Delist.ru

Роль профсоюзов в регулировании социокультурных процессов в регионах и муниципальных образованиях современной России (15.08.2007)

Автор: Нефеденко Любовь Ивановна

Среднемесячная зарплата персонала учреждений искусства ниже средней зарплаты по народному хозяйству почти в два раза. Работники культуры оказались в числе бедных слоев общества, что никак не способствует закреплению молодежи в этой сфере. Не служит трудовой мотивацией для молодежи положение старшего поколения, поскольку пенсия у бывших работников культуры ниже средней.

По нашему мнению, назрела необходимость в существенных изменениях системы защиты творческой личности, которая должна включать в себя механизмы реализации прав личности на самовыражение, на выбор профессии, получение качественной профессиональной подготовки, на достойную оплату, на условия труда, соответствующие специфике деятельности, на поддержу в период временного отсутствия работы, болезни и на обеспеченную старость.

Опросы, проведенные нами в 2005г., говорят о том, что 95% уверены, что сферу культуры ждет очередное сокращение рабочих мест. Из 10 наиболее актуальных проблем, которые необходимо решать профсоюзам в первоочередном порядке 70% опрошенных назвали проблему сохранения рабочих мест.

Анализ региональных программ развития культуры свидетельствует о том, что они не нацелены на разрешение следующих задач: а)разработку прогноза рынка труда в сфере культуры, формирование структуры и объемов подготовки кадров на отраслевом региональном уровне; б)поддержку образовательных учреждений в сфере культуры, укрепление их учебно-материальной базы; в)формирование программы по приоритетному развитию начального профессионального образования; г)разработку концепции целевой подготовки специалистов для муниципальных учреждений культуры; д)создание условий для учебной практики студентов на базе ведущих творческих коллективов, лучших учреждений культуры; е)социальную поддержку обучающихся, и тех, кто совмещает работу с учебой; ж)повышение имиджа профессий, определяющих основные социокультурные процессы в регионах и муниципальных образованиях.

Если на региональном уровне решаются вопросы подготовки кадров, то на муниципальном уровне стоят другие проблемы: подбор, расстановка кадров, финансовое обеспечение их деятельности, переподготовка. Проведенный анализ кадрового состава и итоги исследования свидетельствует о том, что проблема повышения квалификации и переподготовки кадров кажется неразрешимой в силу ряда причин, среди которых: а)возрастной состав работников культуры; б)низкий уровень доходов большинства работников отрасли; в)отсутствие специалистов по переподготовке кадров в регионах; г)отсутствие образцов и методических пособий; д)отсутствие средств в сметах учреждений культуры на переподготовку кадров; е)нежелание органов власти брать на себя еще одну проблему; ж)отсутствие стимулов на повышение квалификации у самих работников культуры.

На наш вопрос «Что мешает им повышать свою квалификацию?» были получены следующие ответы: а) отсутствие финансовых возможностей у учреждений культуры–85%; б)невозможность пройти обучение из-за высокой загруженности–42%; в)незаинтересованность администрации–40%; г)отсутствие необходимой базы обучения–36%; д)низкий доход–56%. Для того, чтобы каждый работник культуры региона повышал квалификацию один раз в пять лет, необходимо, чтобы ежегодно обучалось 25%. Между тем, на курсах повышения квалификации в год бывает 5-10% работающих, срок обучения вместо двух недель планируются в 3-5 дней.

Несмотря на ряд положительных перемен, происходящих в сфере культуры (свобода творчества, возможность общаться с зарубежными коллегами,

????????

%тельство, создание условий для свободной продажи авторских произведений, возможность проявления частной инициативы и др.) органам власти всех уровней, творческим союзам и профессиональным объединениям предстоит совместная работа, направленная на преодоление тех негативных процессов, которые появились в работе с кадрами под влиянием экономических и политических реформ: а)невостребованность, нищета, условий для творчества; б)старение кадров, отток молодых специалистов, которые покидают сферу культуры, регион и страну в поисках лучших условий работы; в)снижение социальной защиты творческой интеллигенции, лишение возможности на пенсионное обеспечение, на пособия по социальному страхованию; г)длительное сохранение низкого уровня доходов, что не позволяющее решать жилищный вопрос; д)снижение конкурентоспособности и готовности к конкурентной борьбе с зарубежной массовой культурой; е) медленная перестройка системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающей современным требованиям; ж) снижение возможностей для развития предпринимательства в сфере культуры; з) отсутствие эффективной системы защиты авторских прав.

В третьей главе «Социокультурная политика государства в современной России» анализируется влияние различных факторов на социокультурные процессы, происходящие в регионах и муниципальных образованиях, их особенности.

Во-первых, культурная жизнь в России находится под влиянием глобализации. Взаимосвязь глобализации и культуры просматривается в нескольких направлениях: 1) глобализация и становление информационного общества позволяют говорить о едином культурном пространстве, единых мировых культурных ценностях; 2) в условиях глобализации расширились возможности личности для доступа к культурным ценностям разных стран и народов; 3) благодаря единому информационному пространству и мобильности населения усилились влияния культур друг на друга; 4) в связи с созданием новых технологий появились новые формы культурной деятельности; 5) возможности новых информационных технологий способствовали резкому развитию массовой культуры, включая как положительные, так и негативные последствия этого явления; 6) под влиянием мирового капитала сфера культуры и досуга стала постепенно превращаться в сферу бизнеса; 7) социальные последствия глобализации в экономике снижают возможности государств осуществлять государственную поддержку культуры; 8) создание транснациональных корпораций и компаний в сфере культуры несет те же негативные последствия для многих работающих в этой сфере, как и для тех, кто занят в промышленности или сельском хозяйстве; 9) процесс глобализации ведет к унифицированию культурных ценностей, уничтожает культурные особенности и традиции многих стран; 10) глобализация существенно и крайне негативно влияет на самочувствие человека, как носителя определенной культуры, заставляя его жить по чужим законам и др.

Анализируя различные стороны глобализации можно предположить, что в недалеком будущем изменится социальная обстановка в обществе, у людей будет больше времени для организации своего досуга, посещения театров, музеев. Таким образом, сфера культуры должна развиваться, чтобы быть готовой принять дополнительное количество зрителей, посетителей, слушателей, расширять возможности для занятий художественным творчеством, дополнительным образованием, семейным отдыхом.

Глобальные процессы, происходящие в мире, оказывают самое непосредственное, сильное и не всегда положительное влияние на культуру России, что необходимо учитывать при формировании культурной политики, регулирование социокультурных процессов.

В настоящее время отношения в сфере культуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Основы законодательства о культуре», а также другими 60-ю федеральными законами, и подзаконными актами, которых насчитывается более 100. К сожалению, большинство из них приняты в начале 1990-х годов, поэтому назрела необходимость принятия федерального закона «О культуре», который необходим для того, чтобы закрепить законодательно основные направления современной культурной политики: а)сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия; б)сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства, обеспечения доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения; в)создание условий для свободы слова, творчества, сохранение самобытности и повышение конкурентоспособности продуктов отечественной культуры.

По мнению автора, в новом законе о культуре должны быть отражены вопросы: защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, государственной поддержки и социальной защиты «свободных» художников; ответственности органов власти всех уровней за сохранение единого культурного пространства на территории страны, выравнивание возможностей для доступа к культурным ценностям жителей всех регионов и муниципальных образований за счет государственной и муниципальной поддержки культуры; соотношения и взаимодействия в сфере культуры государственных структур и бизнеса, их участие в социокультурных процессах, софинансирование культурных программ; определения форм государственной поддержки институтов гражданского общества, работающих в сфере культуры, взаимодействие отраслевых органов власти (культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, экономики и т.д.) в интересах создания комфортной атмосферы для жизни человека, для решения демографических проблем, для укрепления института семьи, воспитания уважения к человеку труда.

Основным механизмом регулирования социокультурных процессов в настоящее время стала разработка программ, что позволяет Министерству культуры и средств массовых коммуникаций РФ увеличивать финансирование культуры. В настоящее время на федеральном уровне разработана Федеральная целевая Программа «Культура России» на 2006-2010 гг. В рамках Федеральной целевой Программы «Социальное развитие села до 2010 года» в сельской местности уже введено клубных учреждений в 2003г.– 4,4 тыс.мест, в 2004г.–7,7 тыс.мест, в 2005г.–5,9 тыс.мест. Только во Владимирской области на сельскую культуру в 2007г. выделено дополнительно 63 млн.рублей.

Наличие федеральных и региональных программ позволяет ввести в сфере культуры элементы планирования, как во многих странах мира, в том числе в Канаде, Швеции, Франции и Норвегии, США, где культура развивается на основе долгосрочных планов. Финансово-экономическая ситуация в стране, начиная с 2007 года, перейти на трехлетнее планирование бюджета, это дает основание говорить на среднесрочном планировании и в сфере культуры.

Снижение роли федеральных органов власти в поддержке и сохранении культуры приводит к возрастанию роли законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации. Региональное законодательство обеспечивает выполнение на территории региона международных норм и федерального законодательства в области культуры; создаёт правовую базу для развития культуры и искусства, сохранения традиций и особенностей региона; определяет основные направления развития культуры на территории региона; гарантирует финансовую поддержку основных объектов культуры и искусства, разработку и осуществление программ развития культуры как в регионе, так и в отдельных его районах; создаёт условия для привлечения в регион лучших достижений культуры и искусства; обеспечивает подготовку кадров для учреждений культуры и искусства и др.

В отношении регулирования социокультурных процессов интересна шведская региональная система управления. Так, в провинции Норботтен высшим законодательным органом в данной области является комитет по культуре Земского Собрания (местного парламента). Состав комитета пропорционален

представительству в Собрании партийных фракций. Все члены комитета - профессиональные политики, интересы большинства из них в сфере культуры минимальны, в комитете они выполняют лишь волю направившей их партии, определяя основные направления развития сферы культуры и уточняя приоритеты финансирования из местного бюджета. Конкретные проекты на рассмотрение комитета вносит департамент культуры губернского Совета, в штате которого два постоянных работника - секретарь и его помощник, а также пять советников-экспертов (по направлениям: живопись, танец, работа с детьми, средства массовой информации, любительское театральное искусство), которые работают на контрактной основе без занятия должности. В нашей стране, практика неосвобожденных от основной работы специалистов, получающих доплату за свою работу в сфере управления культуры, крайне мала. Считаем, что переход на другую систему формирования органов управления культуры способствовал бы: а) повышению профессионализма в руководстве культуры; б) внедрению новых более сильных проектов и подходов к деятельности учреждений культуры; в) росту авторитета органов власти в творческой среде; г)повышению престижа работников культуры; д) расширению возможностей для карьерного и творческого роста работников культуры.

Следующее направление регулирования социокультурных процессов – разработка стандартов. Отношение к стандартам в среде работников культуры разное. С одной стороны, внедрение стандартов в сферу культуры несет вред, так как стандартизация является сдерживающим фактором для творческого процесса; кроме того, культура формируется вокруг талантов, а они не поддаются стандартизации; стандарты не всегда соответствуют сложившимся традициям. Опыт внедрения международных стандартов в социальной сфере нашей страны свидетельствует о потерях населения. По этой причине в нашей стране отменены многие льготы ветеранам и гарантии работающим; почти утрачена система санаторно-курортного лечения; понесла большие потери система дошкольного воспитания; высшее образование и здравоохранение постепенно переходят в перечень платных услуг; практически исчезло бесплатное жилье для работников бюджетной сферы; отменены льготы для производителей детских товаров и книг и т.д. С другой стороны, нельзя не признать, что какие-то показатели необходимы. Достаточно вспомнить, что во времена СССР перед органами местной власти ставилась задача обеспечить возможности для художественного образования 12% детей школьного возраста (1-9 классы). Сейчас в отдельных территориях этот показатель составляет менее 1%, в целом по стране он – 8,1%.

Систему стандартов в сфере культуры можно представить в виде четырёх блоков: 1) стандарты, связанные со строительством и размещением объектов культуры, обеспечивающие их деятельность для всего населения страны; 2) нормы, связанные с потреблением культурных услуг, обеспечивающие возможности для занятий культурной деятельностью для всех граждан страны; 3) стандарты, связанные с повышением эффективной деятельности существующих учреждений культуры, обеспечивающие необходимое финансирование работы; 4) стандарты необходимые при решении вопросов, связанных с определением жизненного уровня населения.

Отсутствие социальных стандартов привело к наличию больших различий в обеспеченности населения учреждениями культуры в регионах. Например, среднее число жителей на одно клубное учреждение в Центральном федеральном округе РФ колеблется от 1,4 тыс. человек ощутила, до 5,8 тыс..

По нашему мнению, региональные программы развития культуры должны создавать возможности для того, чтобы каждый работающий житель страны в течение года мог прочитать 7–10 книг, 3–5 раз сходить в театр, 3–5 раз посетить концерты, 7–8 раз побывать в музеях и на выставках, 4–6 раз побывать в кинотеатре. Просмотр телевизора может составлять 2-2,5 часа в день, работа в Интернете – 2-3 часа в неделю. Кроме того, каждая семья должна иметь возможность оформлять подписку на 2-3 периодических издания. Предлагаемая периодичность туристических путешествий не менее 1-2 раза в год.

Стандарты, связанные со строительством и деятельностью учреждений культуры, могут быть заложены в основу регионального и муниципального заказа, определять уровень их финансирования. Отсутствие стандартов ведет к закрытию учреждений, несмотря на то, что по обеспеченности учреждениями культуры Россия отстает практически от всех высокоразвитых стран Запада. Так, в Финляндии на 1 тыс. жителей приходится в 5,5 раза больше театров, чем в нашей стране. Отставание от Германии можно охарактеризовать в 9,8 раза. На нужды культуры в Германии выделяется - 10% бюджета, у нас – менее 1% (2005 г.- 0,76%, 2006 г.- 0,6%). Согласно зарубежным исследованиям, индекс квоты государственных расходов на культуру не должен опускаться ниже 6%, иначе начинается стагнация общества, рост социальной напряженности.

Таким образом, основные факторы, определяющие неэффективность сложившейся практики регулирования процессов и формирования культурной политики, в регионах и муниципальных образованиях выглядят следующим образом: 1) сохранение “остаточного подхода” к гуманитарной деятельности человека, которое проявляется не только в ее финансировании, но и в самой философии подобного подхода к культуре на уровне государственного и местного управления; 2) разрыв между властью и интеллигенцией, игнорирование интересов провинциальной интеллигенции, настроения которой отличаются от настроений интеллигенции столичной, отстранение творческой интеллигенции от участия в регулировании социокультурных процессов; 3) недооценка негативной реакции обширного слоя образованной части россиян на ориентацию власти на “проатлантические” духовные ценности, потворство с ее стороны экспансии западной “массовой культуры”; 4) едва ли не абсолютное игнорирование властью проблем творческой молодежи, необходимости создания условий для ее самореализации и притока в культуру, науку, преподавание;5) недооценка властью унизительности социально-экономического положения учителей, работников культуры и большинства других групп интеллигенции, которую Д.С. Лихачев называл «служивой».

В целях изучения состояния дел в сфере культуры в период реформ местного самоуправления было проведено социологическое исследование работников культуры в пяти областях Центрального федерального округа РФ. Итоги опроса о ходе реформ свидетельствуют: 100% респондентов считают, что в результате реформ снизится социальная защита работников культуры; 90% - уверены, что разграничение бюджетов обрекает культуру на нищенское существование; 80% - связывают реформы с ростом платных услуг; 75% - уверены, что снижаются возможности доступа населения к культуре; 70% - произойдет децентрализация сети учреждений культуры; 60% - разрыв традиций и сложившихся связей; 55% - считают, что созданы предпосылки для закрытия учреждений культуры. Авторы проводимой реформы постоянно применяют термин «оптимизация». По логике вещей это понятие подразумевает улучшение, но от работников культуры «оптимизация» не требует улучшения работы, от них требуется сокращение расходов.

Культурная жизнь – процесс непрерывный. Закрытие клубов, библиотек, музеев, киноустановок, отстранение детей и подростков от участия в культурной деятельности автоматически переводит новое поколение на другой культурный уровень, позволяет навязать ему такие ценности, которые расшатывают устои государства.

В последнее десятилетие работники культуры муниципальных образований столкнулись со следующими проблемами: 1) субъективное толкование на местах некоторых норм законодательства повлекло за собой неоправданную ликвидацию ряда организаций культуры; 2) разрушение единого культурного пространства, отсутствие единой культурной политики и ответственности за ее осуществление со стороны органов власти разных уровней ведет к снижению доступности культурных ценностей для большинства граждан муниципальных образований; 3) ликвидация районных Домов культуры, централизованных библиотечных систем, которые оказывали комплекс услуг селам, где нет учреждений культуры или слаба их база, разрушение единства библиотечных и музейных фондов в ряде муниципальных образований снизило эффективность деятельности многих учреждений культуры; 4) снижение роли государственных (федеральных и региональных) органов управления культурой и их возможностей влияния на положение дел в сфере культуры, муниципальных образований, ведет к нарушению конституционных прав граждан в сфере культуры.

В ходе реформы местного самоуправления в стране появились около 12тыс. вновь образованных сельских и почти 1,5тыс. городских муниципальных поселений, в которых избрано около 150 тыс. депутатов. Чтобы поддержать административную реформу в бюджетах регионов сокращены на 4-6% расходы на социальную сферу.

Любые реформы эффективны лишь тогда, когда есть люди: понимающие назначение реформ и их конечную цель; умеющие проводить реформы и добиваться постановленных целей; способные объяснить широкой общественности смысл реформ и их необходимость для государства, для гражданина; умеющие свести к минимуму негативные последствия отдельных преобразований на первом этапе проведения реформ. В органы местной власти пришли новые люди, многие из которых не имеют опыта административной работы, не знакомы с практикой планирования социально-экономического развития территорий.

В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ (май 2007 г.) сказано, что «пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положение российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества», что «отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведет к потере нацией своего лица».

2007 год объявлен в нашей стране Годом русского языка, принято решение о создании Президентской библиотеки и ее региональных центров, Госсовет страны рассмотрел вопрос о развитии культуры в регионах и муниципальных образованиях. Однако, на местах еще много проблем.

Главной проблемой является отсутствие комплексного подхода к социокультурному развитию муниципальных образований. Анализ программ развития культуры муниципальных образований, проведенный автором, свидетельствует, что при их составлении очень часто не учтены особенности данного города, района, поселения. Как правило, программа представляет собой перечень мероприятий, направленных на укрепление материальной базы существующих учреждений культуры, список основных культурно-массовых мероприятий, проводимых в муниципальном образовании и перечень дел, связанных с охраной памятников истории и культуры. Лишь в некоторых программах присутствуют вопросы работы по обеспечению кадрами. Программы не содержат таких необходимых разделов, как стимулирование и поддержка профессионального художественного творчества; сохранение культурного наследия; распространение культурных ценностей; протекционизм местным авторам, создающим произведения искусства, литературы; подготовка и переподготовка кадров, организация повышения квалификации; правовое и экономическое обеспечение культуры. Программы не имеют четкой концепции развития культуры. Иными словами почти все программы носят узко ведомственный характер и напоминают планы работы органа управления культуры.

По нашему мнению, разработка программы развития культуры муниципального образования включает несколько этапов. На первом этапе происходит: а)выявление мест, имеющих исторические особенности, ставших родиной людей, именами которых гордится страна; б)изучение истории улиц, зданий, сел, названий; в)выявление городов и сел, имеющих культурные традиции. Все эти места, связанные с ними события и личности, оказали определенное влияние на культурную жизнь муниципального образования, на сложившиеся традиции и обряды. Завершается первый этап разработкой историко-культурной топографии данной территории. Второй этап – анализ существующего положения дел в сфере культуры, выявление районов и мест наибольшей интеллектуальной и творческой активности. В итоге второго этапа – составление «культурной карты» муниципального образования, где отмечены места, в которых отсутствует культурная жизнь. Третий этап – сравнение имеющихся достижений в культурной жизни с существующими стандартами в сфере культуры. При определении вопроса о достаточности учреждений культуры учитывается: а) территориальная доступность учреждений для всех жителей; б) соответствие учреждений необходимым требованиям по площадям, набору представляемых услуг, объему этих услуг и степени удовлетворения запросов жителей; в) сложившиеся культурные традиции и наличие подготовленных кадров.

Определив перспективы развития социокультурной деятельности в муниципальном образовании, важно проанализировать имеющиеся кадры работников культуры, изучить уровень их профессиональной деятельности с тем, чтобы в дальнейшем наметить меры по подготовке необходимых кадров, а также обе-спечить преемственность в работе при уходе на пенсию ветеранов. Немаловажную роль играет такой вопрос как самореализация творческой личности.

Перед составлением программы социокультуного развития муниципального образования желательно сделать мониторинг среды проживания людей. Данный анализ позволит наметить меры по развитию культуры быта, подготовить предложения по архитектурному «облагораживанию» и озеленению города, поселка, села. К сожалению, непонимание данных проблем и желание местной власти заработать деньги в бюджет города любой ценой ставят под угрозу экологию культуры поселений туристических центров, даже такого, как г. Суздаль.

Крайне важно определить какими ресурсами обладает муниципальное образование, кого можно привлечь в качестве инвесторов, спонсоров, какие мероприятия программы можно доверить бизнесу, какие – должны быть заботой муниципальной власти. В идеале хотелось бы видеть в каждом муниципальном образовании постоянно действующий Совет по вопросам культуры, который регулярно обсуждал бы Программу в ходе ее подготовки, а затем контролировал бы ее выполнение.

Существенным моментом является определение целей программы социокультурного развития муниципального образования. Местная власть может поставить перед собой различные задачи: 1) найти культурную особенность данной территории, возродить традиции, создать новые формы, привлекательные для туристов и гостей, то есть сделать муниципальное образование центром туризма; 2) сохранять и поддерживать имеющиеся культурные ценности, создать на их базе культурный комплекс, привлекательный для жителей муниципального образования, то есть сделать данную территорию комфортной для проживания местных жителей; 3) создать новые культурные традиции и обряды, заявить о своей территории как о месте проведения определенной культурной деятельности, которая может быть связана с историческими корнями или знаменитыми людьми, а может возникнуть исходя из современных интересов и возможностей муниципального образования, т.е. создать новый культурный облик муниципального образования; 4) создать условия для активной социокультурной деятельности населения, включая различные социальные группы, в том числе и слабо защищенные; 5) создать условия для развития детского творчества, молодежной культуры, т.е. сделать муниципальное образование центром работы с детьми и молодежью.

Только определив имеющиеся возможности и резервы, а также цели культурной политики на муниципальном уровне, можно приступить к разработке основных программ социокультурного развития муниципального образования. Основные направления культурной политики муниципального образования можно сформулировать следующим образом:

загрузка...