Delist.ru

Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ) (15.08.2007)

Автор: Иванова Светлана Вениаминовна

Современный подход к проблемам такого выбора, по мнению диссертанта, на первый план выдвигает задачу социально-психологической адаптации. При этом сама адаптация понимается как процесс интеграции человека в социум, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоопределению, самоконтролю и самообслуживанию, возникновение адекватных связей с окружающим обществом.

Во втором параграфе главы исследуются теоретические и практические особенности адаптации в процессе социализации личности. Вводятся основные характеристики успешной адаптации. С точки зрения диссертанта, успешной социально-психологическую адаптацию можно считать в случае, если имеется правильная профессиональная ориентация; сформированы сложные умения делать собственный выбор в организованных условиях школьного социума и объективной несвободы в семье, учитывая свои интересы и склонности; проявляются волевые качества для достижения поставленных целей.

В то же время понимание успешной адаптации зависит от понимания адаптации как таковой и в разных областях научно-теоретического и практического знания. В связи с этим в диссертации анализируются особенности самого понятия «адаптация». Диссертант показывает, что понятие адаптации связано с процессом социализации индивида. Этот процесс охватывает обучение и воспитание, приобщение к культуре. В результате человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. В этом контексте под адаптацией понимается сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения социальных ролей в практической деятельности при определенных условиях.

Для адекватного понимания образовательного процесса в социальном измерении, с точки зрения диссертанта, необходимо прояснить вопрос о соотношении между процессами адаптации и социализации. На базе анализа различных подходов к этой проблеме диссертант приходит к следующему выводу.

Социально-психологическая адаптация является фактором становления Я-концепции. Системообразующие факторы — стремление быть принятым социальной средой и стремление иметь положительное самоотношение — образуют границы, в рамках которых целевой и мотивационный компоненты Я-концепции на осознаваемом и неосознаваемом уровне образуют саморегулирующуюся систему.

Адаптация как изменение имеющихся образов, способов поведения и оценки внешних событий в целях достижения равновесия со средой не является статической, она характеризуется постоянной динамикой, побуждая человека к дальнейшим изменениям. При описании процесса социально-психологической адаптации важно, как показывает диссертант, подчеркнуть достижение такого результата, как идентификация целей и ценностей личности и социальной среды.

Под социально-психологической адаптацией понимается процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, который предполагает ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной в данных условиях деятельности, позволяющей достичь соответствия между своими интересами, потребностями, возможностями и социальной средой. Наиболее успешная адаптация имеет место в случае, когда потребности и потенциал личности гармонируют с потребностями социальных общностей, в которые она включена (малых и больших социальных групп), с условиями окружающего мира.

В третьем параграфе главы «Социальная среда и развитие личности» анализируются в первую очередь социальные отношения, проявляющиеся в социальной среде. Создавая социальную среду, человек преобразует и себя самого. Однако все личностные преобразования строятся на основе целого ряда устойчивых характеристик личности, таких как темперамент, характер, потребности и способности. При этом происходящие преобразования зависимы от сформированных к определенному этапу жизни человека конкретных черт и качеств характера. Особое значение приобретают черты, выражающие отношение к труду, собственной культуре, другим людям (уважительность, доверие), к себе (самолюбие, себялюбие), делу (исполнительность, инициативность, трудолюбие, леность), вещам (аккуратность, бережливость, небрежность), к действительности.

Как уже отмечалось, нормам как формам социализации личности, включению ее в социальный контекст уделял большое внимание в своем творчестве А.А. Богданов. В частности, в статье «Цели и нормы жизни» он анализирует эти проблемы в контексте трудовой деятельности человека в ее различных формах.

В условиях многовариантного, полипрофессионального образования профильное обучение должно способствовать усвоению учащимися старших классов социальных норм и ролей, необходимых для успешной жизнедеятельности в цивилизованном обществе. При современном подходе к проблемам профильного образования необходимо учитывать особенности социальной адаптации человека.

В современных условиях переход от традиционной, «знаниевой» парадигмы образования к личностно-ориентированной и компетентностной выводит на передний план социально-психологические механизмы развития способностей индивида. Общей для формирования ключевых компетентностей является способность обучающегося к произвольной (осознанной) саморегуляции своей познавательной и личностной сферы, обеспечивающей осознанность и ответственность не только при выполнении учебных заданий, но и при выборе способов поведения и в целом жизненного пути.

В четвертом параграфе главы «Самоопределение личности в контексте образовательного пространства» исследуются предпосылки для «расширения возможностей социализации учащихся». Показано, что профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, обеспечивающая создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения. Ситуация выбора, в которой оказывается ученик, впервые влечет достаточно серьезные последствия для его будущего.

В параграфе анализируются конкретные примеры такой подготовки в образовательных учреждениях Самарской области, Санкт-Петербурга и Москвы.

Все проанализированные в диссертации материалы объединяет идея о том, что социально-психологическая поддержка и помощь в детский и юношеский период необходима всем учащимся, и выстраивать ее надо на тектолого-гуманистических основаниях.

При этом современные подходы к образовательному процессу предполагают в первую очередь переход от технократического подхода к гуманистическому, личностно-ориентированному, что предполагает постановку и реализацию задач по развитию и становлению личности учащегося с учетом способностей, интересов и склонностей к той или иной предпрофессиональной (профессиональной) деятельности.

Хорошо организованные адаптационные процессы предусматривают взаимодействие личности и социальной среды, когда происходит идентификация целей и ценностей личности и ее социального окружения, отождествление себя с коллективом или социальной группой как с необходимой средой существования общественного человека при одновременном самоопределении личности в этой среде во всем многообразии ее индивидуальных особенностей. Успешность адаптации обеспечивается в случае, когда социум оказывается сферой реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Адаптация, включающая когнитивные и поведенческие процессы, является необходимым условием социализации личности. Несомненно, адаптационная функция образования значима в первую очередь для осуществления первых шагов по самоопределению личности, а также для осуществления целого ряда последующих шагов в развитии личности. Не сделав первый, решающий шаг, невозможно осуществить последующие. Вместе с тем образование выполняет и множество других социально значимых функций, в частности, связанных с преодолением разрыва между узкопрофессиональными областями деятельности человека и повседневностью, с повышением уровня правового и политического сознания граждан, целый ряд других функций.

В то же время, как отмечает диссертант, проблемы анализа любой совокупности социально значимых функций образования целесообразно проводить в контексте определенной модели образования. В современных условиях таким приоритетом обладает именно гуманистическая модель. Теперь уже можно говорить о том, что она должна быть построена на тектоло-гуманистических основаниях.

В обществе, стремящимся стать обществом знаний, особую значимость приобретают не столько знания, умения и навыки, связанные с определенным учебным предметом, но и особенности организации учебного процесса. Проведенное в диссертации исследование позволяет сделать вывод: тектолого-гуманистический подход к образованию вполне соответствует итоговому документу саммита «группы восьми» «Образование для инновационных обществ в XXI веке (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года). Оказывается, что одна из важнейших целей образования заключается в подготовке к жизни гражданина России как части глобального общества XXI века.

Так как образовательный процесс понимается в данном исследовании системно как постоянно длящийся (от дошкольного образования до последующего образования через всю жизнь), обращение к различным уровням образования, в частности к проблемам школьного образования, является вполне оправданным. Для того чтобы в системе образования в целом развивался личностно ориентированный, компетентностный подход, необходимо, чтобы он проводился на каждом уровне, на каждой ступени образования.

В пятом параграфе главы исследуются формы проявления методологических и нормативных идей в философии образования и педагогики. В диссертации показано, что философия педагогики, инновационные методологические процессы в педагогической практике после Второй мировой войны в странах Запада начинают выстраиваться на базе гуманистических идей. В параграфе анализируются основные направления развития гуманистической педагогики ХХ века. В связи с этим исследуются особенности культурологического подхода, фасилитативной педагогики, аффективной педагогики, теории «критического сознания», теории «открытых школ», другие подходы. Во всех этих подходах выявляются их философско-методологические начала.

В Заключении диссертации подводятся общие итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы над проблемами, выделенными в диссертационном исследовании.

Основные положения диссертации отражены в 20 публикациях общим объемом 38,5 п.л.

Монографии, брошюры

Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. М.: РУДН, 2007, 240с.; 10 п. л.

Иванова С.В., Смакотина Н.Л. Профильное обучение: социализация и адаптация. М.: Academia АПКиПРО, 2006, 56с.; 2,3 п. л. (авторство не разделено).

Иванова С.В. Гуманизация процесса обучения в старших классах. М.: Известия, 1998, 85с.; 3,5 п. л.

Иванова С.В., Гара Н.Н. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. М.: АСТ-Астрель, 2002, 221с.; 9,2 п. л. (авторство не разделено).

Научные статьи, тезисы выступлений и докладов

Иванова С.В. Дискуссия о гуманизме: Ж.П.Сартр и М.Хайдеггер. //Журнал «Преподаватель. ХХI век», 2007, №2, с. 67-74; 0, 4 п. л.

Иванова С.В. Богдановские тектологические представления о нормах бытия и деятельности. //Журнал «Философские науки», 2007, №8, с.110-120; 0,4 п. л.

Иванова С.В. Социально-психологическая адаптация в свете соотношения социального и личностного в образовательном процессе. //Журнал «Этносоциум и межнациональная культура», 2007, №6, с. 60-68; 0,4 п. л.

Иванова С.В. О широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (предварительная оценка достигнутых результатов и перспективы). //Журнал «Вопросы образования», 2004, №3, с. 240-251; 0,5 п. л.

Иванова С.В., Гребнев Л.С. О личностных приоритетах образования. // Журнал «Педагогическое образование и наука», 2001, №2, с. 4-8; 0,3 п. л. (авторство не разделено).

Иванова С.В. Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы в старших классах //Журнал «Литература в школе», 1997, №4, с. 110-115; 0,2 п.л.

Иванова С.В.Обучение устному и письменному высказыванию в школе (Х-ХI классы). // Журнал «Литература в школе», 1999, №6, с. 79-81; 0,1 п. л.

Иванова С.В. Современная образовательная среда. //Журнал «Лидеры образования», 2002, №10, с. 41-42; 0,1 п. л.

Иванова С.В. Проблемы здоровьесбережения школьников в условиях образовательного процесса. Материалы Круглого стола "Российская молодежь: в будущее без риска» /Серия "Научные семинары. Круглые столы. Дискуссии"/ Вып.6. Под ред. Н.Л.Смакотиной//М.: Альфа-М, 2006, с. 35-46; 0,5 п. л.

Иванова С.В. Обновление средней школы: проблемы и решения. /Россия, третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. Стратегия образования. Минобразование, 2003, с. 36-39;. 0,2 п. л.

Иванова С.В., Березина Т.И. Теоретические основы качества управления образованием. //Материалы междунар. научно-практ. конференции «Качество управления образовательным пространством», ч.1. –Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003, с. 23-31; 0,4 п. л.

загрузка...