Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

Предметом исследования является форма государственного объединения России и Белоруссии и моделирование вариантов его развития.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании теоретической модели оптимальной формы государственного устройства Союзного государства России и Белоруссии, прогнозировании ее развития.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

– критическое осмысление подходов к пониманию современного государства, его элементов, признаков и выработка операционального определения понятия «государство»;

– выявление взаимосвязей между сущностью, содержанием и формой современного государства на данном этапе общественного развития;

– обзор классификационных моделей форм государства и определение их методологических и гносеологических возможностей применительно к идентификации Союзного государства России и Белоруссии;

исследование политико-правовой и социальной природы нетипичных форм государственного устройства;

– выявление предпосылок политико-правового союза Белоруссии с Россией, становления и развития белорусской государственности в постсоветский период;

– рассмотрение факторов создания союза России и Белоруссии, определение его правового статуса и правового статуса граждан в нем;

– моделирование возможных вариантов развития Союзного государства;

– разработка конкретных предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию правовых актов Союзного государства и национальных законодательств субъектов, регулирующих функционирование и правовое положение Союзного государства России и Белоруссии.

Степень научной разработанности темы.

Государство и различные его элементы, его понятие, признаки, формы и механизм постоянно находятся в фокусе теоретико-правовой науки досоветского, советского и постсоветского периода.

Вместе с тем представление об исключительной разработанности всех сторон, граней и срезов этого сложнейшего социально-политического феномена обманчиво, прежде всего, в силу того, что государство – сложноорганизованная динамическая система, которая, являясь частью постоянно эволюционирующего общества, не может не изменяться вместе с ним. Каждому конкретно-историческому этапу развития общества соответствует определенное качественное состояние государства.

Особое внимание следует обратить на степень разработанности проблемы классификации форм государства. В отечественной юридической науке предпринято немало попыток создания концепции форм государства, государственного устройства, идентификации государствоподобных образований и международных организаций, однако они оставляют больше вопросов, нежели ответов, что свидетельствует как о плюрализме мнений, так и о том, что научный поиск в этом направлении продолжается.

Современный этап развития общества и государства, характеризующийся активизацией процессов глобализации, оказавший существенное влияние на различные элементы государственности и обусловивший возникновение, наряду с традиционными формами государственных и межгосударственных объединений, новых, не укладывающихся в традиционные схемы, нуждается в новом общетеоретическом осмыслении, определенный вклад в которое призвано внести и настоящее исследование.

Значительной степенью разработанности характеризуются вопросы, связанные с историческими аспектами развития Белорусского государства в составе СССР (исследования касаются непосредственно исторического развития БССР, вступления союзной республики в СССР и ее прав, участия БССР в конституционном оформлении, а также белорусского самосознания и белорусской политики, органов государственного управления БССР) и с историей формирования белорусской государственности, рассматриваемые в работах постсоветского периода Белоруссии.

Большое количество работ посвящено взаимоотношениям Белоруссии и России вследствие создания и дальнейшего развития Союзного государства. В них правовая природа союза двух государств рассматривается также через призму международного опыта, в связи с чем проводится анализ различных интеграционных группировок, уже существовавших в мире и возникших на постсоветском пространстве.

Ряд вопросов, связанных со становлением и развитием Союзного государства России и Белоруссии, рассматривали российские правоведы: И. Н. Барциц, А. А. Выручаев, В. В. Елистратова, А. Т. Лейзеров, Л. И. Никовская, Н. А. Ушаков, Н. Н. Шумской, Ф. Д. Байрамов, В. Г. Вишнякова, Ю. Ф. Година, М. Х. Гукепшоков, Г. А. Князев, Н. Б. Пастухова, И. И. Пляхимович, Р. В. Попов, В. А. Савицкий, Е. Е. Сумина и др., а также их белорусские коллеги: Л. С. Абецедарский, В. Н. Артемов, М. П. Баранова, Г. А. Василевич, В. А. Витушко, Г. А. Воробей, В. C. Каменков, Н. Г. Павлова, В. В. Подгруша, В. О. Сукало, И. В. Фисенко, А. Ф. Шпилевский и др.

Вместе с тем анализ трудов этих авторов не дает оснований для вывода об абсолютной изученности всех политико-правовых проблем, связанных с функционированием и развитием Союзного государства. К тому же в основном эти работы представляют собой научные статьи в периодических изданиях и сборниках.

Таким образом, окончательного своего научного разрешения проблема идентификации формы государственного устройства Союзного государства России и Белоруссии и моделирования вариантов развития в общей теории права и государства не получила. Поиск оптимальной модели государственного союза продолжается, что позволяет сделать предположение о недостаточной научной разработанности проблем, составляющих предмет настоящего исследования.

Методологическую основу диссертации составили разнообразные приемы и средства познавательной деятельности: всеобщий – диалектический подход, общенаучные и частнонаучные методы.

Анализ процессов, характеризующих динамику современной государственности в части взаимоотношений между государствами и внутри них, свидетельствует, что в основе как государственной и межгосударственной интеграции, так и в основе государствообразования вследствие распада сложных государств, лежат, прежде всего, экономические интересы. Они также являются стержнем глобализационных процессов, происходящих в современном мире. И они же зачастую представляют собой истинную подоплеку внешней политики ведущих мировых держав в отношении «недостаточно демократических» режимов и стран.

Поэтому, несмотря на вполне обоснованную критику марксистского учения о государстве и праве, прежде всего, его основы – диалектического материализма, диссертант считает, что гносеологический потенциал этого учения сегодня далеко не исчерпан. Критически переосмысленная материалистическая диалектика вполне способна дать объяснения современному состоянию государственно-правовых феноменов, в связи с чем диссертант счел возможным использовать ее в качестве «стержня» методологической основы настоящего исследования.

Соответственно, базовый уровень использованной методологии образуют диалектико-материалистические принципы (принципы взаимосвязи и детерминизма, объективности и всесторонности рассматриваемого явления) и понятийно-категориальный аппарат диалектики («сущность и явление», «содержание и форма», «часть и целое», «цель, возможность и действительность») в сочетании с различными видами анализа.

Вместе с тем диалектико-материалистический подход не отрицает того, что государство – не только элемент социально-политической надстройки над соответствующим экономическим базисом, но и элемент цивилизации, явление социально-культурного порядка. В связи с этим для анализа культурно-исторических предпосылок создания Союзного государства России и Белоруссии использовался культурологический и исторический подходы.

Необходимость рассмотрения современного государства как единства составляющих его связей, отношений и форм, как системной целостности, обусловила применение системного подхода. Последний также составил основу специфического познавательного инструмента, использованного для анализа компонентов формы государства – метода системной морфологии.

Для поиска теоретической модели оптимального развития союза России и Белоруссии продуктивным стало использование имитационного моделирования и поисково-преобразующего эксперимента.

Нахождение правовых критериев, необходимых для идентификации Союзного государства России и Белоруссии в системе форм государственного устройства, невозможно без ретроспективного и актуального сравнительного анализа нормативной базы, положенной в основу форм государственного устройства, что предопределило применение сравнительно-правового метода.

Для установления технико-юридической достаточности, полноты и непротиворечивости нормативно-правовой регламентации союза России и Белоруссии потребовалось использование метода критики нормативно-правовых актов и нормативно-догматического метода.

Кроме того, достижение цели настоящего исследования, создание непротиворечивой концепции формы государственного устройства российско-белорусского союза не было бы возможным без оперирования основными формами мышления, опорой на законы логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания), что предопределило необходимость применения формально-логического метода.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи, подходы и концепции видных отечественных дореволюционных и современных ученых-государствоведов, теоретиков права и специалистов в области конституционного права: В. М. Хвостова, Н. М. Коркунова, Б. Н. Чичерина, Е. Н. Трубецкого, И. А. Ильина, Г. Ф. Шершеневича, Л. В. Тихомирова, Г. В. Атаманчука, В. Е. Гулиева, А. И. Денисова, В. И. Ефимова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Четвернина, В. Е. Чиркина, В. О. Таненбаума, Л. А. Морозовой, Л. С. Мамута, Б. П. Курашвили, М. И. Байтина, В. К. Бабаева, В. К. Лазарева, С. В. Липеня, А. Б. Венгерова, Г. В. Мальцева, Г. Н. Манова, Л. С. Мамута, О. В. Мартышина, Б. Н. Топорнина, Б. С. Эбзеева и др., а также зарубежных дореволюционных исследователей: Л. Гумпловича, Л. Дюги, Г. Еллинека, Р. Иеринга и др.

Для анализа некоторых сторон государства весьма полезным оказался ряд положений классиков марксизма, содержащихся в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, В. И. Ленина и др.

При исследовании форм межгосударственных объединений существенный интерес представили позиции таких авторов, как: А. С. Автономов, И. П. Блищенко, Л. Е. Бурякова, А. В. Гречко, М. Л. Костенко, Н. В. Лавренова, В. И. Лафитский, В. X. Манько, Н.А Палиенко, В. В. Пустогаров, В. А. Ржевский, Д. Н. Сафиуллин, С. Н. Сильвестров и др.

Существенную помощь при исследовании СССР как формы межгосударственного объединения суверенных государств оказали работы В. П. Бородина, Л. Д. Василенкова, С. С. Гилилова, З. Г. Еникеевой, Д. Л. Златопольского, И. А. Исаева, С. Ф. Кечекьяна, И. М. Кислицына, С. В. Кораблева, А. П. Косицына, С. С. Кравчука, П. П. Кремнева, М. И. Куличенко, В. М. Курицына, А. П. Кучкиной, А. И. Лепешкина, А. И. Мельниковой, Я. Ю. Нестеровича, А. А. Новосельского, В. В. Николаева, Д. А. Пашенцева, О. И. Чистякова, Д. А. Чугаева, С. И. Якубовской и др.

Для анализа истории становления и развития Белоруссии как составной части политико-правового союза с Россией весьма ценными стали материалы, содержащиеся в работах А. И. Азарова, Б. И. Барановского, Г. А. Басова, Ю. П. Бровки, И. Д. Ветрова, С. Р. Вихарева, Л. В. Власовой, Г. Я. Голенченко, А. А. Есакяна, И. М. Игнатенко, И. И. Ковкель, В. А. Круталевича, П. П. Липило, С. П. Маргунского, И. И. Мартановича, В. П. Осмолковского, Л. В. Павловой, В. Ф. Романовского, С. М. Соловьева, Ф. А. Сурганова, И. А. Юхо и др.

Серьезное влияние на авторскую позицию оказали труды, в которых рассмотрены вопросы формирования Союзного государства России и Белоруссии как новой формы регионального межгосударственного союза: В. Н. Артемовой, Р. Ш. Давлетгильдеева, К. К. Калачяна, В. А. Кикаца, Ю. Е. Князева, С. В. Косилкина, О. П. Маликова, Н. А. Михалевой, Г. В. Осиповой, М. И. Пастухова, О. Г. Румянцева, Е. И. Степанова, С. С. Сулакшина, Д. Е. Фурмана, В. Г. Шадурского, А. В. Шарапо, Г. Г. Шинкарецкой и др.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили нормы международного права, определяющие международную правовосубъектность государств, их организаций, государственных союзов; нормы европейского права, регулирующие правовой статус государств и различные аспекты интеграции государств в рамках Европейского союза; нормы внутригосударственного права России и Белоруссии, а также положения правовых актов Союзного государства России и Белоруссии, регулирующие вопросы российско-белорусской государственной интеграции; законодательство Российской империи и Союза ССР в части регулирования вопросов, связанных с формой государственного устройства.

Кроме того, анализировались нормы конституционного права некоторых зарубежных федеративных государств и государств, входивших в свое время в состав сложных государств, а также являющихся сегодня участниками межгосударственных союзов и содружеств государств.

Также диссертант широко использовал материалы, характеризующие практику формирования Союзного государства России и Белоруссии: рабочие материалы органов Союзного государства, материалы парламентских слушаний Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ежегодные доклады о деятельности Совета Министров Союзного государства, ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве, опубликованные и содержащиеся в сети Интернет, опубликованные результаты социологических опросов, проводившихся Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, аналитические материалы государственных и негосударственных научных центров, результаты социально-правовых и иных исследований и результаты личного участия в научно-информационном проекте «Россия и Белоруссия в координатах Союзного государства» в течение 2004–2006 годов, целью которого было изучение проблем информационного сопровождения соглашений, программ экономического и культурного сотрудничества Москвы с регионами Республики Беларусь.

загрузка...