Delist.ru

Художественный текст через призму авторской пунктуации (15.08.2007)

Автор: Кольцова Людмила Михайловна

Кольцова Людмила Михайловна

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ

АВТОРСКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Специальность 10.02.01 – русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Воронеж 2007

Работа выполнена в Воронежском государственном университете

Научный консультант: - доктор филологических наук,

профессор Ломов Анатолий Михайлович.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Загоровская Ольга Владимировна

- доктор филологических наук,

профессор Орехова Наталья Николаевна

- доктор филологических наук,

профессор Шарандин Анатолий Леонидович

Ведущая организация - Калининградский государственный

университет им. Иммануила Канта

Защита состоится "___" _______________200 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.07 в Воронежском государственном университете по адресу: 394006, Воронеж, пл. Ленина 10, ауд. 14.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан "___" ____________ 200 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Вахтель Н.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Художественный текст, в силу своих типологических особенностей являющийся самым сложным макрообъектом научного исследования, получает различное толкование в рамках современных лингвистических теорий (Арнольд И.В., Баевский В.С., Барт Р., Бахтин М.М., Белянин В.П., Виноградов В.В., Винокур Г.О., Гальперин И.Р., Гаспаров Б.М., Григорьев В.П., Золотова Г.А., Кубрякова Е.С., Лотман Ю.М., Лукин В.А., Москальская О.И., Николаева Т.М., Новиков А.И., Ревзина О.Г., Сидорова М.Ю., Степанов Г.В., Топоров В.М., Успенский Б.А., Фатеева Н.А., Шабес В.Я., Якобсон Р.О. и мн. др.), с позиций которых успешно решаются вопросы о структуре, единицах, способах и методах анализа, об онтогенезе художественного текста, критериях «художественности» и пр. Каждый новый аспект, новый подход к тексту через анализ конкретных элементов вносит свой вклад в понимание не только специфики художественного текста, но и в представление о самом процессе языкового творчества.

В этом отношении представляется не только целесообразным и оправданным, но и совершенно необходимым обращение к пунктуационно-графическим средствам, способам и приемам организации языковой материи в комплексном единстве текста, поскольку система пунктуационно-графических единиц имеет непосредственное и прямое отношение ко всем важнейшим текстовым категориям: организации знаковой последовательности, связности, цельности, текстовому коду, семантической структуре, композиции и пр.

В данном исследовании для рабочего определения художественного текста из необозримого количества дефиниций выбираются те параметры, которые представляются наиболее релевантными, поэтому художественный текст рассматривается как материально-идеальная, высшая, относительно законченная единица творческой речемыслительной деятельности, воплощающая в единстве формы и содержания картину фикционального мира, отражающая особенности эстетического восприятия действительности и средствами языка моделирующая авторское видение мира.

Лингвистическое исследование художественного текста даёт возможность не только выявить общие и индивидуальные закономерности построения и функционирования сложных систем с присущей им многомерной структурой и разноплановой информацией эстетического свойства, но и позволяет обнаружить непрерывно возникающие на экспериментальной площадке языкового творчества, или, по словам Г.О.Винокура, «творчества в языке», новые явления, элементы, комбинации знаков, изучение которых важно как в собственно лингвистическом отношении, так и в плане общефилологическом и общенаучном.

Системный анализ поддающихся непосредственному наблюдению пунктуационно-графических элементов, организующих внутреннее текстовое пространственно-временное измерение, те средства, способы и приёмы, которые использует пишущий для фиксации, развёртывания, движения смысла, позволяет делать выводы о разных типах восприятия и отражения творческим сознанием мира внешнего и внутреннего.

Визуальная репрезентация семантической структуры художественного текста, осуществляемая путём объединения, развёртывания, членения, актуализации разноуровневых языковых единиц, имеет непосредственное отношение не только к его прямому смыслу, но и к той языковой личности, которая заключена в тексте, являющемся результатом деятельности творящего, созидающего, преобразующего и удваивающего мир сознания художника.

Текст, предстающий перед читателем в виде последовательности определённым образом скомпонованных языковых единиц, выбор которых обусловлен внутренним единством замысла, темы, предмета художественного изображения, в своей пунктуационно-графической системе содержит информацию об особом модусе языка, передающем различные модусы сознания.

В сфере лингвистической науки пунктуация – давно и многосторонне исследуемый предмет. В этой сфере сложились определенные направления, аспекты, подходы, наиболее разработанными из которых можно считать

теоретический (Валгина Н.С., Иванова В.Ф., Николаева Т.М., Пешковский А.М., Шварцкопф Б.С., Шубина Н.Л., Щерба Л.В. и др.)

исторический (Белов К.И., Булах М.И., Гаевская Т.И., Иванова В.Ф., Копылова С.А., Михайлов А.В., Орехова Н.Н., Осипов Б.И., Попова Л.А., Смирнова Л.Г., Шаролапова Ю.А. и др.);

сопоставительный (Ангелова И., Беглиев М., Назаров Р.Г., Жажа С., Карапетян Г.А., Колегаева И.М.);

методический (Абакумов С.И., Агейкин И.А., Бабайцева В.В., Блинов Г.И., Бондаренко С.М., Гац И.Ю., Граник Г.Г., Григорян Л.Т., Демидова А.Р., Дудников А.В., Конюкина Е.В., Ломизов А.Ф., Медведева Э.Э., Новикова Т.Ф., Сухотинская А.В. и др.);

нормативно-кодификационный (Баранов А.Н., Букчина Б.В., Былинский К.И., Валгина Н.Н., Гостеева С.А., Никольский Н.Н., Наумович А.Н., Руденко А.К.);

стилистический, в котором можно выделить изучение пунктуации с позиций функциональной стилистики (Акимова Г.Н., Брагина А.А., Дзякович Е.В., Коньков В.И.) и исследования пунктуации в рамках стилистики и поэтики художественной речи (Айзенштейн Е.О., Айхенвальд Ю., Береговская Э.М., Боровой Л., Бурнашева Н.И., Бухмейер К.К., Валгина Н.Н., Глухих В.М., Григорьев В.П., Еремина Л.И., Ефимов А.И., Жильцова В.В., Зубова Л.В., Карпенко И.Е., Ковтунова И.И., Кодухов В.И., Лотман Ю.М., Маркштейн Э., Шварцкопф Б.С. и мн. др.).

Исследования проводятся на базе тех положений, которые сложились в результате попыток теоретического осмысления пунктуации с разных точек зрения: формально-синтаксической, коммуникативно-синтаксической, функционально-стилистической (М.В.Ломоносов, А.А.Барсов, А.Х.Востоков, Е.Филомафитский, Н.И.Греч, А.Б.Шапиро, Б.С.Шварцкопф, Н.Л.Шубина и др.).

загрузка...