Delist.ru

Конница эпохи эллинизма (военный и социальный аспект) (15.08.2007)

Автор: Нефёдкин Александр Константинович

НЕФЁДКИН

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

КОННИЦА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

(военный и социальный аспект)

Специальность 07.00.03 — всеобщая история

(история древнего мира)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Ставрополь,

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Фролов Эдуард Давыдович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Беликов Александр Павлович

доктор исторических наук, профессор

Кащеев Владимир Иванович

доктор исторических наук, профессор

Климов Олег Юрьевич

Ведущая организация: Педагогический институт при Южном Федеральном университете.

Защита состоится 26 октября 2007 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.256.03 в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета.

Автореферат разослан “ ” 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор исторических наук Краснова И.А.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. На всем протяжении истории государственных образований армия была важнейшим звеном, тесно связанным с жизнью и изменениями в социуме. Без анализа и понимания этой взаимосвязи невозможно представить общий ход исторического процесса. Еще в архаическую эпоху господство знати выражалось не только в том, что она стояла у руля государственного управления, но и в том, что она несла основную нагрузку на поле боя, прибывая в армию на коне вместе со своими сопровождающими, тогда как пехота играла вспомогательную роль. Именно конница была в это время главным родом войск в Великой Греции, Фессалии и Ионии, а также в интересующей нас Македонии, где она состояла из гетайров, высшей землевладельческой знати. Именно в период эллинизма, в отличии от предыдущих эпох, конница стала играть особую роль на поле боя, зачастую решая исход сражения.

На примере армии как составной части эллинистической цивилизации мы видим механизм взаимодействия западной, греко-македонской, и восточной культуры и их трансформации в процессе этого взаимодействия. Изучение конницы не только обеспечивает существенное приращение материала к базе данных по античному военному делу, но и позволяет более глубоко понять закономерности военно-исторического развития древнегреческого общества и всей античной цивилизации в целом. Все это, как и недостаточная изученность проблемы, обуславливает актуальность выбранной темы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является военное дело древности, поскольку оно является одной из важнейших составляющих социально-экономических, политических, технологических и даже ментальных основ бытия любой древней цивилизации. Предметом выступает один из наименее изученных компонентов военного дела — конница как отдельный род войск, её генезис, становление, развитие и специфические особенности в период эллинизма.

Источниковая база исследования. Важнейшими источниками по теме являются нарративные, в которых можно найти информацию об историческом развитии, тактике и стратегии конницы, изобразительные (рельефы, фрески, монеты), демонстрирующие нам внешний вид и, иногда, тактику воинов, а также археологические находки, показывающие нам комплекс вооружения и реальные остатки оружия. Среди литературных источников особое место занимают специальные военные трактаты, в частности «Тактики», в которых, наряду с их основным сюжетом — описанием отрядов и маневров македонской фаланги — речь идет и о коннице. Собственно от эпохи эллинизма сохранился один трактат данного жанра — «Тактическое искусство» философа Асклепиодота (I в. до н. э.), как считается, ученика стоика Посидония Родосского. Уже в антикварном ключе с подробным рассказом об эллинистическом военном деле, написана «Теоретическая тактика» Элиана (ок. 110 г.), посвященная императору Траяну, который обращался к эллинистическим образцам для реформирования римской армии и создания нового устава. К этому кругу сочинений принадлежит и «Тактическое искусство» известного историка Флавия Арриана (ок. 89– между 169 и 180 г.), написанное в 136 г. В целом, сложность изучения информации, содержащейся в «Тактиках», заключается в определении грани, отделяющей теоретические установки от реальной практики эллинистической эпохи, ведь сохранившаяся информация для сопоставления обычно весьма скудна. Впрочем, даже теоретические схемы вполне могли базироваться на реальной военной практике, которую авторы пытались обобщить и схематизировать.

Исторические сочинения, повествующие о событиях эллинистической эпохи, не многочисленны, информация же о коннице вообще встречается в них ad hoc. Из данной группы источников, в первую очередь, следует назвать 16–20 книги «Исторической библиотеки» Диодора (ок. 90–21 гг. до н. э.), в которых описываются события, начиная со времени правления Филиппа II и заканчивая битвой при Ипсе. Основными источниками информации по эпохе македонских завоеваний являются «историки Александра»: Флавий Арриан, сохранивший в своем сочинении «Анабасис Александра» переложение воспоминаний участников похода Птолемея и Аристобула, и Квинт Курций Руф, описавший экспедицию Александра в «Истории Александра Македонского» на основании другой исторической традиции, восходившей к Клитарху. Сведения, сообщаемые Плутархом (ок. 46– после 119 г.) в биографиях Эвмена, Деметрия, Пирра, Арата и Филопемена, как бы заполняют лакуну, имеющуюся у нас по событиям III в. до н. э. Сохранившиеся части «Всеобщей истории» Полибия (ок. 200– 120 гг. до н. э.) рассказывают о событиях эпохи установления римского господства с 264 (подробно с 221 г.) по 144 г. до н. э. Третья и сохранившаяся часть четвертой декады Тита Ливия (59 г. до н. э– 17 г.) повествует о событиях 201–167 гг. до н. э., описываемых по материалам несохранившейся части труда Полибия. События Сирийской войны и противостояния Рима и Митридата VI Эвпатора описаны Аппианом (ок. 100–170 гг.) в 12–13 книгах его «Римской истории». Сведения других авторов менее важны.

Важное значение для определения социального статуса всадников и системы организации конницы имеют сохранившиеся папирусы из Египта птолемеевской эпохи, особенно документы из Тебтюниса в Фаюме второй половины II в. до н. э. Некоторые сведения о сюжете мы можем найти и в материалах вавилонских табличек и эпиграфических источников с территории государства Селевкидов.

Степень разработанности проблемы. До середины XIX в. период эллинизма активно не изучался и в изложениях общего хода военной истории от эпохи Александра сразу переходили к римским сюжетам. Первые работы, специально посвященные греческой коннице, рассматривали афинский материал, поскольку по этому региону имеется б?льшее количество данных, чем по другим областям Греции. Первая монография по этой теме, выполненная на высоком научном уровне, принадлежит французскому исследователю А. Мартену, собравшему и обобщившему сведения нарративных (литературных и эпиграфических) источников, включая и эпоху эллинизма. Автор разбирает сюжеты, связанные не только с историческим развитием конницы, но и с проблемами комплектования, состава и командования афинской конницы.

Другой темой исследований стало изучение социального положения всадников в государствах Птолемеев и Селевкидов. По мере публикации папирусов всё более стали проявляться контуры плохо известной нам по литературным источникам армии Лагидов, ее организации, состава, способов комплектования, чему посвятили свои работы немецкие исследователи П. Майер, В. Шубарт и Ф. Юбель, голландский египтолог Э. Вант Дак, а также французский папиролог Ж. Лескье в своей фундаментальной монографии о птолемеевской армии, которая не потеряла своего значения до сих пор. По мере накопления эпиграфического материала и его анализа больше появилось данных о положении греко-македонских колонистов Селевкидов, которое рассмотрели в своих работах французский исследователь Ж. Раде, американские антиковеды Г. Коэн и Р. Биллоуз, а также В. Чериковер.

В настоящее время интерес к коннице (как и к военному делу античности вообще) усилился, о чем свидетельствует факт появления четырех монографий на эту тему в течении 15 лет. Виргинский антиковед Г. Бью написал на основании своей диссертации (1979 г.) монографию, в которой анализируется история и социальный статус афинских всадников, в основном, классического и в меньшей степени эллинистического периода. В 1993 г. появилась фундаментальная монография австралийского историка Й. Спенса, также написанная на основе своей диссертации (1988 г.), которая посвящена афинской коннице классической эпохи. Автора интересуют две сферы — военная и социальная: тактика, комплектование, вооружение и роль всадников в обществе. В следующем году выходит в свет книга вашингтонского исследователя Л. Уорли, видевшего задачи своей работы в изучении роли всадников на полях сражений, начиная с микенского периода и заканчивая Восточным походом Александра Македонского. Наконец, в 2002 г. американский классицист Р. Гейбел опубликовал свою монографию о кавалерийских операциях в Древней Греции в период между 500 и 150 г. до н. э. В работе автор показывает свое понимание развития конницы, которая появилась в Южной Греции лишь с середины V в. до н. э., приобрела большое значение в первой половине IV в. до н. э. и выигрывала кампании в экспедиции Александра благодаря координации действий с пехотой.

Отечественная историография, историография одной страны, естественно, уступает по количеству работ обширной западной. Главным образом интересующая нас тема затронута в трудах по истории военного искусства вообще или конницы в частности. В последней четверти XIX в., когда в связи развитием огнестрельного оружия значение конницы упало, и среди военных теоретиков шли споры о роли кавалерии в кампаниях, появился интерес к истокам последней, к ее истории. Появляются труды по истории конницы, сначала переводные иностранные, а затем и отечественные. В этих работах согласно историко-хронологическому принципу описывается организация, вооружение и тактика конницы.

Современные отечественные работы, анализирующие собственно армию и конницу, как ее составную часть, немногочисленны. Научная историография, специально разрабатывающая проблемы эллинистической конницы, отсутствует, за исключением работ автора этих строк, список которых приведен в конце автореферата. Можно также указать на статью казанского антиковеда А. С. Шофмана, рассмотревшего военные реформы Александра, и на статью историка из Ставрополя М. В. Нечитайлова. Особенно интенсивно изучались в СССР социально-экономические проблемы, связанные с социальной ролью всадников. В частности, институт клерухии в Египте рассматривался историками в контексте землепользования в долине Нила, а проблемы греческого полиса на Востоке и Селевкидские военные колонии — наряду с системой землепользования и набора.

В современной историографии изучение конницы греков ведется с двух точек зрения: с социальной (набор, состав и организация) и с военно-исторической (история развития, вооружение, тактика). Лучше разработанными являются сюжеты, касающиеся всадников микенского, гомеровского, архаического и классического периода, тогда как периоду эллинизма не посвящено ни одного монографического исследования, а имеется лишь разбор отдельных родов конных войск или рассмотрение конницы в отдельной стране. Это, как представляется, связано с узкой специализацией современных исследователей, ведь данная тема отличается разнообразием источников, значительная часть из которых нелитературная (эпиграфические, нумизматические, иконографические, папирологические), с разбросанностью материала по территории различных древних государств, со сложностью в определении стержня, на котором может базироваться исследование, и, конечно, с отсутствием хрестоматии, где были бы собраны сведения источников по теме, что значительно облегчило бы дальнейшее исследование.

Цели и задачи исследования. Общей целью работы является анализ феномена конницы в целом и отдельных ее родов, существовавших, начиная с эпохи Филиппа II и заканчивая I в. до н. э. Для достижение этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. Собрать информацию, буквально по крупицам рассеянную по самым различным видам и типам исторических источников.

2. Критически, с опорой, прежде всего на источники, проанализировать немногочисленные специальные работы по избранной теме, отметить достижения предшественников, акцентировать внимание на спорных и нерешённых аспектах, дать их самостоятельное авторское решение.

загрузка...