первой парадигмы Н.Я. Данилевский определяет культурную самобытность цивилизаций, акцентируя при этом культурный изоляционизм и цивилизационную конкуренцию и недооценивая культурную преемственность и цивилизационную интеграцию. Концепция культурно-исторического процесса как органического цикла жизни культурно-исторического типа в сочетании с концепцией исторического прогресса как перехода от аутохтонных к одноосновным, двухосновному и, наконец, четырехосновному культурно-историческому типу служит основой для установления места конкретной цивилизации во всемирной истории.

7. Н.Я. Данилевский определяет Россию как молодой культурно-исторический тип на пороге стадии цивилизации. Самобытность его в психическом складе народа – гуманизме, терпимости, коллективизме, духовности, в форме религии – православии (в основном акцентируется демократический, соборный характер церковного управления, и специфические отношения государства и церкви, разделение компетенций при взаимной поддержке), в форме государства – самодержавии, в форме общественных отношений – общественной собственности народа на землю. По проблеме цивилизационного сплочения Н.Я. Данилевский, кроме традиционных оснований (православная религия, самодержавие) предлагает еще такие основания, как общность исторической судьбы и общность геополитических интересов россиян, и шире, всех славян. По проблеме ориентации России в сообществе современных ей цивилизаций, Н.Я. Данилевский выдвигает принцип сохранения цивилизационной самобытности и борьбы за свои геополитические интересы с культурной и политической агрессией Европы. По проблеме ориентации России в историческом процессе Н.Я. Данилевский выдвигает в качестве цивилизационной цели или идеала России – создание четырехосновного культурно-исторического типа, но не дает содержательного описания этого идеала.

8. Жизненная позиция В.С. Соловьева – искание цельного знания, цельной веры и цельной жизни на основе интеллектуализированной или рационализированной православной веры («рационального мистицизма»). По своим зрелым социально-политическим ориентациям В. Соловьев является христианским экуменистом и деятельным христианским интернационалистом, искателем Царства Божия на Земле. Общефилософским фундаментом культурологической мысли В.С. Соловьева является «рациональный мистицизм», суть которого состоит в выведении всей действительности из абсолютно сущего, идеального первоначала, которое не отчуждается от выведенного из него мира, а сохраняет с ним живую связь. Методологической основной для установления критериев культурной идентичности цивилизаций у В.С. Соловьева выступает представление об обществе как системе или «организме». Основным и универсальным методом В.С. Соловьева является «органическая логика», основанная на принципах «мистицизма», «организма» и «всеединства».

9. В качестве субъектов культурной идентичности В.С. Соловьев рассматривает народы или нации, не давая, однако, четкого определения этих понятий. Главным критерием индивидуальности и самобытности народов является культура, которая рассматривается в трех планах: 1. как форма богопознания, 2. тип социального организма (системы), 3. определенный тип личности. Культурную идентичность отдельных народов, как субъектов исторического процесса В. Соловьев связывает с их местом во всемирной истории, а их место во всемирной истории определяет на основе культурной идентичности. Поэтому всемирная история предстает у него именно как культурно-исторический процесс. В понимании направленности культурно-исторического процесса В. Соловьев придерживается парадигмы глобально-стадиального подхода, но в своей оригинальной интерпретации. Его концепция исторического прогресса основана на попытке синтеза идеи глобальной эволюции мироздания и идеи божественного провиденциализма.

10. Главными критериями культурной самобытности России В.С. Соловьев считает: 1. православную христианскую религию, которая сохраняет в чистоте Священное предание или истину христианского вероучения, идею Богочеловечества, 2. русский национальный характер, характеризующий русский народ как истинно христианский и деятельный, как искателя Царства Божия, 3. сильную самодержавную власть, как необходимое условие реализации теократического идеала. Проблему цивилизационного сплочения России В.С. Соловьев решает традиционным путем, предлагая в качестве оснований сплочения именно черты культурной самобытности России. Но при этом он делает существенное дополнение, указывая на теократический идеал и русскую идею, как главные основания сплочения российской цивилизации в едином великом историческом деле. В отношениях с другими странами и цивилизациями В.С. Соловьев, исходя из общей установки на культурную интеграцию всех народов во вселенской теократии, предлагает придерживаться принципов «христианской политики» и отречения от национального эгоизма, считая, что возможно совпадение национальных интересов и требований христианской нравственности. Ориентация России в культурно-историческом процессе выражена у В.С. Соловьева в форме «русской идеи». Суть русской идеи как особого призвания России во всемирной истории - дать образец реализации теократического идеала и тем самым открыть путь всем народам к цельному человечеству или вселенской теократии.

11. Концепции культурной идентичности России В.С. Соловьева и Н.Я. Данилевского ни представляют собой два парадигматически альтернативных способа решения проблемы культурной идентичности России, являющихся традиционными для российского философского национального самосознания. Здесь мы видим столкновение парадигмы традиционализма с парадигмой «культурной интеграции России с Европой».

12. Альтернативные концепции культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В. С. Соловьева дали определенный импульс последующему развитию российского национального философского самосознания. Концепция Н.Я. Данилевского послужила базисом для развития линии традиционализма в решении проблемы культурной идентичности России. В.С. Концепция В. Соловьева послужила базисом для развития линии культурной интеграции России в мировое сообщество. Обе концепции послужили отправными точками для попыток синтеза линий традиционализма и культурной интеграции в форме евразийства. Реальная история России XX века обнаружила историческую ограниченность концепций культурной идентичности России обоих мыслителей.

13. Главные позитивные идеи Н.Я. Данилевского состоят, во-первых, в том, что Россия должна сохранять и защищать свою цивилизационную, культурную самобытность и независимость. Во-вторых, в том, что болезнь «слепого цивилизационного копирования» (европейничанья) смертельно опасна для России. Впрочем, Н.Я. Данилевский не запрещает частичных заимствований Россией достижений других цивилизаций, но эти заимствования должны быть адаптированы к российской почве. В-третьих, по мнению Н.Я. Данилевского, Россия по своему объективному историческому и геополитическому статусу является центром глобальной мировой политики. Ее функция в этой политике – быть оплотом и защитницей мира от агрессивных устремлений отдельных цивилизаций к мировому господству, быть гарантом мирного сосуществования самобытных цивилизаций в многополярном мире. В современном мире Россия в значительной степени утратила ведущие позиции в мировом историческом процессе и ей предстоит нелегкая борьба за то, чтобы вернуть статус одного из ведущих центров мировой истории. Главная позитивная идея В.С. Соловьева состоит в идее «гуманистической модели глобализации» как всемирной культурной, цивилизационной интеграции, которая должна осуществляться на принципах гуманизма и свободы, а также должна обеспечить сохранение в едином глобальном человечестве культурно-цивилизационной самобытности и плюрализма, а также справедливых и гуманных межцивилизационных отношений. Вторая актуальная для нас идея В.С. Соловьева состоит в том, что объективной основой глобальной цивилизационной интеграции должен быть общецивилизационный гуманистический идеал, а вовсе не стремление развитых стран выстроить систему мировой эксплуатации и своего мирового господства.

14. Сопоставление концепций культурной идентичности России Н.Я. Данилевского и В.С. Соловьева, позволяет наметить продуктивный подход к решению проблемы культурной идентичности современной России. Во-первых, культурная самобытность российской цивилизации исторически динамична. Во-вторых, цивилизационное сплочение России на почве общецивилизационного идеала – условие не только процветания России в XXI веке, но и простого ее самосохранения в условиях глобализации и геополитической агрессии со стороны других цивилизаций. Этот идеал как форма российской цивилизационной идеологии должен обеспечивать более или менее гармонический баланс интересов социальных групп современного российского общества и в то же время адекватно выражать коренные геополитические интересы современной России. В-третьих, В отношениях России с другими цивилизациями наиболее продуктивными являются гуманистические принципы. Участие России в процессах глобализации должно осуществляться на основе гармонического баланса местных и общечеловеческих интересов. В-четвертых, и сознательное формирование современной российской культурной, цивилизационной самобытности, и цивилизационное сплочение современной России, и ориентация ее в исторической перспективе и в современном культурно-историческом пространстве – все эти вопросы, составляющие проблему культурной идентичности современной России, упираются выработку адекватного современным реалиям и культурно-историческим интересам России цивилизационного идеала.

15. Если говорить об оценке и характеристике культурной самобытности современной России, то необходимо, прежде всего, исходить из того факта, что она сегодня находится в критическом состоянии размытости, неопределенности и разрушения. Традиционная цивилизационная самобытность России, связанная с советским строем и социалистической системой в ее русском варианте, в результате современных реформ разрушается, а новая, формирующаяся на основе современной социально-экономической российской системы, является, как нам кажется, не адекватной и не соответствующей глобальным, геополитическим интересам российской цивилизации. Если говорить о цивилизационной сплоченности России, то, очевидно, что таковая сегодня просто отсутствует. Современная русская национальная идея диктуется, прежде всего, геополитическим статусом и интересами России и, прежде всего, интересами культурно-цивилизационного самосохранения.

загрузка...