Delist.ru

Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) (15.08.2007)

Автор: Олешков Михаил Юрьевич

Следует учитывать, что человек как обладатель «языкового процессора» определенной мощности имеет ряд врожденных свойств, накладывающих ограничения на способы используемой репрезентации, на выбор стратегий обработки информации, на уровень внимания, объем памяти и на многие другие конкретные характеристики. В идеале исчерпывающая когнитивная теория должна включать объяснение всех этих параметров. Реально же исследователь имитирует сущность функционирования символической системы человека посредством построения другой системы, имеющей иные, «упрощенные» физические характеристики, что приводит к возникновению некоторых фундаментальных различий, отражающих сущность функционирования речевых механизмов. Такого рода «приближения» объясняются ограниченными возможностями современной науки и, безусловно, наличием большого числа «переменных», присущих моделируемому процессу.

В то же время, этот подход дает возможность описать механизмы порождения/восприятия речи на таком уровне детализированности, который обладает доказательным соответствием в прагматическом плане, что может быть реально зафиксировано и изучено.

Лингвопрагматический, психолингвистический и когнитивный подходы позволяют эффективно изучать широкий спектр языковых фактов, к которым применима их эвристика. Значительная часть исследовательской работы в области когнитологии и процессуальной семантики основывается на изучении системы и структуры процессов, происходящих «в голове» языковой личности. При этом предполагается, что большинство доступных наблюдению регулярностей должны получать объяснение именно на этом, «первичном» уровне, а не как следствия, эксплицитно представленные в продукте речи. Моделирование процессов, происходящих на когнитивном уровне, позволяет осуществить редукцию в плане описания «идеальных» механизмов (моделей) порождения/восприятия речи с последующей экстраполяцией полученных результатов на реальные коммуникативные действия.

Исследователями отмечается, что проблема нахождения правильного набора моделей является центральной для построения модели пользователя человеческим языком (Т. Виноград). Цель системного моделирования языковых процессов состоит в разделении системы на модули, объяснение которых упрощалось бы раздельным описанием их внутреннего структурирования и взаимодействия, что позволяет последовательно описать систему языковой и мыслительной деятельности в целом.

Таким образом, анализ и моделирование коммуникативных процессов, в том числе и в институциональной сфере, приобретает сегодня не только теоретическую, но и практическую значимость, что и определило актуальность данной работы.

Настоящая диссертация посвящена исследованию коммуникативных процессов и анализу речевой деятельности человека говорящего в рамках институциональных (профессиональных) дискурсов.

В работе рассматриваются две составляющих коммуникации, а именно: 1) общелингвистические аспекты коммуникации и 2) особенности коммуникативного взаимодействия в образовательной среде урока (на материале дидактического дискурса). В результате с междисциплинарных позиций анализируется как сам процесс человеческого общения и его основные единицы – коммуникативный акт и дискурс, так и результат (продукт) этого процесса – текст.

Количество исследований в сфере институционального общения достаточно велико (А. Н. Баранов, В. Н. Базылев, Д. Б. Гудков, В. И. Карасик, Л. П. Крысин, Н. А. Купина, Л. М. Майданова, П. Серио, А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал и др.). В то же время, общая теория реализации «эффективного» дискурса в отдельных социальных институтах (в частности, в педагогической сфере) не разработана.

Так, отсутствие определенности в вопросах соотношения различных коммуникативных моделей и процедурных сценариев интеракции в процессе дискурсивного взаимодействия приводит к недостаточной обоснованности номенклатуры речевых стратегий и тактик, реализуемых в институциональном общении. Неоднозначны позиции исследователей и в вопросе о том, в каких отношениях находятся категории текста/дискурса, такие, как референция, пресуппозиция, инференция, импликатура и др., с прагматическим контекстом высказывания и как перечисленные категории влияют на релевантность взаимодействия, что не позволяет адекватно обосновать причины коммуникативных неудач в конкретных речевых ситуациях социально-статусного общения.

В целом, анализ существующих подходов и направлений в изучении институциональных дискурсов показывает, что сущность самого процесса коммуникативного взаимодействия в общественно-профессиональных сферах составляет предмет дискуссий. В частности, невыясненными являются вопросы о том, какова структурная организация дискурса в собственно лингвистическом аспекте и отличается ли принципиально структура социально идентифицированных (институциональных, ритуализованных) дискурсов от дискурса бытового речевого общения, а если это так, то какую роль в этом играют такие факторы, как макроинтенция, коммуникативная стратегия, обусловленность контекстом, фиксированная мена коммуникативных ролей и др.

Малоисследованными остаются проблемы, касающиеся специфики компонентов значения и смысла при передаче (трансляции) информации от адресанта реципиенту, что особенно актуально для дидактического дискурса, а также природа когнитивных процессов, происходящих при порождении, интерпретации и восприятии смысла.

Данные факторы определяют актуальность диссертации в плане выработки целостного понимания проблемы реализации текста/дискурса в рамках общественных институтов (на примере вербального взаимодействия коммуникантов в образовательной среде школьного урока), а также тему: «Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов)».

Целью исследования является обоснование модели дидактической коммуникации, обеспечивающей эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса на лингвопрагматическом, когнитивном и психолингвистическом уровнях.

Объектом исследования выступает вербальное взаимодействие участников коммуникативного процесса в институциональной (дидактической) сфере общения.

Предмет исследования: модель коммуникативного процесса в сфере институционального общения и дидактический текст/дискурс как важнейший компонент этой модели.

Специфика объекта, предмета и цели исследования определили постановку следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить состояние данной научной проблемы в современной лингвистике, психологии и когнитологии, составить и обосновать понятийно-терминологический аппарат исследования, разработать иерархически обусловленную систему коммуникативных и когнитивных категорий и феноменов, необходимых для реализации цели исследования.

2. Определить целостность коммуникативного события в рамках институционального общения и его возможную сегментацию.

3. Выявить структуру коммуникативного акта (на материале устных дидактических текстов) как основной единицы вербальной коммуникации в сфере «учебного» взаимодействия и определить его структурные составляющие и компоненты. Выявить основные характеристики (параметры), отличающие коммуникативные акты, присущие институциональному дискурсу в «педагогической» сфере, от коммуникативных актов другой направленности.

4. Провести исследование дидактического дискурса с целью определения его особенностей в социально-ролевом, интенциональном, структурно-семантическом и других аспектах.

5. Описать и провести сопоставительный анализ моделей коммуникативного поведения говорящего в профессионально значимых ситуациях дидактического общения.

6. Выявить специфику коммуникативного поведения субъектов образовательного процесса в ходе вербального дидактического взаимодействия, а также условия, определяющие успешность общения или провоцирующие коммуникативные неудачи.

7. Обосновать и разработать педагогически релевантную модель речевой деятельности учителя («говорящего»), основанную на разграничении структурного (формального), смыслового (семантического) и деятельностного (иллокутивно-перлокутивного) аспектов речи.

8. На основе пропозиционального, структурно-семантического, категориального, интенционального, энтропийного и других видов анализа осуществить верификацию модели дидактической коммуникации, отражающую закономерности построения дидактического текста/дискурса.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход, основанный на использовании ряда общетеоретических и частных принципов, методов и приемов анализа.

В качестве основных принципов, определяющих парадигму анализа отношений между коммуникантами в процессе речевого взаимодействия, выступали следующие:

1) положение феноменологии о признании интенциональности неотъемлемой характеристикой человеческого сознания;

2) принцип антропоцентризма, согласно которому в фокусе лингвистического анализа должна находиться языковая личность как субъект речевой деятельности; данный тезис явился основой для ряда частных положений, определивших направленность и специфику проведенного исследования: а) языковая личность каждого отдельного индивидуума уникальна, и этот факт находит свое отражение в речевом поведении, в частности, в порождаемых высказываниях; б) характерные лингвистические особенности того или иного речевого продукта (=текста) передают (зачастую в опосредованном виде) особенности структуры и динамики процессов в концептосфере конкретной языковой личности.

В методологическом арсенале исследования представлены как методы, заимствованные из психологии и лингвистики, так и специфические методы, учитывающие особенности предмета исследования. Следует учитывать, что при исследовании речевого общения существует ряд сложностей: «возмущающее» присутствие третьего (исследователя); операциональные трудности при фиксации в протоколах невербальных компонентов коммуникации; измерение когнитивного «содержания» текущей ситуации в каждый конкретный момент диалогического хода партнеров по общению. Фактически, эти методы «работают» в несколько искусственных условиях, так как испытуемый осознает происходящий процесс и вольно или невольно «лакирует» свое речевое поведение. При этом возможны различные нарушения внутренней валидности.

Для получения более достоверных данных осуществлялось «полевое» наблюдение, что технически выражается в фиксации речевых особенностей дидактического процесса «на карандаш» или с помощью скрытого диктофона. В «косвенных» методиках осуществлялся мониторинг таких параметров, как длительность процессов, количество и характер совершаемых речевых ошибок, речевые паузы (хизатические особенности вербального взаимодействия) и т. д.

В целом, использовались следующие методы:

анализ текста/дискурса в его разновидностях (интент-анализ; структурно-семантический, категориальный, энтропийный и пропозициональный анализ и др.);

методы наблюдения и самонаблюдения;

моделирование и формализация смысла фрагментов дискурса посредством фиксации и схематизации и проверка моделей косвенным путем;

интроспекция.

Комплексный характер объекта, предмета, цели, а также избранного методологического подхода обусловили необходимость исследования языкового материала в виде корпуса моно- и диалогических текстов, зафиксированных как продукты порождения речевой деятельности коммуникантов в образовательной среде урока в школах г. Нижнего Тагила и других населенных пунктов Свердловской области. Анализировались как «полные речевые фотографии» урока, так и фрагменты текстов (в случае «локального» объекта изучения). Корпус устных дидактических текстов составил более 150 дискурсивных единиц («полных» текстов или фрагментов) объемом около 30 000 словоформ.

Научная новизна исследования имеет, в первую очередь, методологический характер и определяется новым ракурсом изучения объекта – процесса коммуникации в институциональной сфере – в целостности и на междисциплинарном уровне. Кроме того, впервые в рамках функциональной парадигмы, объединяющей коммуникативно-прагматический и когнитивный подходы к анализу языковых явлений, осуществлена попытка классифицировать реализуемые говорящим модели коммуникации в системообразующем контексте их интенциональности и структуры. Исследование проводилось на материале корпуса устных дидактических целых текстов значительного объема, что позволило более детально выделить существенные признаки языковых единиц разного уровня, а также рассмотреть процессы вербального взаимодействия и дискурсивные категории с позиций, отличающихся от традиционно принятых.

Таким образом, исследование открывает новое направление в изучении языка профессиональной коммуникации и институционального дискурса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширило представление о коммуникативной функции языка и природе речевого взаимодействия в профессиональной сфере институционального общения, о социальной роли языковой коммуникации в дидактическом аспекте. Исследование продемонстрировало эффективность междисциплинарного комплексного подхода к изучению явлений речевого взаимодействия в широком социальном, когнитивном, психологическом и культурологическом контексте. Предложенная модель институционального дискурса может быть применена к решению эпистемологических задач в исследовании других сфер профессиональной коммуникации.

Кроме того, определены перспективные направления дальнейших исследований в таких областях, как теория коммуникации (обоснованы основные способы передачи/присвоения информации в сфере институционального общения; определена номенклатура коммуникативных стратегий и тактик, обеспечивающих продуктивность дидактической коммуникации в образовательной среде урока), лингвистическая прагматика (описана и проанализирована совокупность лингвопрагматических параметров, определяющих эффективность вербального взаимодействия в дидактическом аспекте), когнитивная лингвистика (описывается сущность процесса передачи и восприятия информации на синергетическом уровне).

загрузка...