Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

Исследовав проблему обеспечения социальных прав, диссертант установил, что в целях более эффективной их реализации гражданами Союзного государства необходимо принятие ряда двухсторонних договоров, таких, как: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранении Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и другие.

Завершающая работу пятая глава «Практика становления и перспективы Союзного государства России и Белоруссии» не имеет параграфов и посвящена анализу проблем российско-белорусской государственной интеграции, поиску путей их разрешения и перспективам развития совместной российско-белорусской государственности, а также историко-прогностическому анализу развития Союза Беларуси и России.

Некоторое охлаждение отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на протяжении нескольких последних лет вызвало споры о будущем союза двух государств, о возможности их дальнейшего сближения. Серьезные разногласия на официальном уровне наблюдаются и в отношении приемлемой модели интеграции. В этой связи обращение к анализу этапов развития и оценке перспектив российско-белорусской интеграции является актуальным.

В процессе построения Союзного государства после подписания Союзного договора диссертант выделил два периода:

– время активного сотрудничества России и Белоруссии на пути к построению Союзного государства (2000–2003 годы);

– период, характеризующийся замедлением интеграционного процесса (2004 год – настоящее время).

При оценке перспектив развития российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства автором учтены:

– имеющиеся на настоящий момент результаты реализации положений Союзного договора;

– сложившееся общественное мнение в России и Белоруссии об интеграционных процессах;

– опыт создания и функционирования Европейского Союза;

– внутриполитическую ситуацию в России и Белоруссии;

– геополитические факторы.

Отмечено, что никаких серьезных, тем более непреодолимых, препятствий для укрепления и дальнейшего строительства Союзного государства, если при наличии соответствующей политической воли к нему действительно обоюдно стремиться, не существует.

Однако на процесс построения Союзного государства существенным образом влияют внутри- и внешнеполитические факторы, что делает возможным развитие российско-белорусской интеграции по двум направлениях:

1) реальное создание Союзного государства на основе реализации положений Союзного договора. Этот процесс растянется во времени и пройдет следующие основные этапы:

– в экономической сфере – формирование таможенного союза, формирование единого экономического пространства, формирование валютного союза;

– в политико-правовой сфере – принятие Конституционного акта Союзного государства, выборы в его Парламент, формирование правовой системы и принятие Конституции Союзного государства.

Необходимо иметь в виду, что в Союзном договоре предусмотрено построение государства конфедеративного типа. История же свидетельствует, что конфедерация является переходным, непостоянным интеграционным объединением, которому свойственно либо преобразование в федерацию, либо распад. Учитывая различия в экономическом потенциале России и Белоруссии, различные формы государственного устройства, а также разницу в размерах территории и численности населения, очевиден вывод о невозможности создания в ближайшее время федерации равных субъектов – России и Белоруссии.

Альтернативой распаду Союзного государства может быть включение Белоруссии в Российскую Федерацию в качестве одного (например, республики с особым статусом) либо нескольких субъектов. В этой связи перспектива Союзного государства в немалой степени зависит и от того, каким в процессе его построения сформируется окончательное мнение белорусского общества и его политических элит по данному вопросу. Этот вариант диссертант считает наименее вероятным, поскольку это противоречит интересам правящей белорусской элиты.

2) сворачивание российско-белорусской интеграции, которое может выразиться, прежде всего, в отказе от принятия Конституционного акта, проведения выборов в Парламент Союзного государства, введения единой валюты. Этот вариант развития межгосударственных отношений не будет означать полное прекращение российско-белорусского сотрудничества. Существующие органы Союзного государства, видимо, сохранятся и будут выполнять некоторые координирующие функции. При этом постепенное углубление экономической интеграции государств-членов Евразийского экономического сообщества, участниками которого являются Россия и Белоруссия, приведет к тому, что сохранившиеся элементы Союзного государства будут постепенно растворены в рамках ЕврАзЭС.

Нельзя полностью исключать и такой вариант развития, при котором один из субъектов российско-белорусского союза (возможно, и оба субъекта) изъявят желание войти в состав Европейского Союза. Безусловно, такой вариант событий маловероятен и зависит от множества факторов, среди которых желание и намерение России или Белоруссии стать участником этого союза не являются основными.

Таким образом, по мнению диссертанта, в концентрированном виде набор возможных сценариев развития российско-белорусского союза выглядит следующим образом:

– стабильное развитие и последовательное преобразование в конфедерацию нового типа, характеризующуюся значительной интегрированностью экономической основы, солидарным суверенитетом (при сохранении суверенитетов субъектов конфедерации, совместно осуществляющих ряд внешних функций (обороны, участия в поддержании международного правопорядка и др.) и субсидарно некоторые внутренние функции (например, культурно-воспитательную, развития образования, науки и новых технологий), и институтом двойного гражданства, и др.;

– сворачивание фактической интеграции при формальном сохранении Союзного государства;

– прекращение существования Союзного государства: а) в связи с преобразованием в квазифедеративное государство по типу Европейского Союза; б) вхождение Белоруссии в состав Российской Федерации на правах субъекта – республики с особым статусом либо нескольких субъектов; в) возвращение на «исходные позиции», восстановление status quo и дальнейшее межгосударственное сотрудничество в рамках существующих на постсоветском пространстве региональных организаций: СНГ и ЕврАзЭС; г) в результате вхождения одного или обоих субъектов в Европейский Союз.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию союзного и внутригосударственного законодательства и практике его применения.

В конце работы приведен список использованной литературы и нормативных правовых актов.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

Монографии и иные научные издания:

1. Миронов, В. О. Россия и Беларусь: история воссоединения: Монография / В. О. Миронов, И. Н. Барциц. – М. : Историческая книга, 2000.

– 7,0 / 5,63 п. л.

2. Миронов, В. О. История и перспективы государственно-правовых отношений России и Белоруссии : Монография / В. О. Миронов. – М. : Манускрипт, 2004. – 7,5 п. л.

3. Миронов, В. О. Правовое становление союзного государства России и Белоруссии : Монография / В. О. Миронов. – М. : Манускрипт, 2006. – 23 п. л.

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК

Министерства образования и науки Российской Федерации:

4. Миронов, В. О. Взаимоотношения советских республик до образования Союза ССР / В. О. Миронов, Д. Л. Златопольский // Правоведение.

– 1972. – № 6. – 1,26 / 0,84 п. л.

5. Миронов, В. О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917–1922 гг. / В. О. Миронов // Государство и право. – 2004.

– № 12. – 1,25 п. л.

6. Миронов, В. О. Становление Союза Белоруссии и России / В. О. Миронов // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2005. – № 2. – 2,39 п. л.

загрузка...