Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

Вторая глава «Нетипичные формы современного государственного устройства: историко-теоретические аспекты» посвящена анализу сложных государств, не укладывающихся в современную дихотомическую схему «унитарное – федеративное».

В первом параграфе «Конфедерация: историческая характеристика и правовая основа» отмечается, что проблема идентификации в известной степени связана с необходимостью формирования целостного представления о конфедерации. Поэтому диссертант обращается к историческим аспектам конфедеративных союзов, к анализу их правовой основы и возможным перспективам их развития с учетом современных тенденций.

Диссертант отмечает, что термин «конфедерация» достаточно часто использовался и используется до сих пор в юриспруденции. В основном он применялся для обозначения одной из форм государственного устройства, а сама конфедерация как одна из правовых категорий изучалась в рамках формы государства, причем с оговоркой о том, что конфедерация формой государства не является. Это, полагает диссертант, не вполне логично: возникает вопрос о целесообразности ее рассмотрения в числе других явлений, к которым она не относится.

Русскими дореволюционными правоведами конфедерация определялась как союз государств, современными государствоведами – как объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач. Такое определение основывается на том, что практика создания конфедераций ограничивается незначительным количеством конфедеративных союзов: Швейцарское клятвенное товарищество (1815-1848 гг.), США (1781–1791 гг.), Объединенная Арабская республика (1958–1961 гг.), Сенегамбия (80-е г. XX века) – и сравнительно коротким периодом их существования, по истечении которого они либо распались (ОАР, Сенегамбия), либо преобразовались в федеративное государство (США, Швейцарская конфедерация, сохранившая слово «конфедеративный» только в названии).

Считается, что субъекты конфедеративного союза обладают правом сецессии и сохраняют суверенитет, которого нет у самой конфедерации, нет и единого конфедеративного гражданства, конституции и законодательства, а имеется только договор о создании конфедерации. Органы конфедерации обладают правом издания нормативных правовых актов, но при этом действует правило нуллификации. Отсутствуют единый бюджет и единая денежная единица.

В юридической науке в последнее время наметились определенные изменения категории «конфедерация». Проблемность ситуации заключается в несоответствии существующего уровня научных знаний о конфедерации современным потребностям, в их недостаточности для решения новых задач познания.

Наиболее остро устаревшие характеристики конфедерации обнаруживают свою несостоятельность в вопросе о ее правовых основах, ибо решение этого вопроса обусловливает изучение конфедерации конкретной отраслью юридической науки. Промедление с решением данного вопроса может привести к тому, что конфедерация в дальнейшем перестанет быть предметом изучения как в общей теории права и государства, так и в теории конституционного и международного права. Важно создать теоретическую основу для дальнейших исследований конфедерации, причем, в первую очередь, путем отнесения исследуемого феномена к конкретной области знаний, а также получения первичных результатов о ее базовом признаке – правовой основе.

В большинстве научных работ, посвященных конфедерации, указывается на международно-правовой характер союзного договора. Однако высказывались мнения и об эволюционирующей двойственной или возможной внутрифедеральной правовой природе этого договора. И та, и другая позиции по-своему правильны, так как союзный договор, являясь источником государственного права, может быть применен и в качестве источника международного права.

Учредительный акт конфедерации является межгосударственным соглашением и, следовательно, международно-правовым актом. Любой учредительный акт конфедерации, который является международным соглашением, следует считать международно-правовым актом. Однако только по особенностям субъектного содержания невозможно определить правовую форму договора, так как одно и то же содержание способно принимать разные формы.

Вместе с тем, по мнению диссертанта, цель союзного договора между Россией и Белоруссией не укладывается в рамки международного права. Такой договор заключается с целью урегулирования вопросов создания, как правило, нового государства – первичного субъекта международного права. Но эти вопросы не могут регулироваться международным правом, поскольку это противоречило бы принципу первичности государств как субъектов международного права, который заключается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность.

Конфедерация, основывающаяся на одном только союзном договоре, не может считаться окончательной, так как принятие решения и его осуществление суть два различных юридических факта. Единое государственно-правовое пространство в конфедерации возникает не в силу заключения союзного договора, а в результате его исполнения. Сам по себе союзный договор не дает оснований говорить о существовании единого государственно-правового пространства.

В этой связи наличие высокоинтегрированных межгосударственных союзов, в которых интеграционные процессы не прекращаются, сложных квазигосударств с динамическим рядом признаков государства, не позволяет рассматривать конфедерацию как исторический анахронизм или отклонение в государственном развитии. Наряду с классическими конфедерациями возможны и постклассические конфедерации – союзы государств (межгосударственные союзы), создаваемые на постоянной основе и характеризующиеся значительной интегрированностью экономической основы, солидарным суверенитетом (при сохранении суверенитетов субъектов конфедерации, совместно осуществляющих ряд внешних функций (обороны, участия в поддержании международного правопорядка и др.) и субсидарно некоторые внутренние функции (например, культурно-воспитательную, развития образования, науки и новых технологий), и институтом двойного гражданства, и др.;

Думается, что одним из вариантов развития союзной российско-белорусской государственности может стать и постклассическая конфедерация. Ее организационные и правовые контуры можно было бы очертить предварительно на теоретическом уровне в рамках междисциплинарного исследования с участием российских и белорусских специалистов различных отраслей юридической науки: теории права и государства, конституционного, международного, административного, бюджетного права и др., а также других отраслей научного знания и, прежде всего, социологии.

Во втором параграфе «СССР как особая форма государственного объединения суверенных государств» анализируется политико-правовая природа Союза ССР как нетипичного государственного объединения.

Образование Союза ССР явилось прямым следствием отношений, сложившихся между независимыми советскими республиками. В Конституции 1918 года было закреплено полное наименование нового государства – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, то есть в названии был отражен и тип государства.

Среди причин образования СССР важное место занимали внешние факторы: угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция советской страны, дипломатические конфликты на Западе. К 1922 году централизация руководства обороной была налицо. Определенные успехи имелись и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой деятельности. Однако полного единства между республиками еще не было, а послевоенная обстановка выдвинула на первый план именно это требование.

Наконец, перехода к новым формам взаимоотношений республик друг с другом требовала необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Образование Союза ССР увенчало развитие отношений независимых советских республик, зародившихся после Октябрьской революции 1917 года. Оно означало, что существовавшее довольно несовершенное по форме объединение республик превратилось в единое союзное государство. Создание Советского Союза завершилось принятием союзной Конституции.

Процессу объединения в союзное государство предшествовал этап развития государственно-правовых отношений между советскими республиками, суть которого состояла в заключении договоров, регулировавших определенные правоотношения между ними. Наиболее ярким примером может служить заключенный между РСФСР и Белорусской ССР 16 января 1921 года рабоче-крестьянский договор, а также имели важное значение договоры, заключенные РСФСР с другими республиками: 30 сентября 1920 года – с Азербайджанской ССР (договор о военно-экономическом союзе), 28 декабря 1920 года – с Украиной (рабоче-крестьянский договор), 30 сентября 1921 года – с Арменией (соглашение по экономическим вопросам) и – с Грузией (рабоче-крестьянский договор).

Таким образом, советские республики встали на путь взаимного сотрудничества, которое развивалось по двум основным направлениям: во-первых, активное сотрудничество в области экономики, развитие внешних отношений, во-вторых, совместная защита государственных границ, необходимость в которой была продиктована иностранной интервенцией.

Военно-хозяйственные договоры между советскими республиками можно рассматривать как первый шаг на пути к объединению в союзное государство. Независимые республики, заключая такие договоры, налаживали основные направления сотрудничества, которое в дальнейшем переросло в создание объединенного Советского государства.

Во исполнение хозяйственных договоров происходило также объединение государственных органов. Единство высших органов власти и управления проявлялось в том, что все независимые советские республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов. Их представители имелись и во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР другие советские республики считали для себя законом.

Приведенные соискателем примеры сотрудничества советских республик свидетельствуют о том, что эти республики в тот период встали на путь объединения в союзное государство. В то же время существует мнение, что договорные отношения между советскими республиками до образования Союза ССР можно характеризовать как сложившиеся государственные отношения. Так, С. И. Якубовская – сторонник идеи существования договорной федерации до образования СССР, которая в дальнейшем была преобразована в юридически оформленное союзное государство.

Следует отметить, что сложность правоотношений между советскими республиками, сочетавших в себе элементы федерализма и конфедерализма, была характерна для всего периода, предшествовавшего образованию Союза ССР. Однако заключенные между республиками хозяйственные договоры и соглашения не привели ни к образованию договорной федерации, ни к юридическому оформлению конфедеративных отношений в истинном их понимании. Отношения между советскими республиками до образования Союза ССР следует считать подготовительными к объединению в союзное государство.

Рассмотрев организацию государственной власти в СССР, диссертант сделал вывод о том, что она была построена по уже сложившейся в союзных республиках, главным образом в РСФСР, схеме.

Что касается административно-территориального устройства Союза ССР, то соискатель отметил, что оно развивалось поступательным образом, и именно административно-территориальное устройство СССР отражало сущность Советского государства как межгосударственного объединения суверенных государств.

Проанализировав взаимоотношения союзных республик до образования СССР и затем в его составе, сущность и принципы этого объединения и ответив на главный вопрос параграфа, определенный его названием, диссертант пришел к заключению, что Союз Советских Социалистических Республик как форма межгосударственного объединения суверенных государств представлял собой конституционно закрепленное политическое объединение социалистического типа между юридически равноправными и сформировавшимися советскими республиками в целях взаимовыгодного сотрудничества в политических и экономических сферах на принципах свободы, равенства и суверенитета, хотя ему были присущи и некоторые элементы имперской формы в части высокой централизации государственной власти Союза ССР и способов дальнейшего увеличения субъектного состава и расширения государственной территории (присоединение территории Западной Украины и Западной Белоруссии, а также фактическая инкорпорация прибалтийских республик, впоследствии воспользовавшихся правом сецессии).

Третья глава «Исторические предпосылки политико-правового союза Белоруссии с Россией» включает три параграфа, посвященных этапам этнополитического развития Белоруссии как суверенного государства, рассмотрению ее как составной части СССР и развитию белорусской государственности в постсоветский период.

В первом параграфе «Этапы этнополитического развития Белоруссии как суверенного государства» исследуется проблема влияния политического и исторического прошлого Белоруссии на процессы развития национальной самоидентификации и государственности.

История формирования белорусской государственности имеет определенные особенности, поскольку достаточно насыщена различного рода союзными отношениями с разными государствами и государственными образованиями. По мнению диссертанта, указанные союзные отношения оказали большое влияние на создание белорусской государственности, более того они стали этапами этнополитического развития Белоруссии как суверенного государства.

Последующее исследование указанных союзов Белоруссии имеет серьезное прикладное значение для определения основ государственности Республики Беларусь как одного из ближайших соседей и стратегических партнеров Российской Федерации и приоритетных направлений развития российско-белорусских отношений в рамках Союзного государства.

В XIII веке белорусские княжества, проводившие активную политику колонизации балтских земель, сумели при помощи литовских князей, которые приглашались на княжение, подобно варягам на Руси, объединить вокруг белорусского города Новогрудок белорусские и балтские земли и создать одно из государств средневековой Европы – Великое княжество Литовское. Процесс формирования этого княжества как суверенного государства начался в конце XII веке, когда объединились некоторые белорусские и литовские княжества, и продолжался в XIII-XIV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества.

В результате появилось государство, объединявшее несколько самостоятельных национальностей, являвшееся по своей правовой природе феодальной монархией, управлявшееся государем, который именовался великим князем, реже – королем. Власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась, с одной стороны, верхами класса феодалов, а с другой – сеймом (законодательным органом).

Структура государственных органов Великого княжества Литовского была идентичной (за некоторыми исключениями) структуре большинства славянских государств того времени. В составе указанного государственного образования белорусский народ, хотя и избежал ассимиляции, вместе с тем не выделялся наличием самостоятельной государственности даже в самом наименьшем ее проявлении – в виде автономии, либо тех или иных национальных привилегий. Основным достижением белорусского этноса в тот период следует считать сохранение и развитие культурных традиций, на основе которых впоследствии была построена белорусская государственность.

В 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились на федеративной основе в новое государство – Речь Посполитую. С принятием Люблинской унии династическая уния Королевства Польского и Великого княжества Литовского была заменена реальной межгосударственной унией, следствием которой стало появление на свет федеративного государства – Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 года существенно ограничила государственный суверенитет Великого княжества Литовского, хотя полностью свою государственность Литва не утратила.

Развитие Белоруссии в составе Речи Посполитой существенно не изменило ни систему формирования и осуществления государственной власти, ни социальную структуру белорусского народа. Коренные изменения в белорусской государственности произошли только после вхождения последней в состав Российской империи. После раздела Речи Посполитой в 1772, 1793, 1795 годах территории современной Белоруссии были присоединены к Российской империи с включением их в общероссийскую хозяйственную систему и с перестройкой экономических отношений по российскому образцу.

В итоге автор констатировал, что Белоруссия как самостоятельное государство существует непродолжительное время: в период XIII – начала ХХ веков она в качестве такового не существовала, а период ее пребывания в составе СССР по историческим меркам очень мал. Учитывая, в частности, схожесть культур и этнографических признаков, Россия и Белоруссия имеют общие исторические корни, что является одним из катализаторов процесса интеграции в Союзное государство, продолжающегося в настоящее время.

Во втором параграфе «Белоруссия как составная часть СССР: эволюция правового статуса» рассматриваются этапы эволюции правового статуса БССР в составе Союза ССР. Диссертант в результате исторического анализа правового статуса Белоруссии в составе Союза ССР считает возможным разделить период его развития на пять этапов.

Первый этап – преобразования в Белорусской Республике, связанные со вступлением в Советский Союз (1922–1926 годы), диссертант разделил на четыре стадии:

– принятие Конституции союзного государства;

– изменение административно-территориального деления БССР;

загрузка...