Delist.ru

Роль профсоюзов в регулировании социокультурных процессов в регионах и муниципальных образованиях современной России (15.08.2007)

Автор: Нефеденко Любовь Ивановна

1. Познание культуры может быть достигнуто, прежде всего, путем социологического подхода, благодаря чему удается избежать традиционного расчленения социокультурной реальности на обособленные сферы. Критерием оценки состояния социокультурных процессов в регионах и муниципальных образованиях выступает достигнутая степень создания условий, стимулирующих социокультурную деятельность, ее интенсивность и разнообразие, уровень культуры и нравственности общества, соблюдение конституционных прав граждан в сфере культуры.

2. Опыт преобразований и реформ в социокультурной сфере и обществе в целом, показывает, что их результативность в России оказалась низкой, прежде всего, из-за недооценки, а порой и просто игнорирования «культурного ресурса», который способен решать многие задачи обновления нашего общества. Отсутствие национального проекта, запаздывание законотворчества в сфере культуры негативно сказывается на всех экономических, политических и социальных процессах, включая осуществление национальных приоритетных проектов в образовании, здравоохранении, в сельском и жилищном хозяйстве, самым существенным образом влияет на демографическую ситуацию в стране.

3. Сокращение государственного финансирования, муниципализация и коммерциализация культуры без четкой культурной политики способствует проникновению в жизнь безвкусицы, безнравственности и пошлости. Реформирование сферы культуры, передача основной массы учреждений культуры на уровень местного самоуправления при отсутствии ответственности за проведение единой государственной культурной политики, социальных стандартов и достаточного финансирования губительно сказывается не только на состоянии институтов культуры, но и на обществе в целом, ведет к нарушению конституционных прав граждан в сфере культуры.

4. Повышение роли местного самоуправления в регулировании социокультурной деятельности должно сопровождаться активным нормотворческим процессом на федеральном уровне, разработкой критериев оценки социокультурной деятельности в регионах, принятием нового Федерального Закона «О культуре», в котором предусматривались бы более полное распределение полномочий между уровнями власти и их ответственность за доступ населения к культурным ценностям, сохранение разнообразия культуры и единого культурного пространства России.

5. Отсутствие необходимой законодательной базы в сфере культуры не позволяет развиваться меценатству, ставит в незащищенное положение лиц, занимающихся творческой деятельностью. Сокращение сети учреждений культуры, социальная незащищенность кадров в этих учреждениях повышает роль социального партнерства в сфере культуры, требует более активной работы отраслевого профсоюза, поскольку массовое развитие социального партнерства в сфере культуры позволяет смягчить негативные последствия отсутствия необходимого законодательства и ошибок при проведении реформ.

6. Защита культурных интересов населения - важнейшее направление деятельности профсоюзов как института гражданского общества. В целях защиты уровня жизни работающих, профсоюзы имеют возможность активно влиять на социокультурную политику государства, добиваясь того, чтобы образование и культура оставались общественным благом, а не превращались в товар.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования для дальнейшего развития концептуальных знаний по данной проблематике. Анализ взаимодействия культуры и органов власти на местах, роли профсоюзов в регулировании социокультурных процессов содержит в себе методологический потенциал для дальнейших исследований в области политологии, управления, культурологии, социологии.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке федерального и регионального законодательства, в том числе, по вопросам распределения полномочий, разработки стандартов, защиты интересов лиц, занятых в сфере культуры, развитию меценатства; при разработке муниципальных программ сохранения и развития культуры, принятии нормативных актов, способствующих активизации социокультурной деятельности в муниципальных образованиях. Результаты исследований могут быть использованы для прогнозирования социальных процессов, совершенствования отдельных направлений реформы местного самоуправления.

Выводы, сделанные в работе, будут способствовать совершенствованию деятельности профсоюзов, расширению их функций, повышению внимания к проблеме социального партнерства в сфере культуры, распространению положительного опыта взаимодействия профсоюзов и органов местного самоуправления по активизации социокультурной деятельности.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке лекций, методических и учебных пособий, практических рекомендаций органам управления культуры муниципальных образований, а также в практике преподавания учебных курсов муниципального и государственного управления, в подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих и специалистов в сфере культуры. Материалы диссертации могут помочь при организации и проведении просветительной кампании, в обучении профсоюзных кадров и актива.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были использованы при разработке региональных законов «О культуре», «О библиотечном деле», «О социальном партнёрстве», «Об оплате труда работников государственных учреждений культуры», при разработке программы реставрации исторического ядра г.Владимира, региональных Программ развития культуры и туризма. Авторские рекомендации рассматривались при разработке Устава Российского профсоюза работников культуры и изменений в него, Программы действий профсоюзов, Трудового кодекса РФ и т.д.

Автор участвовала как докладчик на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований России» (Москва, 1990г.); Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки и местное самоуправление» (г. Владимир, 2000 г.); Конгрессе женщин Владимирской области «Социальное партнерство. Развитие взаимодействия государственных органов с женскими общественными организациями и объединениями» (г.Владимир, 1998 г.); научно-практической конференции «О роли интеллигенции в развитии профсоюзного движения и защиты конституционных прав трудящихся» (г.Иваново,1999г.); областной конференции Конгресса интеллигенции «О роли интеллигенции и ее взаимодействии с властью» (г.Владимир, 2000 г.);и на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций (г.Москва, 2005 г.); на Совете по культуре при Губернаторе Владимирской области «Участие творческих союзов и общественных организаций, действующих в сфере культуры, в создании единого культурного пространства области». (г.Владимир, 2006 г.)

Кроме того, под руководством автора проведены: межрегиональный круглый стол «Социальная защита творческой личности» (г.Владимир, 2004 г.), региональные круглые столы «Взаимодействие органов местного самоуправления и художественной интеллигенции» (г.Владимир, 1999 г.); «Местное самоуправление и культура» (г.Владимир, 2006 г.), «Молодежь – кадровый ресурс культуры» (г.Владимир, 2007 г.)

Автором опубликованы 3 монографии, более 80 статей, общим объемом более 40 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и двенадцати параграфов, заключения, содержит 7 таблиц, список литературы из 380 наименований и 2 приложения.

Оглавление диссертации выглядит следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования

§ 1. Сущность, функции и типология культуры

§ 2. Социокультурная деятельность и социокультурные процессы

§ 3. Культура как социальный институт

Глава II. Социокультурная ситуация в современной России

§ 1. Социокультурные процессы в регионах и муниципальных образованиях

§ 2. Усиление роли органов местного самоуправления в активизации социокультурной деятельности

§ 3. Процессы укрепления кадрового потенциала

Глава III.Социокультурная политика государства в современной России

§ 1. Социокультурные процессы в условиях глобализации и информатизации общества

§ 2. Государственное регулирование социокультурных процессов, стандартизация в сфере культуры

§ 3. Совершенствование процесса разработки культурной политики на уровне муниципального образования

Глава IV. Участие профсоюзов в социокультурных процессах в регионах и муниципальных образованиях

§ 1. Профсоюзы как фактор социокультурной деятельности

§ 2. Роль профсоюза работников культуры в социальной защите работников культуры

§ 3. Социальное партнерство в сфере культуры: муниципальный уровень

Заключение

Список литературы

Приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель и основные задачи исследования, характеризуются его теоретические и методологические основы, формулируются положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость диссертации и апробация результатов работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования» содержит анализ различных подходов к пониманию сущности культуры, ее функций, типологии культуры. В ней формулируется определение понятий «социокультурная деятельность», «социокультурный процесс», а также дается характеристика культуры как социального института.

На Всемирной конференции по политике в области культуры, которая проходила в Мехико в 1983 г., культура была определена как «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу. Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образ жизни, основные права человека, системы политических ценностей, традиции и веру».

загрузка...