Delist.ru

Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) (15.08.2007)

Автор: Олешков Михаил Юрьевич

Определить (в рамках предлагаемой междисциплинарной концепции) основные параметры дидактического дискурса, его дифференциальные признаки, текстообразующие категории и их корреляции.

На основе проведенного исследования структуры речевой коммуникации в рамках институционального общения описать модель порождения учебного текста в процессуальном аспекте.

Выявить основные параметры, отличающие коммуникативные акты, присущие институциональному дискурсу в «педагогической» сфере, от коммуникативных актов другой направленности (уровень конвенциональности, фонд метаинформационных знаний, макроинтенция и обусловленная ею коммуникативная стратегия говорящего и др.).

Осуществить исследование дидактического текста/дискурса с целью определения его особенностей в социально-ролевом, интенциональном, структурно-семантическом и др. аспектах, а также разработать типологию дискурсов, реализуемых говорящим в процессе дидактического взаимодействия в образовательной среде школьного урока.

Разработать схему комплексного лингвопрагматического анализа дидактического текста/дискурса с учетом когнитивных и психолингвистических факторов и на ее основе осуществить сопоставительное многоаспектное исследование моделей коммуникативного поведения говорящего в профессионально значимых ситуациях дидактического общения на основе номенклатуры реализуемых в процессе вербального взаимодействия коммуникативных стратегий и тактик.

Описать педагогически релевантную модель речевой деятельности учителя («говорящего»), основанную на разграничении структурного (формального), смыслового (семантического) и деятельностного (иллокутивно-перлокутивного) аспектов речи и на основе комплексного анализа осуществить верификацию модели дидактической коммуникации.

Прикладная значимость такого исследования заключается в возможности методически обоснованных рекомендаций, реализация которых в профессиональной практике учителя позволит ему эффективно организовывать процесс общения на уроке.

В целом, изучение институционального дискурса и, в частности, анализ особенностей коммуникации в образовательной среде урока не только теоретическая, но и практическая проблема, так как сегодня эффективность коммуникативного взаимодействия в рамках общественных институтов (в том числе и в образовательном процессе любого уровня) во многом зависит от такого важнейшего компонента, как коммуникативная компетентность участников взаимодействия, предполагающая умение моделировать адекватные социально-общественным (профессиональным) ситуациям дискурсивные модели, выстраивать стратегии общения, а также прогнозировать последствия речевого взаимодействия и предвидеть возможность коммуникативной неудачи.

Теоретические и практические результаты проведенного исследования опубликованы в монографии, учебном пособии, статьях и материалах конференций. Общий список публикаций насчитывает более 75 библиографических описаний общим объемом более 50 п. л.. основными из которых могут считаться следующие:

Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса : монография / М. Ю. Олешков ; Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия [и др.]. – Нижний Тагил, 2006. – 336 с. (19,5 п. л.).

Олешков М. Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект : учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт.-сост. М. Ю. Олешков ; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2006. – 146 с. (8,6 п. л.).

Олешков М. Ю. Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа) / М. Ю. Олешков // Филологические науки. – 2006. – № 4. – С. 105–114 (0,8 п. л.).

Олешков М. Ю. Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход / М. Ю. Олешков // Вопросы филологии. – 2006. – № 1 (22). – С. 39–43 (0,7 п. л.)

Олешков М. Ю. Вопрос в дидактическом диалоге / М. Ю. Олешков // Русская словесность. – 2005. – № 8. – С. 60–68 (0,6 п. л.).

Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения / М. Ю. Олешков // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. – № 2. – С. 43–50 (0,6 п. л.).

Олешков М. Ю. Интенциональность как психолингвистическая основа моделирования процесса дидактической коммуникации / М. Ю. Олешков // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2005. – № 3. – С. 56–57 (0,2 п. л.).

Олешков М. Ю. Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа) / М. Ю. Олешков // Философия образования. – 2005. – № 3 (14). – С. 253–257(0,5 п. л.).

Олешков М. Ю. Энтропия текста: опыт дискурсивного анализа / М. Ю. Олешков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2005. – № 3–4. – С. 73–80 (0,8 п. л.).

Олешков М. Ю. Анализ текста/дискурса в сфере институциональной коммуникации / М. Ю. Олешков // Вестник УГТУ-УПИ. Язык и культура: концептуально-когнитивные и сопоставительные исследования. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – № 3 (74). Часть 1. – С. 53–62 (0,6 п. л.).

Олешков М. Ю. Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе / М. Ю. Олешков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2006. – № 3. – С. 16–29 (0,9 п. л.).

Олешков М. Ю. Особенности дидактической коммуникации в образовательном процессе школы / М. Ю. Олешков // Учебно-методическое обеспечение речеведческих дисциплин в школе. – Екатеринбург : Сократ, 2001. – С. 18–23 (0,5 п. л.).

Олешков М. Ю. Дидактический аспект коммуникативного взаимодействия / М. Ю. Олешков // Ученые записки НТГПИ. Вып. 3. Педагогика и психология. – Нижний Тагил, 2001. – С. 25–31 (0,6 п. л.).

Олешков М. Ю. Метафора в речи учителя / М. Ю. Олешков // Бюллетень Уральского лингвистического общества. – Екатеринбург, 2003. – Т. 9. – С. 121–131 (0,5 п. л.).

Олешков М. Ю. Речевая ошибка учителя: факторный анализ / М. Ю. Олешков // Проблемы лингвистического образования : Материалы IX всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – В 5-ти частях. Часть 2. – Екатеринбург : Издательство АМБ, 2003. – С. 151–154 (0,2 п. л.)..

Олешков М. Ю. Некоторые аспекты нормативности речи / М. Ю. Олешков // Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Ученые записки. Филологические науки. – Нижний Тагил, 2003. – С. 99–105 (0,7 п. л.).

Олешков М. Ю. Пропозициональная синхронизация в дидактическом дискурсе / М. Ю. Олешков // Известия УрГПУ. Лингвистика. Вып. 15. – Екатеринбург, 2005. – С. 201–208 (0,6 п. л.).

Олешков М. Ю. Синергетические основы единства группового сознания / М. Ю. Олешков // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века. – В 2-х т. Т.1 : материалы V международного научного симпозиума 28 – 30 сентября 2005 г. г. Улан-Удэ - оз. Байкал : Байкальские встречи V / ФГОУ ВПО Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств; науч. ред. Р.И. Пшеничникова. – Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005 - С. 257-260 (0,3 п.л.).

Олешков М. Ю. Коммуникативная стратегия и интенция: проблемы корреляции / М. Ю. Олешков // Селищевские чтения : Материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения А.М. Селищева. 22-24 сент. 2005 г. - Елец, 2005. – С. 287-289 (0,2 п. л.).

Олешков М. Ю. Психолого-педагогические основы моделирования процесса дидактической коммуникации / М. Ю. Олешков // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования : сб. ст. – Новосибирск : ГЦРО, 2005. – Т. XVI. – С. 196–201 (0,5 п. л.). – (Сер. тр., прил. к журн. «Философия образования»).

Олешков М. Ю. Социально-культурологические параметры дискурсивной модели / М. Ю. Олешков // Семиозис и культура : сб. науч. ст. / [под общ. ред. И. Е. Фадеевой]. – Сыктывкар : Коми гос. пед. ин-т, 2005. – С. 47–52 (0,4 п. л.).

Олешков М. Ю. Интенция в коммуникативном процессе (на материале дидактического дискурса) / М. Ю. Олешков // Стереотипность и творчество в тексте : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9 (По материалам Междунар. науч. конф.) / отв. ред. М. П. Котюрова ; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 202–208 (0,6 п. л.).

Олешков М. Ю. «Информирующий» дискурс в процессе дидактического взаимодействия / М. Ю. Олешков // Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и в вузе : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 64–82 (0,7 п. л.).

Олешков М. Ю. Проблема анализа и моделирования процесса дидактической коммуникации / М. Ю. Олешков // Проблемы концептуализации действительности и моделирование языковой картины мира : сб. науч. тр. Вып. 2 / отв. ред., сост. Т. В. Симашко ; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск : Поморский ун-т, 2005. – С. 514–518 (0,4 п. л.).

Олешков М. Ю. Системное моделирование дискурса: лингвопрагматический аспект / М. Ю. Олешков // Межкультурная коммуникация: теория и практика / под ред. Н. А. Качалова. – Томск : Томский политехн. ун-т, 2005. – С. 200–203 (0,3 п. л.).

Олешков М. Ю. Аксиологический компонент дидактического дискурса / М. Ю. Олешков // Слово. Словарь. Словесность: из прошлого в будущее (к 225-летию А.Х. Востокова) : Материалы Всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург, 15-17 ноября 2006 г.) / Отв. ред. В.А. Козырев. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С. 271-274 (0,3 п. л.).

Олешков М. Ю. Коммуникативный процесс и групповое сознание (на примере дидактического общения) / М. Ю. Олешков // Человек в информационном пространстве : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. – Ярославль : Истоки, 2006. – С. 229–232 (0,3 п. л.).

Олешков М. Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации / М. Ю. Олешков // Социокультурные проблемы в образовании : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. – М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. – С. 62–71 (0,7 п. л.).

Олешков М. Ю. Синтаксис учебного текста: проблемы дискурсивного анализа / М. Ю. Олешков // Русский синтаксис в лингвистике третьего тысячелетия. Материалы Международной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения проф. А. М. Ломова. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – С. 249-254 (0,4 п. л.).

Олешков М. Ю. Моделирование дискурса в контексте современной лингвистической парадигмы / М. Ю. Олешков // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: Материалы I Международной научной конференции (Кемерово, 29-31 августа 2006 г.) в 4 частях / Отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. – Кемерово : Юнити, 2006. – Часть 2. – С. 258-263 (0,4 п. л.).

Олешков М. Ю. Оценочный компонент дидактического дискурса / М. Ю. Олешков // Язык, культура, образование в современном мире: материалы Международной конференции (г. Пермь, 8–9 ноября 2006 г.). В 2ч. Ч.I. Проблемы романо-германской филологии, перевода, литературоведения и межкультурной коммуникации / отв. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006.– С. 57-60 (0,3 п. л.).

загрузка...