Delist.ru

Роль профсоюзов в регулировании социокультурных процессов в регионах и муниципальных образованиях современной России (15.08.2007)

Автор: Нефеденко Любовь Ивановна

Цель настоящей работы заключается в теоретико-методологическом обосновании социальной ответственности органов региональной власти, местного самоуправления и профсоюзов за состояние культуры в муниципальных образованиях, создание условий, стимулирующих социокультурную деятельность индивидов, социальных групп, учреждений и институтов культуры, других институтов гражданского общества, и разработка на этой базе комплекса предложений для использования в практической деятельности.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи исследования:

а) изучить практику работы органов местного самоуправления в сфере культуры, проанализировать ход и последствия муниципализации учреждений культуры;

б) исследовать влияние федеральной и региональной политики в сфере культуры на социокультурные процессы в муниципальных образованиях;

в) раскрыть последствия коммерциализации культуры и успешного развития различных форм массовой культуры на социализацию молодежи;

г) выявить отношение работников культуры, жителей городов и сел к реформам, осуществляемым в сфере культуры, и состоянию дел в учреждениях культуры, а также изучить их возможности и интересы в сфере досуговой деятельности;

д) проанализировать влияние профсоюзов на социокультурные процессы, обобщить практику взаимодействия профсоюзов с органами региональной власти и местного самоуправления через систему социального партнерства;

е) разработать практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов региональной власти, местного самоуправления и профсоюзов по регулированию социокультурных процессов.

Теоретические и методологическую основу исследования, составляют, прежде всего, произведения классиков и современников, работающих в области философской, культурологической и социологической мысли. На этой базе обобщены идеи отечественных и зарубежных ученых - теоретиков культуры о ее сущности, роли культуры в жизни общества и социализации личности. Наиболее значимыми для автора являются: теория социального процесса П.А.Сорокина, подходы Э.А.Баллера и В.М.Межуева к раскрытию сущности культуры, взгляды Д.С.Лихачёва на культуру как способ жизнедеятельности людей, идеи З.И.Орловой о непрерывном развитии культуры, а также А.А.Беляева по проблеме соотношения управления и самоорганизации. Кроме того, автор опирается на разработки, посвящённые проблемам местного самоуправления (труды В.Н.Иванова, Ю.А.Дмитриева, А.Н.Ходырева и др.), и исследования, посвящённые профсоюзам как важнейшему инструменту совершенствования общества (В.Н.Киселев, А.Н.Крестьянинов, В.Е.Можаев, В.И.Носач, Ю.Н.Попов, В.Г.Смольков, С.Н.Щеглова и др.) В диссертации использованы исследования, посвящённые профсоюзам как важнейшему институту современного общества, их функциям и формам взаимодействия с государственной властью и работодателями (труды Ф.И.Гайнуллиной, А.С.Запесоцкого, А.К.Исаева, В.В. Кабановой, А.А.Шулуса и др.).

Методологическими основами работы явились: принципы диалектического познания социальной реальности; методы системного анализа, дающие возможность определить место, роль и значение культуры в повседневной жизни человека; принцип восхождения от абстрактного к конкретному, позволяющий раскрыть соотношение различных типов культуры в современных процессах формирования личности и др.

Исследование потребовало также использования принципов: единства исторического и логического анализа, развития, взаимосвязи, преемственности, а также принципа всесторонности, способствующего изучению исследуемой проблемы с разных точек зрения и интеграции знаний в смежных областях.

Автором активно использовались эмпирические методы исследования (наблюдение, социальное прогнозирование и пр.), поскольку по роду своей деятельности он фактически погружен в изучаемые проблемы. Ценные данные получены им в ходе работы в качестве руководителя областной профсоюзной организации из бесед с коллегами из других регионов, встреч с главами муниципальных образований, руководителями органов управления культурой, учреждений культуры, а также в ходе взаимодействия с профсоюзным активом и работниками культуры.

Эмпирической базой исследования является: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; документы Федерации независимых профсоюзов России, Российского профсоюза работников культуры, территориальных профорганов; Международные правовые нормы и Конвенции в сфере культуры. Использовались данные научных и научно-практических конференций, материалы «круглых столов».

Эмпирическую базу составили также статистические данные, отчеты о работе органов и учреждений культуры, документы государственных, муниципальных и профсоюзных структур, относящиеся к развитию социокультурных процессов; положения, выводы и практические указания, содержащиеся в выступлениях, посланиях, обращениях официальных государственных лиц по рассматриваемым вопросам; научно-публицистические и дискуссионные материалы, опубликованные в средствах массовой информации.

Существенной особенностью настоящего исследования является то, что при разработке, обсуждении на различных уровнях и в процессе принятия основных законов и нормативных документов в сфере культуры, автор диссертации принимал непосредственное участие как председатель Владимирского обкома профсоюза работников культуры, член президиума ЦК Российского профсоюза работников культуры, член Генерального Совета ФНПР, председатель комиссии по нормотворческой деятельности Объединения профсоюзных организаций Владимирской области, депутат Владимирского городского совета народных депутатов, член Совета по культуре при Губернаторе Владимирской области, член коллегии департамента по культуре администрации Владимирской области.

Для обоснования положений и выводов диссертации были использованы также результаты собственных социологических исследований, проведенные с участием или под руководством автора. В их числе:

«Состояние духовной культуры в сельских муниципальных образованиях». Опрос 600 жителей трех сельских муниципальных образований: Камешковского, Меленковского и Селивановского районов Владимирской области в 1999 г. Выборка пропорциональная. Индекс: СДК-99.

«Отношение учеников - старшеклассников к телевизионным передачам центрального телевидения». Опрошено 60 учеников-старшеклассников г. Владимира в 1999 г. Индекс: ОТП-99.

«Состояние существующей сети учреждений культуры г. Владимира». Опрошено в 2000 г. 300 жителей г. Владимира. Индекс – ССУК-2000.

«Отношение работников культуры к культурной политике, проводимой в России». Опрошено 1000 работников муниципальных учреждений культуры в 2000 г., 200 человек - в 2005 г. Индексы: ОРК - 2000, ОРК - 2005.

«Отношение профактива к состоянию дел в профсоюзном движении». Опрошено 250 руководителей профсоюзных организаций Владимирской, Костромской, Нижегородской, Тверской и Тульской областей. Выборка квотная Индекс: ОПП–2006.

«Социальная защита творческой личности». Опрошено 47 руководителей творческих союзов Владимирской, Рязанской, Тверской, Нижегородской областей. Индекс: СЗТЛ – 2004.

8. «Использование свободного времени». Опрошено 150 человек в 2005 г. и 200 человек в 2006 г. Индексы: ИСВ – 2005, ИСВ – 2006.

9.«Меценатство и благотворительность. Опрошено 50 предпринимателей Владимирской области в 2001 г. Индекс: МБ – 2001 и др.

Всего опрошено более 3500 человек.

Применялись также элементы вторичного анализа эмпирических исследований, ранее проводившихся в разных областях социальной науки, что позволило сравнить их с результатами, полученными автором, подтвердить или опровергнуть некоторые гипотезы (социологические исследования, проведенные Центром народного творчества Владимирской области и др.)

Научная новизна работы заключается в том, что это одно из первых исследований, в котором достаточно полно анализируются социокультурные процессы в регионах и муниципальных образованиях России за последние десять лет и роль профсоюзов в их регулировании.

Кроме того, работа содержит ряд новых положений и научных результатов, к числу которых можно отнести следующие:

- решен важнейший в методологическом отношении вопрос о роли местного самоуправления в организации социокультурной деятельности, регулировании процессов, происходящих в сфере культуры;

- выявлены положительные и отрицательные стороны процесса муниципализации учреждений культуры, причины низкой эффективности деятельности органов местной власти в сфере культуры;

- определена необходимость сохранения государственного влияния на социокультурные процессы в регионах и муниципальных образованиях;

- установлено запаздывание процессов нормотворчества и стандартизации в сфере культуры;

- обоснована необходимость разработки критериев оценки деятельности органов власти регионов и муниципальных образований в сфере культуры;

- проанализированы причины, сдерживающие процессы развития меценатства, благотворительности, предпринимательства в сфере культуры;

- исследованы современные тенденции в организации досуговой деятельности, установлена противоречивость процесса развития массовой культуры;

- охарактеризовано отношение работников культуры к проводимым реформам и к процессам, идущим в сфере культуры, а также к деятельности профсоюзов в сфере культуры;

- проанализированы процессы, связанные с кадровым обеспечением социокультурной деятельности в регионах и муниципальных образованиях;

- уточнена роль профсоюзов в регулировании социокультурных процессов, обобщена практика социального партнерства в сфере культуры на муниципальном уровне;

- сформулированы основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры, предложены критерии оценки состояния культуры в муниципальных образованиях, подготовлены предложения по совершенствованию взаимодействия региональной власти и органов местного самоуправления с профсоюзами.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

загрузка...