Delist.ru

Роль профсоюзов в регулировании социокультурных процессов в регионах и муниципальных образованиях современной России (15.08.2007)

Автор: Нефеденко Любовь Ивановна

1) активизация деятельности личности, социальных групп и общностей по производству, распространению и потреблению культурных ценностей (поддержка талантов, создание условий для занятий художественным творчеством, организация гастрольной деятельности, библиотечного обслуживания, музейного дела, кинопоказа и т.д.);

2) поддержка социокультурной деятельности определенных социальных групп (развитие системы художественного образования для детей и взрослых, работа с ветеранами, инвалидами и т.д.);

3) создание новых продуктов культурной деятельности на уровне муниципального образования (реставрация памятников, развитие музейного дела, в т.ч. краеведческая работа, фиксация источников, которым грозит утрата; сохранение культурно-исторических ансамблей и ландшафтов, возрождение архитектурного облика исторических мест, организация выставочной деятельности, закупка произведений художественного творчества, создание фото- и киноархива, видеофильмов о родном крае и т.д.);

4) развитие инфраструктуры культуры, включая совершенствование деятельности существующих учреждений культуры, создание новых культурно-досуговых объектов, центров культуры, обращая особое внимание на центры местной самобытной культуры;

5) создание условий для качественного досуга населения, включая в систему досуга дома, улицы, дворы, микрорайоны, скверы, парки, пляжи, спортивные площадки и т.д.;

6) создание условий для развития альтернативных источников финансирования социокультурной деятельности (меценатства, спонсорства, предпринимательства, гражданской инициативы, развитие корпоративной культуры на предприятиях, расположенных в данном муниципальном образовании);

Интересен опыт тех глав муниципальных образований, которые в Программе развития социокультурной деятельности отражают мероприятия, направленные на решение поставленных задач: а) на ближайшие годы; б) на средне-срочную перспективу. Второе, крайне важно, так как не позволит принять решения, которые испортили бы возможности для комплексного развития муниципального образования в будущем. Например, построить птицефабрику рядом с будущей зоной отдыха.

Данный опыт разработки основных направлений муниципальной культурной политики и разработки мер по ее осуществлению позволяет говорить об эффективной деятельности местной власти. Основными критериями оценки эффективной работы является создание условий для всестороннего развития личности, обеспечение доступа всем жителям муниципального образования к культурным ценностям, включение в активную социокультурную деятельность населения городов, районов, поселений.

В четвертой главе «Участие профсоюзов в социокультурных процессах в регионах и муниципальных образованиях» предметом исследования становится деятельность профсоюзов как фактора социокультурной деятельности.

Профсоюзы с момента своего создания были тесно связаны с культурой. Сам факт объединения трудящихся для защиты своих интересов свидетельствует об определенном росте культуры части работающих, созревших до уровня защиты своих экономических, гражданских и социальных прав. Только человек, осознавший ценность своей личности, имеющий собственное достоинство, способен бороться за свои права, добиваться уважения своих интересов.

За сто лет истории российских профсоюзов приоритетные направления их деятельности по участию в регулировании социокультурных процессов несколько раз менялись: борьба с неграмотностью, развитие профессионального образования, организация досуговой деятельности, развитие туризма и санаторно-курортного лечения, экономическое просвещение и т.д. К середине восьмидесятых годов прошлого века под контролем профсоюзов находились спорт, туризм, массовая культура, корпоративная культура на предприятиях, работа с детьми по месту жительства. Вся культурно-массовая работа профсоюзов, на которую тратилось 42% средств профсоюзного бюджета, была направлена на повышение художественного, эстетического, нравственного уровня массовой культуры, доступность элитарного искусства и поддержку народного творчества. Используя право законодательной инициативы, профсоюзы активно работали над созданием нормативно-правовой базы в сфере культуры, которая частично работает и в настоящее время.

В конце ХХ века в силу ряда причин были закрыты многие профсоюзные клубы, библиотеки и киноустановки, снизились возможности профкомов для организации отдыха членов профсоюзов и их детей, изменение законодательства лишило профсоюзы возможности активно влиять на культурную политику, как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Экономические реформы отвлекли основные силы профсоюзов на борьбу с безработицей, низким размером пенсий, заработной платы, за сохранение льгот, а изменение социально-экономического положения граждан снизило их интерес к культуре.

В то же время общемировая практика свидетельствует, что во многих странах мира профсоюзы являются активными участниками социокультурной деятельности. В рекомендациях «Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь», принятых Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 26 ноября 1976 г., записано: «Государствам – членам или компетентным органам необходимо принимать все меры, могущие содействовать профсоюзам и другим организациям трудящихся в свободном осуществлении их политики и проектов в области культуры, помогать им пользоваться всеми богатствами культурных ценностей и активно участвовать в культурной жизни общества». В настоящие время это особенно важно, так как современные процессы в социальной сфере поставили перед профсоюзами новые задачи: изменилось отношение к человеку и его социальному состоянию, статусу. Рациональность как базовая характеристика капиталистического общества зачастую вступает в противоречие с нравственностью, моралью, с гуманистически ориентированной социокультурной практикой. По мнению глобальных профсоюзов, образование и культура являются проявлением зрелости гражданского общества и должны оставаться общественным благом, а не превращаться в товар.

Способы повлиять на культурную жизнь страны у профсоюзов есть - это возможности социального партнерства, сохранение стабильной работы оставшихся у профсоюзов клубов и библиотек, совместное финансирование учреждений и программ культуры (муниципальный и профсоюзных бюджеты), участие в попечительских советах образовательных и культурных учреждений, проведение профессиональных праздников, конкурсов, организация культурно-массовых мероприятий в трудовых коллективах, работа с детьми.

Сотрудничая с деятелями культуры, устанавливая премии за создание художественных произведений о рабочем классе, грантов для осуществления социально значимых творческих проектов, проводя фестивали и выставки, профсоюзы могут создать в обществе обстановку уважения к тем, кто честно работает, учит, лечит, заботится о детях, нетерпимости к работодателям, нарушающим законодательство, чиновникам органов власти, забывающим о своем гражданском долге. Кроме общепризнанных функций профсоюзов, направленных на защиту прав работающих, по нашему мнению, в перечень приоритетных направлений работы необходимо включить: а) обеспечение условий для непрерывного образования, освоения смежных профессий, повышения квалификации; б) создание обстановки уважительного отношения к трудящемуся человеку, разработку и внедрение новых форм морального и материального стимулирования; в) создание условий для отдыха, восстановления жизненных сил, приобщения к культурным ценностям; г) поддержку работающих, имеющих детей, обеспечение условий для совмещения работы и воспитания подрастающего поколения; д) поддержку талантливой личности, помощь в реализации ее творческого потенциала.

Заслуживает внимания опыт профсоюзов по созданию своих проектов в области культуры, их помощь гражданам по расширению участия в культурной жизни. Важно найти формы взаимодействия с творческой элитой, которая

свое отношение к профсоюзам отражает в произведениях искусства, электронных средствах массовой информации, произведениях массовой культуры. Различные формы социокультурной деятельности будут способствовать гражданской зрелости общества, воспитанию чувства собственного достоинства у каждого члена профсоюза. Очень важное направление деятельности профсоюзов борьба за рост конкурентоспособности отечественных кадров лежит на отраслевом профсоюзе работников культуры, который имеет целый ряд особенностей, которые нельзя не учитывать: а) объединение работодателей и работников в одном профсоюзе выглядит здесь намного естественней, чем в большинстве других профсоюзов; б) не все члены профсоюза связаны трудовыми отношениями; в) большое разнообразие профессий и должностей требует большого разнообразия в оформлении трудовых отношений; г) отсутствует законодательная база, регулирующая отношения, связанные с созданием и интерпретацией авторских произведений; д) наличие творческих профессиональных союзов создает элемент конкуренции между общественными объединениями по профессиональному признаку.

Сегодня профсоюз работников культуры – самая массовая общественная организация в сфере культуры, однако, в ходе исследования были выявлены следующие процессы: а) число членов профсоюза ежегодно уменьшается; б) крайне редко создаются профсоюзные организации в новых структурах отрасли (турфирмы, коммерческие телеканалы, печатные СМИ и т.д.); в) покидает профсоюзные ряды творческая интеллигенция; г) сокращается платный аппарат в профсоюзных органах; д) сведено до минимума влияние профсоюза на общую культурную политику.

Сложно решается вопрос структуры профорганизации для членов творческих профессий. Самое разумное решение – объединить профсоюз и творческие союзы. Члены творческих союзов возражают, поскольку тогда в союз нужно будет принимать всех, кто считает себя художником, писателям и т.д., а не тех, кто «прошел отбор» на профессиональном уровне. Профсоюз возражает, поскольку произойдет раскол отраслевого профсоюза работников культуры на несколько мелких профессиональных союзов: профсоюз художников, профсоюз писателей, профсоюз театральных деятелей и т.д. Сами творческие деятели боятся потерять возможности для профессионального роста и небольшие льготы, которые остались у членов творческих союзов.

Исследование показало, что по мнению членов профсоюза, профсоюз работников культуры должен заниматься: а) сохранением рабочих мест – 70%; б) повышением заработной платы – 59%; в) установлением льгот – 35%; г) участвовать в разработке культурной политики – 29%; д) оказывать юридические услуги – 30%; е) помогать в медицинском обслуживании – 18%; ж) организовывать отдых членов профсоюза – 30%; з) обеспечивать путевками – 12%; и работать с детьми – 12%. Таким образом, настрой руководства профсоюза на борьбу за повышение зарплаты имеет поддержку в рядах профсоюзных активистов, но не является в настоящее время для них главным. Люди боятся потерять работу, поэтому вряд ли готовы на резкие акции в поддержку достойной зарплаты.

В целях совершенствования деятельности отраслевого профсоюза работников культуры автор предлагает следующий комплекс мер: а) внесение изменений в Устав профсоюза в части полномочий профсоюзной организации муниципального образования; б) определение порядка постановки на учет и формы защиты членов профсоюза, работающих в малочисленных организациях, в т. ч. в тех, где менее трех членов профсоюза; в) уточнение полномочий профсоюзной организации и ее роль в оказании помощи членам профсоюза при заключении индивидуальных трудовых договоров, договоров авторского права; г) расширение задач профсоюза в части контроля за соблюдением авторских прав; д) разработка и осуществление системы экономического и правового обучения членов профсоюза.

Наиболее эффективным средством влияния на социокультурные процессы в регионах и муниципальных образованиях является социальное партнерство. В настоящее время коллективные договоры заключены на 70% - от общего числа полиграфических предприятий страны, в 30% - от организаций и учреждений культуры и искусства. По регионам и муниципальным образованиям цифры очень колеблются от 5% до 80%. Например, во Владимирской области коллективные договоры заключены в 80% коллективов, где есть первичные профсоюзные организации.

Итоги исследования показали, что, многие председатели профкомов считают, что коллективный договор невозможен из-за неопределенного финансово-юридического положения учреждений. Ситуация действительно непростая: работодатель – директор; учредитель – отдел культуры муниципалитета; нормативную базу готовит глава администрации; размеры финансирования утверждают депутаты. Трудовой кодекс РФ не учитывает ситуацию, когда учреждение культуры не имеет статуса юридического лица и счета в банке. Вторым препятствием в заключении договоров является безразличие работников, их пассивность, отсутствие сплоченности в трудовых коллективах, непонимание роли коллективных договоров со стороны рядовых членов профсоюза. Третьей причиной можно считать неподготовленность профсоюзного актива к разработке по заключению коллективных договоров, зачастую председатели профкомов сами не понимают, зачем нужен коллективный договор. В последние годы профсоюзы в силу ряда причин ослабили внимание к обучению профсоюзного актива, а теперь пожинают плоды этой политики. Четвертая причина – распространение коллективных договоров на тех, кто не является членом профсоюза. Председатели первичных профорганизаций с низким охватом профчленства не хотят нагружать себя работой в интересах тех, кто вышел из профсоюза. И, наконец, на пятом месте находится группа препятствий, обусловленных негативным настроем администрации к коллективному договору. Руководители не хотят заключать коллективные договоры, опасаясь возможности быть уволенными по требованию профсоюза.

Практика заключения отраслевых соглашений на уровне муниципальных районов уже сложилась, а вот на уровне поселений появились лишь первые соглашения. В поселениях возможны такие варианты действий профсоюза: 1) убедить глав поселений присоединиться к районному отраслевому соглашению, в котором предусмотреть меры социальной защиты работников поселений; 2) объединенному профкому по поручению работников поселения заключать коллективный договор с каждым главой поселения, если это будет записано в Уставе профсоюза; 3) предложить главе поселения пересмотреть индивидуальные трудовые договоры, предусмотреть в них все меры социальной защиты, индексацию оплаты труда, режим труда и отдыха и другие льготы, установленные на уровне районных соглашений.

Лучший вариант, по мнению автора, объединение первого и третьего пути защиты интересов работников культуры. Правда, и в том, и в другом случае необходимо добровольное согласие главы поселения.

Определенную помощь профсоюзным организациям культуры могут оказать межотраслевые соглашения на уровне муниципальных образований. Как показывает анализ, эффективным переговорам профсоюзов с главами местного самоуправления мешают следующие моменты: 1) отсутствие полноправных профсоюзных структур на муниципальном уровне; 2) дефицит времени у неосвобожденных профсоюзных активистов; 3) нежелание поддерживать другие отраслевые профсоюзные структуры со стороны освобожденных лидеров профорганизаций; 4) низкая активность отраслевых профсоюзных организаций на муниципальном уровне; 5) отсутствие объединений работодателей на муниципальном уровне; 6) неуважительное отношение глав местного самоуправления к профсоюзным активностям и работникам; 7) зависимость профсоюзного актива бюджетной сферы от главы местного самоуправления по основной работе; 8) низкая поддержка профсоюзных органов со стороны рядовых членов профсоюза; 9) отсутствие профсоюзных юристов и других специалистов на муниципальном уровне. Более того, на муниципальном уровне, как правило, отсутствует выборный профсоюзный орган, имеющий полномочия заключать соглашения. Вместе с тем, отсутствие эффективной системы социального партнерства практически отстраняет профсоюзы от участия в разработке и принятии муниципальных бюджетов, поскольку, соглашения и коллективные договора, в бюджетной сфере, в т.ч. и в сфере культуры, должны быть увязаны с региональными и местными бюджетами.

В связи с тем, что местное самоуправление включено в систему власти, профсоюзам надо решать, что делать: а) заключать межотраслевые соглашения на уровне муниципальных образований от имени областных объединений профсоюзов; б) создавать советы профсоюзов в муниципальных образованиях; в) оформлять делегирование полномочий от всех профсоюзных организаций координационному совету или что-то другое. Возможно, для начала ввести в штаты объединений профсоюзов должность заместителя по работе с органами местного самоуправления или иметь освобожденных представителей профобъединения области хотя бы на 2-3 территории.

На VI съезде ФНПР говорилось о том, что профсоюзам необходимо более активно использовать систему социального партнерства для борьбы с бедностью. Однако, борясь с бедностью материальной, нельзя забывать о духовной бедности. Поскольку в обществе всегда выстраивается иерархия потребностей, профсоюзам важно уяснить, какое место занимает сегодня культура среди других потребностей общества. Уровень жизни членов профсоюза определяется не только ростом зарплаты, но и политикой государства в социальной сфере: здравоохранении, образовании, культуре, а эта политика во многом зависит от позиции профсоюзов - социальных партнеров Правительства РФ.

В заключении делаются общие выводы по проведенному исследованию, подводятся его итоги, определяются возможные перспективы дальнейшей работы в этой области.

В приложении представлены предложения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ о внесении изменений в Постановление Правительства от 14.07.2001 № 942-р, в котором утверждены социальные нормативы в культуре, а также данные об учреждениях культуры досугового типа, находящегося в ведении органов управления культуры регионов Центрального федерального округа.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК России

1. Власть и профсоюзы: участие в развитии культуры // Труд и социальные отношения. - М. - 2000. - № 5 – 0,3 п.л..

2.Фундаментальный труд //Труд и социальные отношения. - М. - 2001.- №1. – Авт. вклад - 0,2 п.л. (в соавторстве).

3. Местное самоуправление и культура // Труд и социальные отношения. – М. - 2001. - № 10 – 0,7 п.л.

4. Социокультурная деятельность и ее оценка (на примере Владимирской области) // Труд и социальные отношения. М. – 2001. - № 2 – 0,4 п.л.

5. Вакуум культуры опасен для общества (социологический анализ) // Труд и социальные отношения.- М. - 2001. - № 4 – 0,2 п.л.

6. Творческая личность – главный потенциал Российской культуры // Труд и социальные отношения. – М. - 2006. - № 2 – 0,4 п.л.

7. Проблемы защиты прав деятелей искусства // Труд и социальные отношения. – М. – 2006. - № 3 – 0,7 п.л..

Монографии и учебные пособия

загрузка...