Delist.ru

Художественный текст через призму авторской пунктуации (15.08.2007)

Автор: Кольцова Людмила Михайловна

комплементарная слабая позиция.

Абсолютно сильная основная позиция включает в себя три явления:

а) позиция абсолютного начала текста;

б) позиция абсолютного конца текста;

в) позиция, фиксирующая единство слова.

Знаки абсолютно сильных и сильных основных позиций достаточны для организации, упорядочения текстового пространства, включения речи в широкий контекст действительности, для адекватной передачи номинативного содержания высказывания.

Однако в реальном авторском тексте (в границах идиостиля) помимо номинативного содержания неизбежно присутствует прагматическое содержание, включающее в себя “все те же явления, которые имеют прямое и непосредственное отношение к субъективной интерпретации сообщаемой объективной информации” (Ломов, с. 18). Такое содержание находит свое выражение в особых способах пунктуационной организации текста и реализуется благодаря создаваемым автором комплементарным пунктуационным позициям.

Комплементарные сильные позиции – это такого рода дополнительные, сознательно создаваемые автором сигналы границ синтагм (или наоборот, сигналы устранения границ), которые придают тексту неповторимый облик, задают особый ритм. В музыке такое оформление текста называется фразировкой и определяется как “художественно-смысловое разграничение, отчетливое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкальных произведений... фразировка определяется логикой развития музыкальной мысли” и является “одним из главных элементов, характеризующих исполнительский стиль” (Музыка. БРЭ, с. 584).

Комплементарные сильные позиции – это текстовая фразировка в художественном произведении, один из главных элементов, характеризующих стиль того или иного автора. В свою очередь комплементарные слабые позиции – это дополнительные штрихи, определяемые фразировкой.

Подводя итог предварительным соображениям о наличии иерархически устроенной системы пунктуации, следует сказать, что она (система) определяется законами развития языка и мышления.

Абсолютно сильные позиции диктуются тем “положением вещей”, что мысль с неуклонной необходимостью находит определенные и достаточно жесткие материальные формы воплощения в визуально воспринимаемый текст.

Сильные основные позиции определяются логикой языка и выполняют общую функцию организации языковых элементов в смысловые единства и представления бесконечной и непрерывной, непоследовательной и многомерной мысли в виде конечной, расчлененной и иерархически устроенной системы, то есть превращают Хаос в Космос.

Комплементарные сильные позиции определяются логикой индивидуального сознания. Их наличие в любом авторском тексте – результат сознательного выбора определенных видов, способов и средств представления и организации коммуникативных и конструктивных единиц, выработанных в процессе развития культуры письма в рамках национального языка. Композиция письменного текста, приемы компоновки высказывания, текстовая фразировка, осуществляемая средствами пунктуации, – все это находится в компетенции создателя текста как и использование определенных знаков препинания (и их комбинаций) для фиксации комплементарных сильных позиций. Ограничения, накладываемые правилами, не только могут быть преодолены (и часто успешно преодолеваются), но и сами правила изменяются и корректируются под натиском художественных новаций. Именно в этой области складываются тенденции, которые затем становятся нормой.

Комплементарные слабые позиции тоже диктуются намерениями, целями и задачами автора, но реализуют свои возможности в условиях конкретного речевого акта (фрагмента текста), в условиях конкретного текста. Они менее системны и могут быть определены как пунктуационные окказионализмы. Будучи окказиональными для письменной речи в целом (и может быть, для всего авторского стиля), в рамках конкретного высказывания, фрагмента текста, отдельно взятого произведения они играют чрезвычайно важную роль для реализации авторского замысла.

Комплементарные слабые (“слабые” с точки зрения законов и правил оформления письменной речи) позиции – сфера искусства построения произведения, сфера поисков средств для создания и репрезентации многомерного, многозначного и многозначительного содержания. Автор не просто создает и фиксирует эти позиции. Он намеренно разрушает границы действующих норм и правил. Для авторского текста они оказываются необычайно важными, существенными, как те штрихи в музыкальном произведении, которые придают неповторимое своеобразие каждому исполнению музыкального текста, складываясь в неповторимое своеобразие авторской манеры, по которой можно безошибочно определить руку Мастера.

Комплементарные слабые позиции наиболее отчетливо реализуют прагматический аспект конкретного текста.

Таким образом, все без исключения единицы пунктуации оказываются смысловыми, функционально нагруженными, необходимыми для представления (осуществления), понимания и интерпретации смысла на всех уровнях текста.

Возможные способы и средства фиксации позиций обеспечиваются инвентарем пунктуационных знаков, при необходимости пополняемым пунктуационными фигурами благодаря изобретательности пишущего и возможностям техническим.

Пунктуационная фигура может быть определена как специфическая единица текстовой пунктуации, представляющая собой знак, комбинацию знаков, маркирующих пунктуационную позицию в целях репрезентации эстетически значимой прагматической установки автора, рассчитанной на эмоциональное воздействие.

Пунктуационные фигуры используются как средство выразительности. Но главное их назначение – выведение на поверхность тех имплицитных смыслов, которые составляют важнейшую часть «несущей конструкции» в архитектонике текста, компонует его информационно-эстетическое содержание в соответствии с основными векторами смысла.

Так, со всей очевидностью это обнаруживается в разном графическом представлении прозаического и стихотворного текста, а в рамках стихотворной речи – в канонах особой упорядоченности, что было, есть и будет интереснейшим предметом для исследования, а для поэтов – сферой постоянного экспериментирования.

Пунктуационные фигуры не могут быть описаны исчерпывающе, поскольку это открытая, изменяющаяся сфера комбинаторики графических знаков в определенных пунктуационных позициях.

Пунктуационные фигуры могут рассматриваться и классифицироваться в первую очередь с точки зрения их участия в соотношении пропозиций. Наиболее распространенными и очевидными пунктуационными фигурами являются приемы усиления или ослабления сильных позиций при помощи знаков препинания, что позволяет ранжировать смысловую значимость лексических и синтаксических элементов текста как на конструктивном, так и на коммуникативном уровнях.

Так, например, в качестве знаков, усиливающих пунктуационную позицию, могут быть использованы красная строка (абзацное членение), точка, точка с запятой, тире (на месте нормативного отсутствия знака), многоточие.

Усиление или ослабление позиции знаком препинания сходно с музыкальным размером.

Ослабление позиции осуществляется путем замены более «сильного» знак синонимического пунктуационного ряда (абзац, точка, точка с запятой, запятая) более «слабым», либо элиминацией знака сильной позиции.

Как правило, в конкретном художественном тексте пунктуационные фигуры используются системно. Например, в романе В.Орлова «Альтист Данилов» в качестве пунктуационной фигуры используется абзацное членение:

Кармадон вернулся в полночь.

Был он мрачен, не имел аппетита.

Молча разделся, лег на диван лицом к стене, притих.

Данилов опустил альт и смычок; притих.

Он устал и был грустен. Вдруг он вспомнил о времени и понял, что играл сорок минут.

Играл он в те дни много, играл с жадностью.

Играл на Альбани и на простом альте.

Играл Данилов и дома и в театре.

Внутри абзаца автор использует «конечные» знаки (вернее, «рамочный» знак предложения):

Музыка нужна, нужна, и он, музыкант Данилов, должен играть. Играть и играть! И для себя и для людей. Данилов словно бы исцелился сейчас окончательно от тяжелого недомогания. Словно бы возвратился наконец для музыки!

Внутри высказывания (оформленного «рамочным» знаком) функцию усиления позиции выполняют тире и/или скобки:

Музыка была его любовь.

И жизнь его была – любовь.

загрузка...