Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

– развитие промышленности и сельского хозяйства (индустриализация народного хозяйства);

– политика возрождения национальной культуры.

Второй этап – конституционное и административно-территориальное реформирование Белорусской ССР (1927–1940 годы) – разделен автором на следующие стадии:

– принятие Конституции БССР 1927 года;

– принятие Конституции БССР 1937 года;

– вхождение Западной Белоруссии в состав СССР.

Охарактеризовав этот этап, можно сделать вывод, что в связи с образованием нового государства – Союза Советских Социалистических Республик в Белоруссии возникла необходимость реформирования основ государственного устройства, для того чтобы политико-административное устройство Белорусской Республики соответствовало правовому положению Союза ССР. Таким образом, реформирование основ государственного устройства Белоруссии заключалось в последовательном принятии конституций БССР 1927 и 1937 годов, в которых был закреплен правовой статус Белорусской ССР как союзного Советского государства. После проведения реформ в конституционной сфере возникла необходимость административно-территориального реформирования. Продолжая политику, направленную на формирование территориальной целостности Белорусской Республики, Правительство СССР присоединило к ней территории Западной Белоруссии. За счет этого площадь и население белорусского государства увеличились в два раза. Соответственно возросли влияние, политический вес Белоруссии в составе Советского Союза.

Третий этап – развитие Белорусской Республики в годы Великой Отечественной войны, последствиями которой стало практически полное разрушение народно-хозяйственного потенциала Белорусской ССР. Однако дальнейшее активное восстановление промышленности и народного хозяйства с помощью союзных республик и, прежде всего, РСФСР вывело Белоруссию на новую ступень развития, сделав ее крупным, промышленно развитым государством.

Развитие Белорусской ССР в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941–1950 годы) включает в себя следующие стадии:

– война и ее влияние на дальнейшее развитие Белоруссии;

– восстановление разрушенного хозяйства;

– реформирование системы государственных органов;

– развитие белорусской государственности (1951-1976 годы).

Четвертый этап – изменение административно-территориального деления Белоруссии – связан с политикой расширения прав БССР и вступлением Белорусской ССР во внешние отношения с другими государствами.

Четвертый этап характеризуется развитием белорусской государственности в различных направлениях. Результатом проведенных преобразований в административно-территориальном устройстве Белоруссии стало сокращение пяти областей в ее составе. Во внешних отношениях особенностью рассматриваемого этапа стало расширение прав союзных республик, в том числе Белоруссии. Также на данном этапе значительным стал факт активного участия БССР в международных отношениях, что положительно сказалось на развитии ее правового статуса. Международным сообществом Белоруссия стала восприниматься в качестве полноценного субъекта межгосударственных отношений.

Пятый этап – коренное конституционно-государственное реформирование БССР (1977–1991 годы) под влиянием следующих факторов: принятие Конституции СССР 1977 года, развитие промышленности Белоруссии и процессы перестройки в СССР в 80-е–90-е годы XX века.

Главной причиной проведения конституционного реформирования стало принятие Конституции СССР 1977 года, что повлекло за собой необходимость приведения конституционного законодательства республик в соответствие с союзным. Результатом этого стала Конституция БССР 1978 года, в которой была сделана попытка закрепления правового статуса Белоруссии на конкретном этапе государственного развития. Однако, несмотря на то, что Конституцией 1978 года Белоруссия позиционировалось как индустриально развитое промышленное государство, в сфере производства материальных ценностей наметились процессы застоя, что потребовало дальнейшего реформирования государственной системы.

В третьем параграфе «Государственность Белоруссии в постсоветский период» рассматриваются этапы, особенности и проблемы становления белорусской государственности в постсоветский период и анализируется развитие белорусского государства в условиях суверенитета, обусловленного распадом СССР и выходом республики из его состава.

27 июля 1990 года Верховный Совет Белорусской Республики принял Декларацию о государственном суверенитете. Принятием данного документа было положено начало строительства нового национально-государственного объединения. Значимость Декларации состояла в том, что у Белоруссии появилась возможность строительства независимого, суверенного государства. До этого события говорить о Белоруссии как о национально-государственном объединении вряд ли возможно, поскольку исторические традиции ее государственности формировались непоследовательно. Таким образом, рассматривать становление Белоруссии как национально-государственного объединения необходимо с момента обретения ею независимости и суверенитета, то есть в постсоветский период.

Формирование Белоруссии как полноценного национально-государственного объединения происходило путем развития основных государственных институтов: принятие новой Конституции, соответствующей государственному устройству и политическому режиму; избрание Президента Республики; создание системы местного самоуправления, а также политической и экономической системы общества.

Диссертант проанализировал основные факторы, положенные в основу белорусской государственности, сделал выводы, касающиеся целесообразности, последовательности процессов, послуживших базой для образования современной Республики Беларусь.

Соискателем исследованы основные положения Декларации о государственном суверенитете и Конституции Республики Беларусь 1994 года, а также выявлены причины принятия Основного закона государства, коллизии, противоречия и влияние Конституции на общественный строй и государственные преобразования, произошедшие вследствие ее утверждения.

Положительной следует считать новеллу Конституции Республики Беларусь о закреплении демократических принципов в государственно-правовом строительстве Белоруссии. Основное же значение Конституции заключается не только в том, что она составила ядро правовой системы нового национально-государственного образования, но также имела стабилизирующее значение для всего государства.

Диссертант отметил продолжительный процесс подготовки и обсуждения Конституции Республики Беларусь, что, видимо, стало одной из причин невнятной конституционной формулировки о положении исполнительной и законодательной властей, а затем повлекло за собой противоречия и развитие определенного государственного конфликта.

Наряду с рассмотрением конституционного реформирования Белоруссии в работе проведен анализ правового положения Президента Республики Беларусь. В новой редакции Конституции, принятой на референдуме в 1996 году, полномочия Президента значительно расширены. Наибольшими полномочиями он обладает в законотворческом процессе. Это подтверждается, например, тем, что Президент – один из немногих субъектов законодательной инициативы имеет право вносить предложения об изменении действующей Конституции. Проанализировав институт президентства, диссертант пришел к выводу о том, что Белоруссия является суперпрезидентской республикой, и этот факт, наряду с Конституцией Республики Беларусь, имеет большое значение при формировании ее как полноценного национально-государственного объединения.

В становлении Белоруссии как национально-государственного объединения важную роль играет экономическая сфера. Только с помощью формирования стабильной, четко отлаженной экономики возможно дальнейшее развитие любого государства, включая и Республику Беларусь. В качестве основных проблем в экономике Белоруссии выделены такие, как наличие теневой экономики, полярность между богатыми и бедными, недостаточная социальная защищенность населения, разрыв между сферами и регионами в распределении основных государственных фондов. Совершенствованию экономической системы, а следовательно, и всей Белоруссии как национально-государственного объединения будет способствовать повышение ответственности Правительства Республики Беларусь перед гражданами за реализацию государственных программ посредством публичного информирования, а также четкое планирование экономического развития государства.

Автор уделил внимание состоянию политического сектора, проанализировал точки зрения ученых-правоведов относительно политического режима, сложившегося в Белоруссии, дал оценки положительным и отрицательным моментам становления жесткой президентской власти.

В качестве перспективы развития Республики Беларусь как национально-государственного объединения определен ее союз с Российской Федерацией, проанализированы основные этапы формирования белорусско-российских отношений и их положительные и отрицательные результаты.

Итоги анализа становления и развития Республики Беларусь как национально-государственного объединения в постсоветский период позволили сделать следующие выводы.

Конституции Республики Беларусь 1994 и 1996 годов стали основой формирования национально-государственного объединения, заложив ключевые принципы его развития:

– Белоруссия как национально-государственное объединение сформировалась в виде суперпрезидентской республики;

– экономическая система Белоруссии нуждается в реформировании посредством ужесточения ответственности Правительства перед населением;

– жесткая президентская власть в Белоруссии способствует формированию определенного имиджа этого государства на международной арене.

Основными периодами становления Республики Беларусь как национально-государственного объединения в постсоветский период следует считать:

–1992 год – апрель 1996 года (курс на плотную интеграцию). Этот период характеризуются стремлением России и Белоруссии сохранить тесные связи двух государств и народов, которые существовали в рамках Советского Союза, придав им новую форму, основанную на двухсторонних договоренностях. Уже в 1992–1993 годах между Россией и Белоруссией было заключено 42 межгосударственных соглашения. К 1995 году их число возросло до полутора сотен, охватив все сферы сотрудничества, среди которых Соглашение о таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, которое стало одной из основ российско-белорусской интеграции;

– апрель 1996 года – апрель 1997 года (Сообщество России и Белоруссии). 2 апреля 1996 года в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, главной особенностью которого явилось то, что он учредил наднациональные органы Сообщества: Высший Совет, Парламентское Собрание, Исполнительный Комитет и отраслевые органы управления;

– апрель 1997 года – декабрь 1999 года (Союз Беларуси и России). Ровно через год – 2 апреля 1997 года Сообщество России и Белоруссии было преобразовано в Союз Беларуси и России, о чем двумя государствами был заключен соответствующий Договор. 23 мая 1997 года был утвержден Устав Союза Беларуси и России, в котором закреплено введение союзного гражданства, наделение Союза международной правосубъектностью, определены задачи Союза в политической, экономической, социальной и иных сферах.

Четвертая глава работы «Формирование российско-белорусского Союзного государства как новой формы государственного союза» включает три параграфа, в которых анализируются исторические и политические факторы создания нового Союзного государства на постсоветском пространстве, его правовой статус, соответствие внутригосударственного законодательства государств-субъектов правовым актам Союзного государства и нормам международного права, а также правовому статусу населения России и Беларуси.

В первом параграфе «Исторические и международные факторы создания Союзного государства России и Белоруссии» предпринимается попытка исследования историко-политических причин и условий, способствующих созданию Союза Беларуси и России. Соискатель провел комплексный анализ предпосылок создания Союзного государства.

8 декабря 1999 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был заключен Договор о создании Союзного государства, согласно которому государства-участники образовали Союзное государство, знаменующее собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Создание Союзного государства – это объективный процесс, обусловленный рядом причин.

загрузка...