Delist.ru

Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ) (15.08.2007)

Автор: Иванова Светлана Вениаминовна

Обращаясь к гуманизму, важно отметить, гуманистические проблемы обсуждаются человечеством уже несколько тысячелетий. Очевидно, что даже список литературы по этим вопросам весьма и весьма обширен.

Анализ специфики становления гуманитарного знания, комплекса гуманитарных дисциплин в историко-философском контексте помогает выявить особенности позиций мыслителей, по текстам которых можно проследить эволюцию взглядов на проблемы гуманизма (например, Аристотель, Платон, И.Кант) и гуманитарного знания (Дж.Вико, Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Э.Кассирер, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, другие философы). К примеру, античные идеи образования включены в общую идею пайдейи.

Между тем в современных условиях интерес к этой проблематике только возрастает. Имеются, по крайней мере, две философские области, в рамках которых обсуждаются проблемы образовательного процесса: философия образования и философия педагогики. Идея философии педагогики в отечественной философской и педагогической мысли менее обсуждаема, чем идея философии образования. Сторонником первой из этих двух концепций является, например, Б.М.Бим-Бад, который подчеркивает, что проблемы философии педагогики рассматриваются в литературе, по крайней мере, с XIX века. В работе, посвященной анализу различных образов философии педагогики в XX веке, он пишет о том, что образовательная практика того или иного общества может базироваться на системе идей, которая часто приобретает характер «философии» образования. В то же время слово «философия» он берет в кавычки, подчеркивая, что в философии образования представлена система идей, на которой базируется именно образовательная практика. Он предпочитает разрабатывать философию педагогики, носящую антропологический характер. Бим-Бад утверждает, что вне зависимости от конкретных особенностей «педагогической философии» в ее фундаменте должны лежать представления о природе человека. В связи с рассмотрением этих вопросов, с его точки зрения, уже в начале XX века особенно остро встает задача построения «человековедческого (антропологического) фундамента» педагогики. Того, что было сделано в естественнонаучном (механическом и биологическом), социологическом, других теоретических конструкциях понимания человека, было недостаточно. Также недостаточными для построения фундамента педагогики оказались и философские исследования человека в неокантианстве, позитивизме, неогегельянстве, философии жизни, других философских учениях.

Отношение к проблемам философии образования было разным в истории культуры. То, как формировалось западное видение философии образования, последовательно анализируют в своей работе А.П.Огурцов и В.В.Платонов, которые представляют западную традицию сквозь призму образов образования в западной философии образования XX века. В то же время в этой работе можно найти практически все крупнейшие имена, представляющие философию XX века в ее целостности и соотнесенности с другими эпохами в истории философской мысли. Такой ракурс рассмотрения проблем образования неслучаен. Ведь трудно найти какую-либо гуманитарную проблему, не нашедшую своего отражения в решении образовательных проблем. В отличие от западной традиции вопрос о том, сформировалась ли отечественная «философия образования» в качестве самостоятельной теоретической дисциплины, как показывает Л.А.Микешина, неоднозначен, дискуссии пока продолжаются, есть множество примеров, позволяющих говорить о наличии «тесного переплетения философских и педагогических идей мыслителей европейской культуры». В то же время, как верно отмечает Микешина, в современных философском и педагогическом сообществах появилось общее стремление объединенными усилиями найти «базовые идеалы и принципы объяснения сложившейся и формирующейся «образовательной действительности».

В работах Л.П.Буевой, В.И.Гараджи, П.К.Гречко, В.А.Кувакина, Т.А.Рубанцовой, Ю.Ю.Черного, Г.В.Гивишвили, В.Д.Жукоцкого, И.М.Борзенко, А.А.Кудишиной, Л.Е.Балашова, В.Л.Курабцева, А.Г.Круглова, В.В.Лашова и других анализируются исторические пути развития идей гуманизма, проблемы гуманистической антропологии, гуманистического понимания человека, учение о ценностях, гуманистическое мировоззрение, идет поиск выхода из нравственного кризиса общества путем изменения отношения к человеку, выявлению его духовного потенциала и ответственности за судьбы мира.

В то же время активно разрабатываются вопросы гуманистической психологии и педагогики, теоретические аспекты различных подходов. Результаты в этой сфере можно найти в работах К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, А.В.Брушлинского, М.Н.Берулавы, И.В.Бестужева-Лады, Л.В.Занкова, И.А.Зимней, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, А.В.Петровского, В.В.Рубцова, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова, А.И.Субетто, В.Д.Шадрикова, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманской, многих других исследователей.

Активно обсуждали не только собственно психологические, но и философско-методологические проблемы развития социума и личности Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов.

В 80-е годы ХХ века развитие инновационных процессов привело к появлению «педагогики сотрудничества», знаменовавшей переход к диалогической форме общения (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие).

Обращение к комплексу психолого-педагогических идей в контексте проблем гуманизма имеет место и в законодательных документах. В статье 2 Закона «Об образовании» РФ декларируются, в частности, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманизация образования – это одна из классических проблем образования и в то же время одна из важнейших мировых тенденций развития образовательного пространства в течение веков.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является разработка тектолого-гуманистического подхода к образовательному процессу.

В ходе диссертационного исследования последовательно решались следующие задачи:

- провести философско-методологический и историко-философский анализ ведущих тенденций развития идей гуманизма;

- на основе проведенного анализа осмыслить в философском плане основные идеи гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса;

- обосновать тезис, что в качестве теоретических оснований современного образовательного процесса можно рассматривать тектолого-гуманистические основания, показать правомерность применения идей гуманизма и тектологии к образовательному процессу;

- предложить систему понятий, необходимую для разработки тектолого-гуманистического подхода к проблемам образования;

- выявить организационно-аналитические начала в работах И.Канта о воспитании и образовании. Дать интерпретацию кантовских вопросов («что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?», «что такое человек?»), применительно к образовательному процессу; рассмотреть тектологические принципы А.А.Богданова в их соотнесенности с идеями Канта об образовании и воспитании;

- разработать аргументы в пользу тезиса о зависимости трактовок гуманизма от принимаемых философских установок (на примере сравнительного анализа отношения к проблемам гуманизма Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера);

- обосновать практическую значимость тектолого-гуманистического подхода к решению проблем образования.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Для методологии проводимого исследования существенными оказались тектологические принципы А.А. Богданова, культурно-исторический и системный подходы.

Применялись методы теоретического анализа (ретроспективного и сравнительно-сопоставительного), а также элементы компаративистского и дискурсного анализа. Исходные установки диссертационного исследования во многом формировались под влиянием аналитических идей И.Канта, дискуссий по проблемам гуманизма в философии ХХ века.

Существенную роль в работе над диссертацией сыграли эпистемологические и гуманистические идеи М.С.Кагана, В.А. Лекторского, М.К.Мамардашвили, Л.А.Микешиной и некоторых других.

Научная новизна исследования. С целью разработки философско-методологических оснований реформирования образования предложен тектолого-гуманистический подход к образовательному процессу, представлены основные гуманистические принципы образования в их соотношении с тектологическими, системно-организационными законами А.А. Богданова.

При этом получены следующие основные результаты:

- обосновано, что в качестве теоретических и методологических оснований концепций современного образовательного процесса возможно плодотворно использовать эвристический потенциал тектолого-гуманистического подхода как синтеза гуманистических и организационных идей;

- выявлено, что в представлениях Канта об образовании и воспитании присутствуют организационные идеи, с которыми могут быть соотнесены тектологические принципы А.А.Богданова. Показано так же, как кантовские идеи в форме четырех вопросов, определяющих предмет философии в её антропологическом и «всемирно-гражданском значении», могут быть осмыслены применительно к образовательному процессу;

- прослежены аристотелевские реминисценции в тектологических идеях А.А.Богданова, в частности, соответствие «модели моделей» организации в «Тектологии» Богданова аристотелевской идее «формы форм» как высшего способа организации всего;

- осуществлен сравнительный анализ подходов Ж.П.Сартра и М.Хайдеггера к феномену гуманизма, его роли и месте в культуре, философии, образовании. Предложена интерпретация сартровского понимания гуманизма как определенной системы организационных правил, в целом определяющих поведение, деятельность человека, что соответствует базовому, классическому представлению о гуманизме в европейской культуре;

- выявлен параллелизм между организационными установками А.А.Богданова, в частности, выраженными в его методологическом принципе «перемены точки зрения», и методологическими конструкциями Т.Куна, который также исходит из идеи «перемены точки зрения» при смене парадигм. Установлено, что методологические взгляды как Богданова, так и Куна предполагают идею нового видения предмета;

- с целью анализа образовательного процесса введены новые понятия: «базовое представление о гуманизме», «тектолого-гуманистические основания образовательного процесса», «пайдейя/гуманизм» как единое синтетическое понятие;

- обоснован инновационный характер идеи А.А.Богданова о превращении знания, производимого в университетах и научных институтах, в товар; при этом отмечается мысль Богданова, что особенно дорого продается «высшее знание», которое доступно только для высших слоёв общества, что определяется как дороговизной данного вида товара, так и способами преподавания;

- показано, что в составе областей, в которых современники Богданова начали применять тектологические методы (государственно-хозяйственный план; анализ переходных экономических форм; разработка социально-психологических типов, другие), одну из лидирующих позиций занимают «программы и приемы педагогики»;

- исследовано значение нормативных представлений А.А. Богданова для концепции современного образовательного процесса, показана актуальность его идей о соотношении норм внешнего принуждения и норм целесообразности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

В исследовании разработаны и обоснованы теоретические положения, которые в своей совокупности позволяют во многом по-новому оценить роль и место тектологии в философии и методологии науки, в культуре в целом, в образовании, в частности. Тектологические идеи позволяют: представить иное видение сложившихся проблем гуманизма и гуманитарных наук; разработать философско-методологическую базу модернизационных процессов в образовании.

Положения и выводы, полученные в диссертации, могут использоваться при чтении основных и специальных курсов по социальной философии, философии образования, истории и философии науки.

Развиваемый в диссертации тектолого-гуманистический подход к образовательному процессу, будучи реализованным, с одной стороны, в системе преподавания, с другой стороны – в системе управления образовательным процессом, может способствовать совершенствованию отечественной системы образования.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета. Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 20 научных работах автора (в том числе, в монографии) общим объемом 38,5 п.л.

Основные результаты, полученные в диссертации, докладывались и обсуждались на различных конференциях, в том числе на международных семинарах (Финляндия, Швеция, Черногория), всероссийских конференциях и федеральных окружных семинарах-совещаниях по вопросам методологии и организации экспериментальной работы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (Великий Новгород, Самара, Рязань, Якутск, Саратов, Челябинск, Ижевск, Москва). Отдельные результаты проведенного исследования представлялись на Первом Российском философском конгрессе «Человек. Философия. Гуманизм» в 1997 году в Санкт-Петербурге и Четвертом - «Философия и будущее цивилизации» в 2005 году в Москве. Некоторые идеи, разработанные в диссертации, обсуждались: на Всероссийском совещании «Система непрерывного гуманитарного образования: состояние, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 1997г.), на международной научной конференции «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты» (Москва, РГБ, 2004г). Идеи, представленные в диссертации, были использованы при работе над нормативно-правовыми, научно-методическими документами в сфере образования в 2000-2004 гг. Они были применены автором для подготовки выступлений на заседаниях Координационного совета по модернизации образования и Научно-методического совета по тестированию Минобразования России, на курсах повышения квалификации руководителей региональных органов управления образованием, совещаниях руководителей научных и образовательных учреждений всех уровней образования. Некоторые идеи, оформленные в данном исследовании, были использованы при введении профильного обучения, при рассмотрении вопросов выбора, свободы и принуждения в рамках образовательного процесса, специфики преподавания личностно-ориентированного и личностно-отчужденного знания, положены в основание новой системы безотметочного обучения при оценке учебных достижений младших школьников по всем предметам, а также учащихся всех классов - по физической культуре, изобразительному искусству, музыке; при нормативном и методическом обеспечении ряда других вопросов гуманизации образовательного процесса.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Необходимость разработки тектолого-гуманистического подхода к образованию вызвана тем, что образовательный процесс в целом характеризуется множеством разноплановых, нечетко определенных проблем. Эффективность образовательного процесса (от дошкольного образования до последующего образования через всю жизнь), как никогда ранее, зависит от тех организационных форм, которые определяют направления развития образования. При этом системный характер современного образования постоянно требует организационных корректировок.

загрузка...