Delist.ru

Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития (15.08.2007)

Автор: Миронов Василий Олегович

МИРОНОВ Василий Олегович

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В СИСТЕМЕ ФОРМ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».

Научный консультант:

доктор социологических наук, профессор

Морозов Валерий Михайлович

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Исаев Игорь Анатольевич

доктор юридических наук, профессор

Молчанов Борис Алексеевич

доктор юридических наук, доцент

Пашенцев Дмитрий Алексеевич

Ведущая организация – Институт государства и права

Российской академии наук

Защита состоится 14 ноября 2007 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 229.004.01 при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по адресу: 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. Зал Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».

Автореферат разослан «____» июля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент В. В. Мамчун

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств как практического, так и теоретико-методологического свойства.

Менее десяти лет прошло с момента образования Союзного государства России и Белоруссии, однако о значительном прогрессе в этом направлении пока говорить не приходиться. До сих пор неясно, что, в какой срок предполагается сформировать совместными усилиями двух суверенных государств и какое место в системе научно-теоретических конструкций государства займет это формирование, не укладывающееся полностью ни в одну из известных моделей государства – а ведь именно как государство позиционируется российско-белорусский союз в учредительных межгосударственных документах. В этих условиях проблемы идентификации формы Союзного государства России и Белоруссии более чем актуальны. Контуры нового государственного союза окончательно еще не вырисовались, и поиск оптимальной модели политико-правовых связей между народами – составными частями некогда единого советского народа – продолжается.

Не требует усиленной аргументации тезис о том, что государственно-правовое развитие будет стабильным и успешным только в случае достаточного его научно-теоретического обеспечения, опоры на научно обоснованные рекомендации. Игнорирование положений современной государствоведческой науки, равно как и недостаточная научно-теоретическая разработанность принципов, способов и форм государственной интеграции, отсутствие теоретических моделей, способных воплотиться в практике государственного строительства, обрекает его на путь проб и ошибок.

Актуальность обращению к анализу различных аспектов Cоюзного государства придают и усиливающиеся процессы глобализации и универсализации государства и права в современном мире. В каждом случае глобализационные процессы применительно к конкретному государству (объединению государств) специфически преломляются через исторические, культурные, идеологические, демографические, географические и собственно юридические особенности данного государства и оказывают различное (в том числе и негативное) влияние на его развитие. Анализ различных аспектов феномена современного государства необходим еще и для выработки научно-обоснованных ориентиров, рекомендаций, способных не только облегчить процесс российско-белорусской интеграции в государственной сфере на фоне глобализации, но и сформировать совместную позицию по отношению к ним. В противном случае без «такого концептуального позиционирования современного этапа глобализации в контексте всемирно-исторических процессов глобализации, идущих от далекого прошлого через современность в будущее, мы рискуем остаться во власти стихийных процессов без необходимых смысловых ориентиров и эффективных исторически апробированных форм регуляции в хаотической ситуации постмодернистского субъективизма, произвола и неопределенности».

В свою очередь это диктует необходимость обращения к анализу сущности, понятия и признаков современного государства, форм государственного устройства, видов государственных и межгосударственных объединений. Эти вопросы относятся к числу «вечных вопросов» юридической науки и будут предметом исследовательского интереса до тех пор, пока существует само государство. Как свидетельствует мировая практика, поиск оптимальных форм государства, начатый еще во времена Платона и Аристотеля, продолжается. В изменяющемся мире государство не может не изменяться, и соответственно уровень научных представлений о нем должен быть адекватен уровню его развития. В то же время понятийно-категориальный аппарат современной теории государства в значительной своей части есть результат научно-теоретического осмысления феномена государства в конце XIX–начале XX веков буржуазным государствоведением. В советской юридической науке он модифицировался под влиянием идей марксизма, не все из которых не подтвердили своей жизнеспособности в процессе общественного развития. В связи с этим возникает вполне обоснованное сомнение относительно того, способны ли существующие теоретические конструкции адекватно описать состояние государственности в современном мире. Соответственно, существует острая потребность в ревизии понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария теории государства, проверке его «жизнеспособности» в новых условиях, определении его гносеологического и методологического потенциала, его уточнении и совершенствовании, что отвечает также и потребностям самой теоретико-правовой науки.

Нужно учитывать и то, что российско-белорусский союз – это попытка воссоединения не только частей некогда единого государства (Российской империи и Советского Союза), но и частей некогда единого народа, и в связи с этим нуждается в осмыслении не только настоящее, но и прошлое.

В настоящее время в научных публикациях высказываются идеи о том, что и Российская империя, и СССР были государствами унитарного типа, что русский народ не государственный народ, что федерализм чужд российской (советской) государственности (крайности, в известной степени, соотносимые с широко эксплуатировавшейся в советское время характеристикой царской России как «тюрьмы народов»). Отсюда следует вывод: сегодня единственное спасение России от дальнейшей дезинтеграции в унитаризме, и именно унитаристские тенденции усматриваются в проводимых реформах по укрупнению субъектов Российской Федерации, в формировании «вертикали исполнительной власти». Это невольно вызывает мысль о бесперспективности Союзного государства, поскольку речь идет о взаимовыгодном для народов России и Белоруссии союзе государств, а не о включении Белоруссии в состав России в качестве административно-территориальной единицы. Следовательно, решение методологических проблем должно сопровождаться историческим анализом совместной российско-белорусской государственности как в советский, так и в досоветский период.

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что тема настоящего исследования обладает актуальностью и в практическом, и в теоретико-методологическом отношении.

Объектом исследования являются процессы развития государства, характеризующие динамику элементов его формы.

загрузка...