Трансформация постсоветской политической системы: проблемы структурной и функциональной адекватности (15.08.2007)
Автор: Горький Игорь Геннадьевич
Приведенные данные далеко не исчерпывают перечень свидетельств непереходящей актуальности проблематики построения эффективной политической системы как для стабильных демократий, так и для переходных обществ, которые прошли через стадию либерализации авторитарных и тоталитарных режимов и решают задачу перехода к демократии и ее консолидации. Для последних, к которым относится и постперестроечная Россия, проблематика развития демократической политической системы представляется особенно актуальной – как свидетельствует исторический опыт, в частности опыт Веймарской Германии, либерализация режима вовсе не обязательно ведет к конституированию и консолидации демократии. Проблема взаимодействия политической и партийной систем практически не рассматривается как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Политические и партийные системы рассматриваются в них раздельно, а проблемы сопряжения, взаимовлияния и взаимодействия остаются вне поля зрения. Аналогичным образом в исследованиях ученых можно обнаружить недостаток внимания к рассмотрению проблем взаимодействия политической системы с другими общественными подсистемами: экономической, правовой, мировоззренческой. Анализ литературы показал, что проблема развития политических систем характеризуется многозначностью и недостаточной проработанностью в современных политологических теориях. Вопрос о структурной и функциональной адекватности политической системы, ее применимости по отношению к посттоталитарным странам остается во многом дискуссионным. Диапазон расхождений простирается от отождествления демократической политической системы с правовым государством (традиция, восходящая к Гегелю) до ее ограничения функциями государственного управления (позиция, более близкая американской традиции). А в работе Ю.Пивоварова и А.Фурсова «Русская система и реформа» вообще ставится под сомнение применимость понятий, выработанных политической мыслью Запада к национально-культурной уникальности России. Внимание многих ученых сосредоточено в основном на наиболее общих характеристиках политической системы, в то время как сущностный подход к понятию, его концептуальное видение, его адаптивность для российских исторических, правовых, политических, экономических, социальных и мировоззренческих условий разработаны в меньшей степени. Анализ происходящих в России изменений, в частности в политической сфере, показывает, что функционирование политической системы имеет низкую социально-политическую эффективность, и многие связанные с этим проблемы до сих пор не нашли своего решения. В качестве основных причин трудностей становления эффективной демократической системы в России большинство исследователей выделяют негативные последствия проведенных реформ. Однако корректировка реформ требует всестороннего и деидеологизированного анализа реального состояния политической системы в России и причин тех неудач, которые тормозят процесс ее развития. Это актуализирует необходимость продолжения научных исследований и поиска оптимальных форм и методов трансформации постсоветской политической системы в направлении создания прочного демократического фундамента общественных преобразований, структурно и функционально адекватных эффективной организации социально-политических отношений в рамках политической системы современного российского общества. Целью работы является анализ структурного и функционального взаимодействия политической системы с российским обществом в процессе ее трансформации на постсоветском политическом пространстве. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования: - анализ понятия структурной и функциональной адекватности в политических системах; - рассмотрение методологических подходов к оценке структурной и функциональной адекватности политической системы; - определение совокупности факторов, обуславливающих адекватность российской политической системы; - исследование социально-генетического происхождения бизнеса и власти; - рассмотрение особенностей взаимодействия бизнеса и власти в условиях трансформирующейся политической системы; - выявление характерных черт социально-динамической адекватности политической системы; - осмысление социально-пространственной адекватности социально-политической системы; - анализ взаимодействия партийной и политической систем; - исследование взаимодействия мировоззренческой и политической систем; - характеристика структурного взаимодействия политической и социальной систем. Объектом исследования является современная российская политическая система. Предметом исследования является структурная и функциональная адекватность российской политической системы в процессе ее трансформации. Методологическая основа исследования определяется характером и спецификой объекта и предмета исследования, его целями и задачами, научной позицией автора при подходе к изучению сущности и структуры политической системы общества и политических условий ее становления. Обилие исследований по данной проблематике определяется не только ее актуальностью. Политическая система пронизывает все важнейшие области жизнедеятельности общества – правовую, экономическую, социальную, мировоззренческую и все его институты, идеологию, культуру, этнонациональные и конфессиональные отношения. Поэтому представитель практически любой из общественных и гуманитарных дисциплин находит свою точку соприкосновения с проблематикой политической системы и вырабатывает свое к ней отношение, используя различные научные подходы: (институциональный, поведенческий, структурно-функциональный, нормативный, исторический, сравнительный, культурологический и пр.) и методы исследования, свойственные «своей» дисциплине. Не является исключением и политическая наука, использующая все междисциплинарное богатство накопленного методологического инструментария. При изучении общественных явлений междисциплинарный метод зарекомендовал себя в качестве наиболее эффективного: кооперационное взаимодействие различных дисциплин социально-гуманитарного цикла увеличивает возможности анализа, освобождая его от одномерности, обусловленной абсолютизацией подходов, присущих отдельным наукам. Повышения достоверности и качества политологического исследования можно добиться не только благодаря упорядочению связей между смежными отраслями знания, но и за счет сочетания теорий среднего и высшего уровней, которое позволяет представить то или иное явление во всей его многомерности, сложности, противоречивости. В тоже время нужно помнить, что, с одной стороны, мультидисциплинарность исследования позволяет высветить множество граней такого сложного феномена как политическая система. Но, с другой стороны, следует учитывать, что стремление к всеохватности анализа и неумение выделить и ограничить собственный дисциплинарный круг исследуемых проблем, может привести к фрагментарности получаемого знания, которая становится трудно преодолимым препятствием в создании целостной картины политических условий трансформации постсоветской политической системы в России, выявления и оценки направления и перспектив трансформации. Поэтому особую роль для нашего политологического анализа играют структурно-функциональный и институциональный методы, методы экстраполяции и моделирования. Данные методы позволяют навести определенный порядок на мозаичность фактов и событий, в которых предстает политическая система как объективная реальность, встроенная в систему общественных отношений. С их помощью обеспечивается определенная логика анализа политической системы, создается возможность освободиться от второстепенных факторов, установления наиболее сущностных связей и отношения, выявления тенденций развития. Основная цель системной методологии – ориентация конкретных исследователей на: - целостное восприятие сложных объектов; - выявление многообразия связей и отношений внутри такого объекта и в его взаимоотношениях с окружением; - изучение механизма его изменения. Системный метод исследования имеет важное значение в предпринятом исследовании, так как политическая система российского общества и социально-политические отношения в обществе рассматриваются как социально-политическая целостность многофункционального характера. Они рассматриваются в системе политических отношений, но в силу системного характера объекта и предмета исследования, также рассматриваются, в системе социальных, правовых, экономических, культурных, идеологических, мировоззренческих отношений. Важной методологической основой исследования являются положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных политологов, исследовавших проблемы становления и функционирования гражданского общества. В качестве значимого эмпирического метода в диссертации используется и метод включенного наблюдения. В исследовании используются такие методологические принципы как аксиоматический (использование общепризнанных суждений), биографический (исследование биографической информации представителей бизнеса и власти), генетический (социальное происхождение бизнеса и власти), идеографический (своеобразие российского бизнеса и власти и регионального политического порядка), сравнительно-исторический (российский бизнес и власть в прошлом и в настоящем) и др. Более подробно методология исследования раскрывается в первой главе диссертации. Информационной базой работы в соответствии с ее теоретико-методологическими основаниями явились данные политической и экономической статистики, эмпирические материалы, полученные по результатам включенного наблюдения, анализа политической информации. Элементами, составившими эмпирическую базу работы, стали документы органов государственной власти и управления, различного рода прикладные исследования социально-политической ситуации, отчеты и документы по проведению приватизации, различных политических компаний, нормативные документы, публикации периодической печати, аналитические материалы электронной информационной системы «Интернет» и электронной правовой системы «Гарант». Существенную эмпирическую информацию дали также материалы международных, общероссийских и региональных научно-практических конференций, посланий Президента РФ, постановлений и инструкции государственных органов, данные экономической, финансовой и социальной статистики, социологических опросов, рейтинги и оценки авторитетных общественных и научных организаций по различным вопросам политической и социально-экономической деятельности. Весьма значимой частью источников явилась Конституция РФ, комментарии к ней, а также федеральные и иные законодательные акты и нормативно-правовые документы. В работе использованы диссертации и авторефераты диссертаций по политическим наукам и по другим общественным наукам. В диссертации использованы как научные труды классиков политологии, так и монографические работы современных российских и зарубежных ученых. Также широко использовались статьи из научных сборников, научных журналов и средств массовой информации, философские высказывания классиков литературы, хронологические материалы, экспертные оценки, материалы информационных агентств. Научная новизна работы состоит: 1. В определении характерных особенностей трансформации российской политической системы с использованием сравнительного анализа различных теоретических моделей модернизации общества. 2. В исследовании основных факторов, обуславливающих адекватность политической системы РФ в процессе ее трансформации. 3. В применении агрегированной оценки социально-политических процессов, основанной на использовании обобщающего критерия адекватности политической системы с точки зрения ее политической сущности, экономической функциональности и степени развития гражданского общества. 4. В анализе социально-политического поведения бизнес-группы и государственной власти в слиянии как целостного субъекта социального действия в лице административно-монополистического капитала. 5. В раскрытии роли разрешительных отношений в возникновении феномена политической ренты в условиях российского политического процесса. 6. В исследовании механизма возникновения феномена формально демократического и функционально авторитарного типа государственного устройства в современной России. 7. В теоретическом раскрытии формирования феномена «полуоткрытого» общества в процессе российской политической модернизации. 8. В характеристике социально-политических механизмов распределения и перераспределения материальных и социальных ресурсов общества в пользу административно-монополистического капитала и социально-паразитарных элементов российской политической системы. |