Delist.ru

Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) (15.08.2007)

Автор: Олешков Михаил Юрьевич

ОЛЕШКОВ Михаил Юрьевич

Системное моделирование

институционального дискурса

(на материале устных дидактических текстов)

Специальность 10.02.19 – теория языка

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Нижний Тагил

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», г. Нижний Тагил.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Ерофеева Елена Валентиновна

доктор филологических наук, профессор

Питина Светлана Анатольевна

доктор филологических наук, профессор

Руженцова Наталья Борисовна

Ведущая организация: Башкирский государственный университет

Защита состоится 2007 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 212.189.11 в Пермском государственном университете по адресу: 614990, Россия, ГСП, Пермь, ул. Букирева, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Пермского государственного университета по адресу ул. Букирева, 15.

Автореферат разослан 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор В.А. Салимовский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Особенностью теоретико-методологической парадигмы современного языкознания является интенсивное изучение процессов вербальной коммуникации в ее социальном, культурном и психологическом аспектах. Исследования осуществляются в рамках лингвистической прагматики, теории дискурса, теории актуального членения, когнитивной семантики, логики практических умозаключений, риторики и других направлений лингвистики, что нашло отражение в трудах Н. Д. Арутюновой, Ю. Н. Караулова, Е. С. Кубряковой, А. Н. Баранова, И. М. Кобозевой, Л. Г. Лузиной, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, Ю. Д. Апресяна, Т. В. Булыгиной, А. Вежбицкой, В. Г. Гака, Г. П. Грайса, Т. А. ван Дейка, Дж. Остина, У. Чейфа и ряда других отечественных и зарубежных ученых.

Настоящее диссертационное исследование, методологической основой которого является системное моделирование, проведено в рамках лингвистической прагматики, психолингвистики и когнитологии.

Обращение к проблеме моделирования коммуникативного процесса обусловлено тем, что, несмотря на достаточное количество исследований, посвященных проблеме коммуникативного взаимодействия в рамках институционального общения, пока еще не удается формализовать (смоделировать) психолингвистические релевантные переменные, характеризующие сущность человеческой коммуникации, в том числе и в сфере профессиональных коммуникаций.

Лингвистическая прагматика, основывающаяся на функционально-деятельностном подходе, является тем направлением, которое посредством анализа дискурса и моделирования процесса дискурсивного взаимодействия позволяет изучать процессы коммуникации на основе синтеза структурно-семантического и формального анализа с функциональным. Направленность лингвопрагматики на изучение социально-культурных и когнитивно-психологических аспектов коммуникативного общения в целом соответствует современным тенденциям развития отечественного языкознания.

Анализ дискурса как метод и моделирование как междисциплинарный научный подход, активно используемый в различных сферах знания (в том числе, и гуманитарных), соответственно и обусловили общую направленность данного исследования на многостороннее изучение феномена языкового общения, которое является объектом лингвистического анализа в широком смысле.

Теоретическую базу исследования составили работы в области философской герменевтики, философии диалога, связанные с концептуальными проблемами смыслового анализа речевой деятельности, В. С. Библера, М. Я. Бубера, Г.-Г. Гадамера, В. Дильтея, П. Рикера, В. В. Розанова, Г. Фреге, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера; работы известных ученых-психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других.

Для рассмотрения механизмов продуцирования и восприятия речевых сообщений в процессе дидактической коммуникации особое внимание уделялось изучению работ по психолингвистике: моделям речевой коммуникации (Дж. Грин, Н. И. Жинкин) и методам психолингвистического анализа устных сообщений (А. А. Залевская, И. А. Зимняя, Э. Е. Каминская, А. Р. Лурия, Дж. Миллер, Т. М. Рогожникова, Д. Слобин, Е. Ф. Тарасов, Т. Н. Ушакова и др.).

Предпосылками исследования явились также идеи, связанные с междисциплинарным характером проблемы понимания: рассмотрение психологической природы понимания в психологической герменевтике (А. А. Брудный); в психологии общения (М. Р. Битянова, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Петровская); обоснование понятия «коммуникационное понимание» в теории социальных коммуникаций (А. В. Соколов); использование коммуникативных стратегий для реализации интенций и преодоления барьеров понимания в речевом общении в области лингвистической прагматики (Ч. Моррис, Дж. Остин, Дж. Серль, З. Вендлер, Г. П. Грайс, Т. А. ван Дейк); знакового характера понимания речевых сообщений в семиосоциопсихологии (Т. М. Дридзе).

«Взаимодействие двух подходов – гуманитарного и сциентистского – выступает по-разному на различных уровнях анализа какого-либо языкового объекта» (И. П. Сусов). Человек в контексте лингвопрагматической парадигмы является своеобразной противоречивой сущностью, природа которой определяет как методологию анализа явлений и процессов, так и концептуальные закономерности моделирования деятельностных систем, в которых он является субъектом.

Данный постулат, на наш взгляд, является существенным для понимания значения коммуникативной лингвистики и ее дальнейшего развития как направления, изучающего сущность знакового опосредования сознания человека, определяемую, с одной стороны, строем языковой системы, а с другой – языковой ментальностью каждой культуры и национальным самосознанием.

Прагматический подход к языку видоизменяет природу лингвистического анализа, арсенал методов и последовательность используемых процедур. Коммуникативная лингвистика оппозиционна по своей сути «таксономической» лингвистике, так как в изучении процессов вербального взаимодействия использует, наряду с прагмалингвистическими методами, инструментарий психологии, социологии, семиотики, логики, культурологии и других наук.

Взяв за основу три фундаментальных и наиболее значимых аспекта, характеризующих язык в его естественном состоянии: лингвистический, психологический и социальный, – можно говорить об изменении концептуальных парадигм многих областей человеческого знания. Под лингвистическим аспектом языка следует понимать его физическое выражение, которое имеет звуковую или графическую форму, а также то, что обычно называют значением. Психологический аспект вносит в понятие «язык» процессуальный смысл и позволяет рассматривать «реализацию» языка как деятельность. Подход к языку с этой точки зрения позволил психологам, психолингвистам, а затем и методистам выделять в качестве объектов изучения и усвоения языка навыки и умения, которые составляют структуру не только речевой, но и всякой другой деятельности (А. А. Леонтьев). Выделение социального аспекта обусловлено социальной, то есть коммуникативной, функцией языка. С этой точки зрения язык выступает не просто как речевая деятельность, а приобретает функциональную значимость на уровне «коммуникативного поведения», является средством, орудием общей деятельности человека.

В рамках новой парадигмы аналитическая философия использует анализ употребления языковых знаков и выражений в качестве источника постановки и решения философских проблем; более того, философия как наука фактически сводится к такому анализу (М. А. Кронгауз). Таким образом происходит переход от одного объекта исследования к другому – от человека и мира – к языку, на котором можно говорить о человеке и мире.

Лингвистическая философия концентрирует внимание на содержательном анализе обыденного языка. Многие работы лингвистических философов (Дж. Остин, Дж. Серль, П. Ф. Стросон и др.) имеют реальную лингвистическую ценность. Фактически, сегодня лингвистика получает новый стимул, новые цели и перспективы для приложения своих сил к исследованию языкового общения. Если ранее влияние философии и психологии возвращало лингвиста в гуманитарный контекст, то сейчас уже сам анализ языка и речи становится частью философии, социологии и психологии (Н. Д. Арутюнова), тем самым подтверждая прикладной статус лингвистики, все более ориентирующейся на решение «внешних» задач, что предполагает разнообразное применение лингвистических данных как к изучению объектов из области других наук, так и использование их в общефилософской парадигме современного знания о человеке.

Одним из возможных «инструментов» изучения речевого поведения человека является системное моделирование, стратегия которого состоит в построении искусственных моделей, систем, выполняющих задачу ограниченного понимания языка. Такие модели обеспечивают возможность перехода к экспериментальной проверке адекватности, которая позволяет выявить как сильные, так и слабые стороны гипотетических механизмов, задействованных в коммуникативном процессе.

Разработанные подобным образом имитационные схемы не следует рассматривать как буквальные модели деятельности человеческого мозга и его участия в коммуникации на уровне функционирования. Задача состоит в построении моделей речевой деятельности, описывающих носителя языка как языковую личность и рассматривающих его коммуникативную деятельность в прагматическом плане на некотором естественном уровне.

загрузка...