Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

В качестве одного из основных факторов российско-белорусского сближения выступают исторические предпосылки. Россия и Белоруссия всегда были исторически близки. Белорусский этнос начал формироваться в VI–VII веках на базе славянских этнических общностей. С конца XVIII века по 1991 год XX века Белоруссия и Россия имели общую государственность сначала в рамках Российской империи, а затем – в составе Советского Союза.

Их долгое совместное существование в рамках единого государства обусловило современную культурную близость русского и белорусского народов. Белорусы считают россиян самым близким братским народом, а многие ассоциируют себя с русскими. Так, социологическое исследование, проведенное в марте 2003 года в Белоруссии, показало, что на вопрос: «Чем белорусы отличаются от русских?», 37,5 процента опрошенных ответили: «Ничем».

Союзное государство, прежде всего, региональное экономическое сообщество. Его роль как политического и военного Союза Беларуси и России вторична. Согласно ст. 2 Союзного Договора одной из целей создания Союзного государства является образование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом принятая в целях реализация Союзного договора Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь направлена именно на достижение полноценной экономической интеграции России и Белоруссии.

При помощи сравнительного анализа положений Союзного договора и принципов Европейского Союза автор пришел к выводу, что Европейский Союз – это та модель, которая была взята в качестве основы для образования Союзного государства России и Белоруссии: провозглашено создание единого экономического пространства, единого валютного союза, создание органов власти Союзного государства, в том числе его представительного органа – Парламента и другие.

В целом можно заключить, что создание Союзного государства вписывается в современные мировые процессы, характеризующиеся повышением роли региональных экономических сообществ. Кроме того, опыт существования таких сообществ свидетельствует о возможности объединения на их основе разных по территории, количеству населения, уровню экономического и социального развития государств.

Союз Беларуси и России возник как альтернатива сотрудничеству между государствами – бывшими республиками СССР в рамках Содружества Независимых государств. Формат СНГ не позволял динамично двигаться по пути интеграции, так как предполагал равноскоростную интеграцию всех государств-членов СНГ. Кроме прочего, нельзя не учитывать, что интеграция выгодна как России, так и Белоруссии с геополитической точки зрения.

Во втором параграфе «Правовой статус Союзного государства России и Белоруссии» рассмотрена сущность российско-белорусской интеграции в конституционно-правовом аспекте.

Среди конституционалистов анализ юридической природы созданного интеграционного объединения Российской Федерации и Республики Беларусь вызывает неоднозначную трактовку. Одни считают, что Россия и Белоруссия образовали внутри СНГ свой союз – фактически конфедерацию внутри конфедерации (К. В. Арановский), что Союзный договор о конфедерации требует одобрения на референдумах в двух государствах (И. П. Блищенко). Другие, полагают, что модель Союзного государства, определенная учредительным Договором, несет в себе черты не только конфедеративного, но и федеративного союза, считают его новой разновидностью государства (Н. А. Михалева, Ю. А. Тихомиров).

В этой связи диссертант отмечает, для того чтобы понять конституционно-правовой статус российско-белорусского объединения, необходимо было провести системный анализ основных его элементов, причем не только в абстрактном нормативно-текстуальном контексте, но и с учетом фактически сложившихся отношений. Для этого подвергаются анализу следующие институты российско-белорусского объединения и основные вопросы, имеющие важное значение для раскрытия темы:

1. Территориальность Союзного государства:

– внешние его границы;

– внутреннее единство территории;

– право граждан на свободное перемещение по территории Союзного государства;

– создание единого экономического пространства (таможенный и валютный союз);

– формирование единого правового пространства (унификация законодательства субъектов Союзного государства и формирование системы собственного законодательства Союзного государства).

2. Гражданство Союзного государства.

3. Разграничение предметов ведения Союзного государства и его субъектов, суверенитет.

4. Система органов власти Союзного государства.

5. Международная правосубъектность Союзного государства.

6. Вопрос о наличии у Союзного государства фискальной функции.

В результате проведенного анализа автор заключает, что Союзное государство можно рассматривать в качестве субъекта международного права, но только в отдельных случаях, связанных с заключением международных договоров по вопросам его исключительной компетенции.

При уяснении конституционно-правовой природы Союзного государства важно также отменить отсутствие фискальных функций у его органов. Согласно ст. 32 Союзного договора, его бюджет формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников, что характерно для международных организаций, а также конфедераций.

Вместе с тем диссертант отмечает, что предусмотренные Союзным договором и подготовленным на его основе проектом Конституционного акта Союзного государства институты российско-белорусского объединения во многом схожи с институтами, свойственными федеративному государству: разграничение предметов ведения на вопросы исключительной компетенции Союзного государства и вопросы совместного ведения союза и его субъектов, единое гражданство, наличие центрального государственного аппарата, общая государственная граница, единое экономическое пространство, включая монетарный союз и другое.

В третьем параграфе «Правовой статус граждан наднационального объединения России и Белоруссии и механизм его нормативно-правового закрепления» анализируется состояние правового статуса населения на территории образуемого Союзного государства и перспективы его развития, рассмотрены вопросы фиксации и реализации основных прав, свобод и обязанностей граждан наднационального объединения России и Белоруссии.

Поскольку Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» было провозглашено создание единого государства, возник вопрос о правовом статусе граждан российско-белорусского интеграционного объединения. Пунктом 1 ст. 14 Союзного договора установлено, что граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Тем самым учрежден институт союзного гражданства. Следовательно, союзное гражданство не заменяет национальных институтов гражданства России и Белоруссии, а существует параллельно с ними. На уровне союзного законодательства планируется осуществлять регулирование иных, кроме приобретения и прекращения, вопросов гражданства, таких, как, например, покровительство и защита граждан Союза, находящихся за пределами Союзного государства, вопрос о едином документе, удостоверяющем личность гражданина Союзного государства и некоторые другие.

Соискатель отмечает, что учредительные документы Союзного государства предполагают введение специфического института конфедеративного гражданства, аналогичного существующему в Европейском Союзе (ст. 8 Договора о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года), который, установив гражданство союза, определил, что его гражданином является каждый гражданин государства-члена. При этом Договор о Европейском Союзе, как и Договор о создании Союзного государства, не затронул вопросы регулирования приобретения и прекращения гражданства, оставив их в национальной компетенции каждого государства в отдельности. Указанное обстоятельство существенным образом отличает конфедеративное гражданство от гражданства в федеративных государствах, вернее, в тех из них, которые допускают существование, наряду с союзным гражданством, гражданства субъектов федерации. В федеративных государствах регулирование вопросов приобретения и утраты гражданства полностью либо в значительной части относится к компетенции федерации.

Рассмотрев национальные институты гражданства России и Белоруссии, диссертант пришел к выводу о необходимости преодоления различий в их законодательстве о гражданстве путем установления в Законе Союзного государства о гражданстве не только норм, регулирующих вопросы союзного гражданства, но и базовых норм, определяющих основания и порядок приобретения и прекращения национального гражданства государств-участников Союзного государства.

В ходе анализе института союзного гражданства встал вопрос о соотношении понятий «гражданин Союзного государства» и «иностранный гражданин». Диссертант, изучив законы, регулирующие правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь, сделал вывод о том, что институт союзного гражданства пока не является полноценным правовым механизмом, с помощью которого определяется статус граждан российско-белорусского интеграционного объединения. В качестве такового он выступает в настоящее время лишь при наделении граждан России и Белоруссии правом избирать и быть избранным в Парламент Союзного государства, правом назначаться на должности в органы Союзного государства, а также правом на создание союзных общественных объединений.

В целом анализ внутреннего законодательства России и Белоруссии и заключенных между ними международных договоров привел к следующим выводам:

Во-первых, механизм определения правового статуса граждан России и Белоруссии на территории друг друга сводится к предоставлению им правового режима иностранных граждан.

Во-вторых, в основу определения правового статуса иностранцев в России и Белоруссии положен национальный режим, означающий уравнивание прав иностранцев в той или иной области с правами собственных граждан государства пребывания.

В-третьих, и в России, и в Белоруссии национальный режим установлен с условием: иностранцам предоставляются равные с гражданами права и обязанности, если иное не установлено соответствующим правовым актом. Такая оговорка является основой для формирования специального режима иностранцев, который в России и Белоруссии сводится к изъятию из правоспособности иностранных граждан определенных прав, для обладания которыми необходимо наличие гражданства данного государства, а также к возложению на иностранцев дополнительных обязанностей.

Рассмотрев составляющие правового статуса граждан Союзного государства, в особенности их политические права, диссертант выделил три уровня избирательных прав:

Первый – избирательное право союзного уровня.

Второй – право избирать и быть избранным в органы государственной власти субъектов Союзного государства.

Третий – право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Посредством анализа политических прав граждан России и Белоруссии выявлена неполнота как национального, так и союзного законодательства в урегулировании данных прав. В связи с этим в работе предлагаются конкретные рекомендации по ликвидации пробелов и его усовершенствованию.

В частности, законодательство обоих государств едино в запрете на участие иностранцев в политических партиях. Но, учитывая необходимость предоставления гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, и гражданам Белоруссии, постоянно проживающим в России, избирательных прав на выборах в органы местной власти, а в перспективе – в органы государственной власти субъектов Союзного государства, следует также предоставить им право на участие в политических партиях, так как это право является важным, а при системе голосования по партийным спискам – необходимым условием реализации пассивного избирательного права.

Диссертант обращает внимание на то, что при рассмотрении вопроса о личных правах и свободах, необходимо иметь в виду, что большинство таких прав и свобод человека относится к основным неотчуждаемым правам и не связано с наличием либо отсутствием гражданства того или иного государства. Поэтому среди личных прав интерес представляет, прежде всего, право на свободу передвижения и выбор места жительства. Это право имеет особую значимость в условиях конфедеративного объединения. В Договоре о создании Союзного государства ничего не сказано о праве граждан данного государства на свободное передвижение по его территории. Лишь с принятием Конституционного акта Союзного государства предполагается гарантировать право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства в пределах Союзного государства. Существующие между двумя государствами договорные нормы значительно упрощают перемещение граждан Союзного государства по его территории, но не могут быть признаны достаточными.

Конструктивной критике подвергнуто сохранение института вида на жительство, многие положения которого (аннулирование вида на жительство, его срочность и другие) противоречат принципам Союзного государства. Поэтому в целях более полной реализации права граждан на свободу передвижения по территории Союзного государства необходимо упразднение института вида на жительство и введение на его территории единой системы регистрационного учета. Следует отметить также и непоследовательность в определении срока пребывания, по истечению которого возникает обязанность регистрации граждан в компетентных органах.

загрузка...