Delist.ru

Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ) (15.08.2007)

Автор: Иванова Светлана Вениаминовна

ИВАНОВА СВЕТЛАНА ВЕНИАМИНОВНА

ТЕКТОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Гречко Петр Кондратьевич

доктор философских наук, профессор Сорина Галина Вениаминовна

доктор философских наук, профессор Ям Кинельм Ефимович

Ведущая организация: Ведущая организация:

Московский областной педагогический университет

Защита состоится ________2007 г. в _____ на заседании диссертационного совета Д 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 88, ауд. 818

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу:

119992 Москва, ул. М.Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан « » ___________ 2007 года.

Ученый секретарь диссертационного совета Михайлов В.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Во все времена в жизни общества роль образования была исключительно велика, и исторически, с античных времен образование принадлежало сфере рассмотрения философии. В качестве социального института образование всегда было и остается объектом целенаправленной государственной политики. В настоящее время место образования в социуме, его методологические проблемы приобретают особое значение, так как именно благодаря эффективной системе организации образования во многом обеспечивается успешное, динамичное, гармоничное развитие общества. Эта идея прослеживается в итоговом документе саммита «группы восьми» (G-8) «Образование для инновационных обществ в XXI веке» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года). Образование здесь рассматривается как основа прогресса человечества. В документе говорится о том, что «социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире». При этом упор делается на необходимость эффективного управления, здравой политики и «благоприятной организационной среды» для развития образования.

Данное исследование представляется актуальным в нескольких отношениях.

Во-первых, его актуальность определяется состоянием образования как социальной сферы. Система образования — это одна из субсистем, входящих в более широкую социокультурную систему любого современного общества и государства. Образование оказывает серьезное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и национальную безопасность. По этой причине и общество, и государство перманентно волнуют вопросы о том, как повысить качество и эффективность образования.

В настоящее время образовательный процесс характеризуется множеством разноплановых проблем, включая необходимость гуманизации и гуманитаризации, разработки теоретических подходов для решения комплекса организационных задач в условиях модернизации образования.

Идет постоянный поиск в сфере педагогической науки. В педагогике накоплен большой массив исследований, однако наличие множества современных подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и др. – пока не привело к смене педагогической парадигмы на практике, к реальной гуманизации процесса обучения в широких масштабах. В то же время активно развивается философия образования (так, на предстоящем в Сеуле XXII Всемирном философском конгрессе будут работать две специальные секции: «Философии образования» и «Философии педагогики»). Однако сами по себе теоретические исследования в этой сфере, идущие нередко в отрыве от педагогики и проблем образования, как бы убедительны они ни были, вряд ли могут привести к содержательным изменениям на практике. Очевидна необходимость реального взаимодействия философии и педагогики, о чем и говорят современные философы.

Во-вторых, возрастание числа общечеловеческих проблем (природные катаклизмы и технократические катастрофы, связанные с деятельностью человека, терроризм, наркомания, оружие массового поражения, религиозные столкновения и т.д.) объективно требует перехода человечества к новым цивилизационным моделям образовательного процесса, содержащим в своей основе гуманистические начала. Как известно, гуманистические ценности в качестве важнейших для философии и образования проходят через всю европейскую культуру, начиная с античности.

Наиболее последовательно и полно гуманистические стратегии XXI века изложены в «Гуманистическом манифесте 2000». В преамбуле к Манифесту дается определение гуманизма как этической, научной и философской системы ценностей, изменяющей наш мир. Авторы документа предлагают модель планетарного гуманизма в контексте достижения долгосрочных целей. Кроме того, в перечне важнейших механизмов «создания лучшего мира в планетарном сообществе» они наряду с этическими и правовыми механизмами рассматривают образование. В Манифесте анализируется значение образования для реализации гуманистических идей, то есть исследуются именно механизмы, являющиеся предметом рассмотрения в данной работе. В 1990 г. на международном симпозиуме «Философия образования в перспективе XXI века» было признано необходимым для всего мирового сообщества сосредоточить внимание на гуманизации образования.

Однако, по убеждению диссертанта, реализация педагогических принципов и условий гуманизации образовательного процесса может эффективно осуществляться только на философско-методологических основаниях при учете множества факторов, включая социально-экономические и культурные особенности общества. Но и при самом удачном совпадении всех факторов и условий достижение положительного результата вряд ли возможно при отсутствии мощного организационного начала.

В этом заключается третье обоснование актуальности данного исследования, автор которого приходит к выводу, что общеметодологический охват всей проблематики организационных процессов и структурных преобразований любых систем можно найти в тектологических идеях А.А.Богданова.

Богданов разрабатывал свою «Тектологию» как общую систему правил, которые должны помочь в решении целого ряда управленческих проблем, включая решение образовательных задач. Известно, что тектологические идеи Богданова формируются, первоначально отталкиваясь от его педагогических идей. Свое первое применение тектологические идеи находят опять-таки в его педагогической практике. Для Богданова образование — это частная форма организационного, аналитического процесса, где развитие комплекса определяется развитием его элементов.

Точно так же современна и система образования и воспитания, разработанная еще в античной философии, в концепциях пайдейи (гуманизма). Автор утверждает, что эти позиции - позиции тектолого-гуманистического подхода могут обосновывать в научно-теоретическом плане концептуальные изменения образовательного процесса в ходе модернизации.

Дополнительным аргументом в пользу актуальности избранной темы может служить факт востребованности творчества А.А. Богданова в современном научном мире: в России, в странах Запада регулярно проходят конференции, посвященные его творчеству, создан Международный институт А.А.Богданова. Актуализация текстов Богданова видится вполне органичной, они содержат идеи, современные и для XXI века. Работа Богданова была написана в начале XX века, однако только во второй его половине в мире созрела соответствующая социокультурная ситуация, позволившая осознать значение «Тектологии» в ее философско-методологическом и организационно-управленческом аспектах.

В дополнение ко всему вышесказанному следует добавить, что тектолого-гуманистический подход к образовательному процессу позволяет по-новому взглянуть еще на одну проблему — проблему социализации в системе образования. С точки зрения богдановских представлений о нормах бытия и деятельности, процесс образования в целом может быть проинтерпретирован в качестве нормы, благодаря которой формируются необходимые условия развития общества. Сегодня, когда на разных стадиях адаптации человека, его вхождения в мир законов и правил, совершается огромное количество воздействий со стороны разобщенного, дифференцированного по своим стратам социума, проблема восприятия человеком системы норм является чрезвычайно важной.

Степень разработанности проблемы. Насколько это известно автору диссертации, тектолого-гуманистический подход к образованию представлен впервые. В то же время имеется достаточно большой массив литературы, посвященной творчеству А.А.Богданова в целом, его тектологии, в частности. Практически необозрим и пласт литературы от античности до современности, посвященный проблемам гуманизма, гуманизации и гуманитаризации образования. Далее последовательно будет представлен обзор развития исследований в этих двух областях, начиная с менее известной в философской мысли (по сравнению с гуманизмом) области - творческого наследия А.А.Богданова.

Интерес к творчеству Богданова в настоящее время возрастает, причем не только в России, но и за рубежом, при этом важно отметить, что его творчеством интересуются как философы, так и представители ряда других областей научного знания. Можно говорить о возникновении современной новой волны богдановедения. Об этом свидетельствуют две конференции 2006 года, которые прошли в Марбурге (ФРГ) «Александр Богданов и философский дискурс в России в контексте Модерна» и в Хельсинки (Финляндия) «Русские альтернативы XX столетия – Симпозиум по Александру Богданову». На этих конференциях присутствовали богдановеды из России, Финляндии, Германии, Франции, Италии. Работы Богданова переводятся на английский, немецкий и другие языки.

Во множестве контекстов творчество А.А.Богданова обсуждают Л.И.Абалкин, В.Н.Садовский, Г.Д.Гловели, А.П.Огурцов. В срезе глобальных проблем современности его творчество исследовал Н.Н.Моисеев. Связь между тектологией и общей теорией систем анализировал Ю.А.Урманцев. С.Н. Пустильник ориентируется на изучение собственно теоретических источников богдановского системного мышления, на анализ конкретных тектологических проблем таких, например, как принцип подбора. В историческом ключе поиска источников и предшественников тектологии А. А. Богданова его творчество рассматривал Д.Уайт. В контексте медицинской проблематики оно исследуется А.И.Воробьёвым, который предлагает современное прочтение идей Богданова о переливании крови. С точки зрения экономической теории оно изучается В.И.Маевским, В.В.Попковым, В.Л.Ханжиной, Е.В.Поповым; с психологической точки зрения – С.В.Добронравовым; с управленческой точки зрения – В.К.Парменовым, М.Ю.Казариновым, Д.И. Шапиро, А.Ю.Дорофеевым, Е. Л.Афанасьевой, Г.И.Рузавиным, другими авторами. Богданов много писал по проблемам политэкономии и истории. Отражение этого можно найти, например, в работах Д.Я.Майдачевского, С.В.Костова, Ш.Плаггенборга, Д.Грилле, Г.Горцка. Проблемы искусства в связи с творчеством А.А.Богданова обсуждает Ш.Дуглас. Политологические аспекты творчества Богданова находят своё отражение в работах А.С.Панарина. Богдановскую утопию исследуют Ю.Шерер, В.Хеделер, М.Хагемайстер. Проблемы собственно философии Богданова исследуются В.Н.Садовским, Д.Стейла, В.Беловым, М.Е.Соболевой, другими авторами. Принципиальный характер для данного исследования имеют работы Богданова, в которых отражены вопросы образования. Так, педагогические истоки возникновения тектологии изучаются Г.В.Сориной.

Несомненно, что творчество Богданова включено в современный философский диалог. Оно продолжает привлекать к себе внимание представителей различных дисциплин и поэтому оказывается своеобразной областью междисциплинарных исследований.

Тектология стала для многих ученых философским основанием, с которого гораздо дальше и четче стали видны научные горизонты. В тектологическом контексте интерпретируются научные результаты математика Н.Винера, кибернетика и психолога У.Эшби, математика Р.Томма (теория катастроф), экономиста Р.Акоффа, биолога Л. фон Берталанфи (общая теория систем).

Если системный, тектологический подход Богданова долгое время оставался фактически неизвестным и в России, и на Западе, то совсем иная судьба была у системного подхода, в основе своей разработанного Л. фон Берталанфи. Системный подход Берталанфи выстраивался как специально-научная и логико-методологическая концепция, первоначально развиваемая в рамках комплекса биологических наук. Берталанфи в определенном смысле сумел преодолеть терминологические недостатки системного, тектологического подхода Богданова. Подход Берталанфи оказался более четким и прозрачным, но в то же время в его подходе нет гуманистической, культурологической составляющей, присущей богдановской тектологии. Берталанфи выстраивает общенаучную методологию, находящую своё применение в рамках конкретных научных дисциплин: в математике, физике, биологии, нейрофизиологии, при этом в подходе Берталанфи никогда не ставилась задача обращения к проблемам гуманитарного знания. В системном подходе Берталанфи присутствуют другие приоритеты: общезначимость, господство рациональности вне рассуждающего человека, функционирование системы по алгоритмам в соответствии с определенными закономерностями без учета деятельности человека. В то же время именно гуманистическая направленность, внимание к человеку отличает подход Богданова.

загрузка...