Delist.ru

Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека (15.08.2007)

Автор: Ерошенко Татьяна Игоревна

Ерошенко Татьяна Игоревна

Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека

09.00.13 – Религиоведение, философская антропология,

философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

г. Ростов-на-Дону – 2007

Работа выполнена в отделе социально-гуманитарных наук Федерального государственного научного учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы»

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Губин Валерий Дмитриевич

доктор философских наук, профессор

Омельченко Николай Викторович

доктор философских наук, профессор

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна

Ведущая организация: Саратовский государственный

технический университет

Защита состоится 9 октября 2007 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.256.06 при Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 1-а, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государственного университета по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.

Автореферат разослан 29 августа сентября 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Г. Д. Гриценко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена научной и практической необходимостью философско-антропологического переосмысления бытия мужского и женского в мире человека. Человеческая цивилизация в начале третьего тысячелетия переживает антропологический кризис, в котором все ее «внутренние» противоречия: демографические, производственно-технологические, экономические, социальные, политические, национальные, этические, конфессиональные, ценностные и др. сомкнулись и нашли выражение во «внешних» – экокризисе. Последний в этом контексте предстает уже не только как проблема противоречий человеческой цивилизации и природы, но и как проблема природы самого человека, в связи с чем актуализируется и проблема отчуждения двух его ипостасей: мужской и женской. В настоящее время эта проблема проявляет себя в следующих неоднозначно воспринимаемых тенденциях: сведении всего богатства отношений между полами к реализации гедонистической функции, девальвации деторождения, семьи и устойчивого брака, ранним, фактически неконтролируемым, началом половой жизни, противоречиями половой социализации, которые ставят в тупик сексологов и сексопатологов, грозят потерей обществу контроля над проявлением полового инстинкта.

Одним из факторов, провоцирующих антропологический кризис нашего времени, является продолжающееся доминирование мужской матрицы. Ее главный негативный момент в постоянном воспроизводстве архетипа «отношения к Другому» (женщине, чужому, природе) как объекту подчинения, подавления, что в связи с появлением невиданных ранее технических средств вооруженной борьбы, ставит само существование человечества под вопрос.

Возникшая вместе с возникновением человеческого рода, проблема пола заявляет о себе в наши дни: идейно-теоретически – всплеском гендерных исследований, предлагающих новую парадигму культуры и новый взгляд на всю человеческую историю; реально-практически – вполне закономерным и естественным смыканием феминистского, пацифистского и экологического движений. Парадокс заключается в том, что в странах, где женщины добились известных успехов в достижении правового, социального, экономического и политического равенства, они часто становятся также носителями свойств, репродуцируемых маскулинной матрицей. Актуальность диссертации определяется тем, что отношения между полами образуют проблемный ряд как теоретического, так и практического характера, что находит отражение в нарастании дефицита любви, тепла в межличностных отношениях даже самых близких людей: супругов, родителей и детей, братьев и сестер, в семейных ссорах и конфликтах, внутрисемейном насилии.

Повышенную актуальность данной темы обусловливает то, что биполярность и целостность, как одно из свойств бытия Универсума, находит отражение во взаимодействии мужского и женского начал и через них влияет на ментальность и духовную культуру в целом. Актуализирует философско-антропологический анализ биполярности и целостности мужского и женского драма разделенности и отчужденности их в природе Человека. Анализ развертывания этой драмы в наше время позволяет увидеть в новом ракурсе истоки, причины и вероятные пути выхода из антропологического кризиса, глубоко затронувшего и Россию: ее собственные социальные, экономические, политические и духовно-нравственные проблемы, выступающие национальным выражением этого мирового антропологического кризиса.

Обилие литературы по гендеру, проблемам маскулинности и феминности не преодолевает дефицита исследований дающих представление о целостности и универсальности «системы мужское – женское». Тема диссертационного исследования продиктована необходимостью представить проблему биполярности и целостности мужского и женского как предметную область философской рефлексии на основе интеграции фактического материала феминистских, гендерных, «мужских» исследований с использованием данных естественнонаучного, исторического, мифологического, религиозного и эзотерического знания.

Таким образом, актуализирует исследуемую тему существенная необходимость:

теоретического осмысления и описания в категориях постнеклассичекой парадигмы формы бытия мужской и женской ипостаси человека в социоантропологическом пространстве (природе – социуме – культуре);

выявления общих исторических тенденции взаимодействия мужского и женского в их биполярности и целостности и в связи с этим позитивных или негативных последствий феминизации или маскулинизации отдельных сторон социоантропологического пространства;

раскрытия механизмов влияния на человеческий мир системы «мужское – женское»;

анализа специфики биполярности и целостности мужского и женского в социоантропологическом пространстве России.

Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки постановки проблемы биполярности и целостности мужского и женского начал в истории философии следует искать в форме философской рефлексии на смежную проблематику: феномен андрогинизма, половая идентификация, дискриминация женщин в условиях патриархата, социокультурные и психологические аспекты семьи и брака. В качестве конкретной предпосылки генезиса проблемы биполярности и целостности мужского и женского в античности следует отметить философию Платона. Этапы становления андрогинанализа можно реконструировать на основе работы М. Элиаде «Мефистофель и андрогин», а также трудов психоаналитиков и аналитических психологов и философов Ф. Адлера, О. Вейнингера, З.Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга. Ими анализируются причины неоднозначности половой идентичности. Философская рефлексия феномена андрогинизма была предпринята в работах русских мыслителей: Н. Бердяева, Б. Вышеславцева, З. Гиппиус, А. Жураковского,

В. Розанова, Вл. Соловьева.

Марксистская точка зрения связывает различия между полами с различиями их экономического положения и исходит из подчиненности вопроса об установлении равенства мужчин и женщин более важному вопросу – ликвидации эксплуататорских классов. Работы, констатирующие неравное положение женщин в обществе, содержат призывы ко всем женщинам, испытывающим гнет и унижение, присоединиться к борьбе рабочего класса принадлежат: А. Бебелю, Э. Борнеману, А.Коллонтай, К. Марксу, К. Цеткин,

Ф. Энгельсу. По мнению С. де Бовуар, марксизм, упрощенно трактуя проблему пола, абсолютизирует экономические факторы и игнорирует относительную самостоятельность антропологических.

В отечественной философии советского и постсоветского периода проблема получила противоречивое освещение:

- одним из первых обращений к рассмотрению социокультурных аспектов пола в советское время можно считать работу А. Гулыги и И. Андреевой «Пол и культура» (1973), в которой утверждалось, что пол не только предмет биологии или медицины, но «социальный феномен», и предмет культуры. В области «мужских исследований» следует отметить работы

Б. Урланиса. Крупные теоретические работы принадлежат современным российским исследователям: С.Айвазовой, О. Ворониной, И. Жеребкиной,

загрузка...