Delist.ru

От постмодернизма - к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки (15.08.2007)

Автор: Добрицына Ирина Александровна

1.1. Культурный контекст 1970-80-х: осознание нестабильности мира

1.2. Архитектурный постмодернизм: основания теоретической концепции

1.3 Освоение нестандартной стратегии формообразования. Понятие «игрового диалога»

1.4. Сюжеты нестабильности в постмодернистской архитектуре. Дестабилизация целостных систем

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ И СТИЛЕВЫЕ ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ

ФОРМООБРАЗОВАНИЯВ ДЕКОНСТРУКТИВИСТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

2.1. Культурный контекст 1980-х: освоение нестабильного мира

2.2. Формирование теоретической концепции деконструктивистской архитектуры

2.3. Нестандартная стратегия формообразования. Деконструкция «текстового» объекта

2.4. Тема нестабильности в архитектуре деконструктивизма. Гротесковые приемы декомпозиции целостности

ГЛАВА 3. НЕЛИНЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА И НОВАЯ НАУКА: ОТНОШЕНИЯ

РЕЗОНАНСА

3.1. Культурный контекст 1990-х: новая формула нестабильности

3.2. Осмысление нелинейной парадигмы в архитектуре: теория «складки» – моделирование новой целостности

3.3. Путь к компьютерному формообразованию: нестабильность как способ существования «растущей» формы

3.4. Морфология нелинейности: символическая «подвижность» архитектурной формы

ГЛАВА 4. ПОИСК ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ АРХИТЕКТУРЫ,

ГЕНЕРИРУЕМОЙ КОМПЬЮТЕРОМ

4.1. Инновационное мышление в условиях дигитальной революции

4.2. Компьютерные техники и изменение представлений об объекте проектирования

4.3. Радикальное расширение парадигмы сложности в архитектуре. Форма «блоб».

4.4. Философский ракурс техники «генетического алгоритма»

4.5. Консолидирующая роль синергетического движения

ГЛАВА 5. ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ФИЛОСОФСКОГО ОПЫТА НЕОАВАНГАРДА НА СОСТОЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ

5.1. Поляризация тенденций в архитектуре

5.2. Множество «языков» архитектуры и уникальность авторского почерка

5.3. Согласование ритмов развития в архитектуре

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

Приложения

Точка зрения В.Л.Хайта прослеживается по ряду его статей, большинство которых включено в его книгу «Об архитектуре, ее истории и проблемах» (2003).

Jencks Ch. Language of Post-Modern Architecture. L. 1977; Jencks Ch. What is Post-Modernism? – L. 1986; Jencks Ch. Post-Modernism. The New Classicism in Art and Architecture. – L. 1987; Jencks Ch. The Architecture of the Jumping Universe. L. 1995; Jencks Ch. The New Moderns. From Late to Neo-Modernism. – L., 1990; Jencks Ch. The New Paradigm in Architecture. The Language of Post-Modernism. New Haven; L., 2002

Наибольшее теоретическое обоснование на Западе получил постмодернизм, что объясняется вниманием к феномену разрыва с модернизмом, желанием проникнуть в смысл нарождающихся явлений (Р.Вентури, Ч.Дженкс, Р.Стерн, Д.Порфириос, А.Пападакис, А.Росси).

Раскрытие сложной проблематики нелинейности требует ознакомления с концепциями известных ученых-физиков и представителей философии науки (Н.Моисеев, И.Пригожин, Г.Хакен, Г.Башляр). Необходимо принять во внимание основные идеи представителей научного движения синергетики Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Э.Ласло. В понимании сущности нелинейного поворота в архитектуре большое значение имеют концепты лидеров постнеклассической философской ветви (Ж.Делез, Ф.Гваттари), толкование современной философии отечественными исследователями (Я.И.Свирский, В.А.Подорога, А.А.Грицанов, М.А.Можейко, Е.Н.Гурко).

В работе используется термин формообразование как наиболее понятный и принятый, отражающий процесс становления и созидания формы в соответствии с установками культуры и с избранными концептуальными принципами. Однако он содержит оттенок нормативности и не отражает некоторые трудно уловимые изменения смысла и значения формы. Поэтому рядом с ним для описания новых течений используется термин поэтика, получивший в последней трети ХХ века ненормативный смысл и более широко отражающий способ создания произведения.

В электронном виде исходным фигурам с помощью нелинейных алгоритмов был задан режим разнообразных эволюционных изменений – повороты, наклоны, качание в различных ритмах с различной скоростью. Механизм самоорганизации, построенный на столкновении режимов поведения боксов, должен был вывести систему на неожиданные случайные изменения. Техника позволила проследить множество едва уловимых движений и выбрать подходящий вариант для воплощения в реальности. Так возник язык «кусковатых» форм, отсылающих воображение к эстетике непостижимых энергий коловращения пластов земной коры.

загрузка...