Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в результате комплексного историко-теоретического исследования критически осмыслены существующие концепции государства и предложены авторское определение его понятия, интрепретация его признаков, отражающая современное состояние элементов государства; с идеологически нейтральных позиций описана взаимосвязь сущности государства с его внутренней и внешней формами; проанализированы классификационные модели формы государственного устройства, определены их гносеологические и методологические возможности в современных условиях; выявлена правовая природа Союзного государства России и Белоруссии и особенности его взаимоотношений с входящими в него суверенными государствами; определен правовой статус граждан Союзного государства; обоснована зависимость становления и развития Союзного государства России и Белоруссии от исторических и международных факторов, оказавших первостепенное влияние на российско-белорусскую интеграцию и ставших причинами, обусловившими создание единого Союзного государства; подвергнуто анализу содержание вариантов проектов Конституционного акта и возможные пути реализации их положений; внесены развернутые предложения по совершенствованию правовых актов, регулирующих вопросы российско-белорусской государственной интеграции и иные практические предложения, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему государственно-правовому развития Союзного государства.

Кроме того, научная новизна нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту:

1. Обоснование необходимости введения в научный оборот теоретико-правовой науки конструкции «квазигосударство», определяемого как государственно-подобное образование (простое или сложное), обладающее неполным (динамическим или статическим) рядом признаков государства.

Квазигосударство с динамическим рядом признаков (предгосударство, протогосударство) – это государственно-подобное образование разной степени сложности, в котором процесс накопления признаков государства не завершен в силу тех или иных обстоятельств.

Квазигосударство со статическим рядом признаков – простое государственно-подобное объединение, у которого часть признаков государства носит юридически фиктивный характер, либо же объединение государств, стабильно обладающее комбинацией некоторых элементов государства.

2. Для отражения способов внутренней и внешней организации связей между государствами в объединении в зависимости от характера и объема межгосударственной интеграции, обусловливающих степень приближенности формы объединения государств к той или иной «классической» форме государственного устройства, целесообразно выделять квазиконфедерацию (промежуточную форму между объединением государств в международную межправительственную организацию и конфедеративным государством) и квазифедерацию (промежуточную форму между конфедерацией или международной межправительственной организацией и федеративным государством).

3. Вывод о том, что в современном обществе сущность и содержание государства утрачивают классовые черты, становятся классово индифферентными, однако полностью не лишены их. Современное государство все более выполняет роль «социального управляющего», «наемного менеджера» на службе у общества, наделенного политической властью для решения «общих дел» и связанного при ее осуществлении правом.

4. Вывод о том, что разработанная в советской юридической науке типология государства (глобальная типология), включающая классификацию исторических типов государства – мегаклассификацию и классификацию типов форм государства – макроклассификацию, в современных условиях сохраняет свой методологический и гносеологический потенциал. Существование государственно-правовых аномалий – явлений в сфере государственности, не поддающихся исчерпывающему объяснению в рамках понятийно-категориального аппарата глобальной типологии и типологии форм государства, детерминирует развитие классификаций микроуровня и промежуточной между макро- и микроуровнями классификации «среднего уровня», разработка которых пока далека от завершения и находится в постановочной стадии.

5. Анализ норм, составляющих правовую основу Союзного государства России и Белоруссии, практики их реализации, исходных и последующих правовых позиций государств-участников, дает основание утверждать, что в настоящее время российско-белорусская интеграция не достигла еще и конфедеративного уровня, в связи с чем Союзное государство целесообразно рассматривать как квазиконфедерацию, характеризующуюся двойственной юридической природой, имеющую конфедеративная основу, но с сохранением элементов международной межгосударственной организации.

6. В настоящее время у России и Белоруссии имеется уникальный шанс создать конфедерацию нового типа, которая сможет претендовать на самостоятельное место в системе форм государственного устройства, однако ее окончательные контуры еще не вырисовались. Союзное государство обладает динамическим рядом признаков государства, процесс накопления которых в настоящее время приостановлен в силу действия факторов объективного и субъективного характера. Реальное создание конфедеративного государства нового типа в значительной степени зависит от политической воли руководителей России и Белоруссии.

7. Принимая во внимание историко-политическую и историко-культурную близость России и Белоруссии (ставшую одним из генеральных факторов российско-белорусской государственной интеграции), создание Союзного государства выступает как форма государственной реинтеграции и попытка воссоединения братских народов – частей некогда единого советского народа.

8. Характеристика этапов развития Белорусской Советской Социалистической Республики в составе Союза ССР: 1) преобразования в Белорусской Республике, связанные со вступлением в Советский Союз (1922–1926 годы); 2) реформирование основ государственного устройства БССР (1927–1940 годы); 3) развитие Белорусской ССР в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941–1950 годы); 4) дальнейшее развитие белорусской государственности (1951–1976 годы); 5) коренное конституционно-государственное реформирование Белоруссии (1977–1991 годы).

Несмотря на то, что правовой статус Белорусской Республики на всех этапах развития в составе СССР определялся как статус независимого суверенного союзного государства, ее развитие напрямую зависело от развития всего Советского Союза, а смена этапов происходила вследствие реформирования политических и экономических основ СССР.

9. Основными периодами становления Белоруссии как национально-государственного объединения в постсоветский период следует считать: 1992 год – апрель 1996 года (курс на интеграцию); апрель 1996 года – апрель 1997 года (Сообщество России и Белоруссии); апрель 1997 года – декабрь 1999 года (Союз Беларуси и России).

10. В процессе построения Союзного государства после подписания Договора о его создании (Союзный договор от 8 декабря 1999 года) выделено два периода: время активного сотрудничества России и Белоруссии на пути к построению Союзного государства (2000–2003 годы) и период, характеризующийся замедлением интеграционного процесса (2004 год – настоящее время).

11. Основными международными факторами создания Союзного государства стали: а) нарастание регионалистских процессов в современном мире: ведущей современной тенденцией в международных отношениях является создание региональных экономических интеграционных объединений, которые выполняют также роль политических межгосударственных союзов. Этот процесс приобретает глобальный характер и подталкивает государства – соседей по региону интегрироваться в тех или иных формах. Указанная тенденция оказала влияние и на российско-белорусские отношения, побудив Россию и Белоруссию к созданию Союзного государства; б) невозможность полноценной динамичной интеграции России и Белоруссии в рамках Содружества Независимых Государств, первоначально создававшегося в качестве формы нового объединения бывших союзных республик; в) наличие общих геополитических интересов России и Белоруссии.

12. За основу строящегося Союзного государства России и Белоруссии принята модель Европейского Союза как организации, в которой межгосударственная интеграция достигла наивысшего уровня. В настоящее время он представляет собой квазифедерацию – союз государств, который в своем развитии от международной межправительственной организации, минуя стадию конфедерации, подошел к стадии государства федеративного типа.

13. Предложения по совершенствованию нормативно-правовой основы Союзного государства России и Белоруссии:

В проекте Конституционного акта Союзного государства:

а) следует закрепить порядок, устанавливающий обязательность согласования государствами-участниками союза международных договоров по вопросам установления и изменения государственной границы Союзного государства с союзными органами, например, через институт одобрения (дополнительной ратификации) заключенных договоров;

б) более строго подойти к разрешению коллизий между национальными конституциями и законами и декретами Союзного государства. Для этого ч. 2 ст. 59 проекта Конституционного акта Союзного государства следует изложить в следующей редакции:

«В случае коллизии нормы закона Союзного государства или Декрета Высшего Государственного Совета и нормы Конституции субъекта Союзного государства действует норма Конституции субъекта Союзного государства, если она не противоречит Конституционному акту Союзного государства»;

в) определить сроки, в течение которых должны приниматься соответствующие национальные нормативные правовые акты, необходимые для реализации правовых актов Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства и его субъектов, то есть основы законодательства и директивы. Для этого ст. 55 проекта Конституционного акта Союзного государства следует дополнить ч. 3 следующего содержания:

«В течение трех месяцев со дня вступления в силу основ законодательства субъекты Союзного государства обязаны принять меры к внесению в парламенты соответствующих законопроектов, которые рассматриваются ими во внеочередном порядке».

г) дополнить ч. 3 ст. 56 следующим предложением:

«Если иной срок не будет установлен в самой Директиве, в течение трех месяцев со дня вступления в силу Директивы субъекты Союзного государства обязаны принять соответствующие правовые акты, обеспечивающие ее реализацию»;

д) закрепить право отраслевых и функциональных органов Союзного государства, образуемых Высшим Государственным Советом, издавать нормативные правовые акты (приказы, инструкции, положения), обязательные для соответствующих государственных органов субъектов Союзного государства. Для этого надо ввести дополнительную статью в раздел 6 проекта Конституционного акта Союзного государства;

е) следует четко определить компетенцию Суда Союзного государства, придав ему статус Конституционного Суда. Для этого ч. 2 ст. 51 проекта Конституционного акта Союзного государства нужно дополнить следующими положениями:

«…в том числе:

а) разрешает дела о соответствии:

– нормативных правовых актов Союзного государства Конституционному акту Союзного государства;

– конституций, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Союзного государства Конституционному акту Союзного государства;

– законов и иных нормативных правовых актов субъектов Союзного государства законам, декретам и директивам Союзного государства;

– законов Союзного государства основам законодательства Союзного государства;

б) дает толкование Договору о создании Союзного государства, Конституционному акту Союзного государства, законам Союзного государства;

в) разрешает споры о компетенции между:

– органами Союзного государства;

– органами Союзного государства и органами государственной власти субъектов Союзного государства».

14. Альтернативы дальнейшего развития Союзного государства России и Белоруссии:

– стабильное развитие и последовательное преобразование в конфедерацию нового типа, характеризующуюся значительной интегрированностью экономической основы, солидарным суверенитетом (при сохранении суверенитетов субъектов конфедерации, совместно осуществляющих ряд внешних функций (обороны, участия в поддержании международного правопорядка и др.) и субсидарно некоторые внутренние функции (например, культурно-воспитательную, развития образования, науки и новых технологий), и институтом двойного гражданства, и др.;

загрузка...