Социальная философия всеединства конца XIX - начала XX вв. в России (15.08.2007)
Автор: Амелина Елена Михайловна
Характеризуя метафизическую сторону общественного идеала философии всеединства, следует назвать его софийным. Онтологический идеал мыслителей – София. Это вечная женственность, воспринимающая от Бога образец абсолютного совершенства, это и «вечный предмет», «живой идеал» Божьей любви. Одни философы относили Софию всецело к области трансцендентного (Е.Трубецкой), другие видели в Софии субстанцию всего становящегося (С.Булгаков). Но все усматривали в её женской природе особую эстетическую прелесть и красоту. Софийные, женственно-пассивные черты проявились и в общественном идеале мыслителей. Он интегрировал культурные ценности русского народа, но оказался созерцательным. Теоретические рассуждения философов, несмотря на неоднократные утверждения о необходимости учета конкретной реальности, ставили своей целью не столько изучение реальных данных действительности, связанных с поведением конкретных групп и масс людей, сколько обращались к «сверхприродному» и «сверхпространственному» бытию. В политическом плане последователи В.Соловьева являлись выразителями либерально-консервативных настроений. Желая подняться над борющимися в России политическими силами - «правыми» и «левыми», они исповедовали идею мирного обновления общества. Однако при отсутствии развитого института частной собственности, цивилизованного рынка, укорененных принципов правового государства и соответствующих ему социальных институтов их либерально-консервативным идеалам не суждено было сбыться. Они оказались одиноки в политической жизни России, а их взгляды не востребованы. В конце параграфа делается вывод о том, что общественный идеал в философии всеединства – это сложное структурированное целое, в котором существенную роль, наряду с религиозным, играет светский элемент. Его цель связывалась с достижением такого общественного строя, в котором были бы реализованы гармонические отношения, исключающие крайности как обезличивающего коллективизма, так и эгоистического индивидуализма. Во втором параграфе «Культурно-историческое значение общественного идеала русских религиозных философов» отмечается, что и критики, и последователи В.Соловьева сходились на том, что непреходящее значение его общественного идеала связано, в первую очередь, с идеей положительного всеединства. Об этом писали Б.Н.Чичерин, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков. Правда В.Соловьева в том, отмечал Е.Трубецкой, что он совершенно правильно «прозрел ту магию всеединства», которая составляет безусловное содеражание и конечную цель мирового процесса. Правовед и философ П.Н.Новгородцев ставил в заслугу В.Соловьеву то, что в представлениях о будущем обществе он сумел подчеркнуть нравственную задачу права. Н.Бердяев и Вяч.Иванов видели положительную сторону идеала В.Соловьева в его универсализме и вселенскости, противостоящих узконационалистическим и узкоклассовым интересам. Идеалы В.Соловьева послужили отправной точкой формирования целой плеяды его последователей (Е.Трубецкой, С.Булгков, С.Франк и др.), осовобождавших его взгляды от хилиастических черт, а также способствовали формированию самобытной школы философии права в России (П.Новгородцев, И.Ильин, Б.Вышеслвацев). Большое значение имеет то, что, исходя из методологии «всеединого» знания, философы критически переосмыслили «отвлеченные», односторонние подходы в понимании общественного идеала. Они указывали на несостоятельность внеисторического подхода к социальной действительности, предостерегали против превращения тех или иных форм собственности или социального устройства в «идолов», выступали против «тирании идей» - выработки искусственных схем насильственно навязываемых обществу. Значение общественного идеала русских мыслителей состоит также в том, что в нём разрабатывалась идея важнейшей роли духовного фактора в общественном развитии. Эта работа осуществлялась в начале ХХ века в России, в период господства позитивизма и экономического детерминизма и параллельно с современным им обществознанием (неокантианство, Макс Вебер). Философы подчеркивали, что духовный фактор является самостоятельной побудительной силой исторического развития, не сводимой окончательно к причинам экономическим или каким-либо другим. В настоящее время идея положительного всеединства, понимаемая как идея свободного синтеза различных культур, признающая самоценность отдельных социальных субъектов (государств, народов, личностей) важна в постановке и решении тех проблем, которые принято называть глобальными. Созвучна современности и мысль философов о том, что общественный прогресс должен сопровождаться сохранением и бережным отношением к традициям. Актуально звучат идеи В.Соловьева и его последователей в свете углубляющегося в мире процесса кризиса социальности, проявлениями которого являются дезинтеграция общества, крайняя степень психосоциальной изоляции и ослабление тех связей, которые в социальной науке принято называть «взаимодействием». Увидев тенденцию к атомизации общественной жизни ещё в конце ХIХ века, философы всеединства выявили роль и значение метафизических идеалов и ценностей, на базе которых единичное и общее, индивидуальное и социальное могут свободно объединиться. Развитые в русле отечественных культурных традиций и нацеленные на консолидацию общества идеалы русских мыслителей востребованы и сегодня. Все чаще российские исследователи высказывают мысль о необходимости возрождения для общественного сознания понятий священного, должного, нравственно абсолютного. Значение общественного идеала философов связано также с разработкой его экологической составляющей. Ими была поставлена проблема гармонического взаимоотношения человека и природы задолго до возникновения экологической проблематики и образования партий «зелёных». Философы указывали на обязанности человека относительно природы и видели цель труда по отношению к материальной природе в «одухотворении вещественного». Большое историческое значение для России имеет стремление мыслителей философски сформулировать и обосновать центристскую, связанную с мировой философской культурой совокупность идей, интегрирующих общество и задающую ему примиряющую, консолидирующую и созидательную направленность развития. В условиях предреволюционной России, при наличии двух полярных, яростно противоборствующих сил эти идеи не могли реализоваться. Современные российские политологи и философы, также как и русские мыслители рубежа ХIХ –ХХ вв., все больше склоняются к мысли, что будущее России должно быть свободно от тех или иных идеологических приоритетов. Цель общества заключается не в утверждение тех или иных идеологических «измов», не в отстаивании только общественной или только частной собственности. Главная цель – достижение социальной защищенности человека, эффективного производства, достойного уровня жизни, включающего и материальный и духовный компоненты. Современная историческая практика доказала, что в новую эпоху человечество не обрело мира и подлинного единства. ХХ столетие оказалось столетием истребительных войн и потрясений. Начало ХХI века ознаменовалось нарастанием локальных войн и кризисов. Та «дурная» множественность и раздробленность, о которой писали русские философы обнаружила тенденцию к нарастанию. В то же время отдельные государства и надгосударственные структуры стали стремиться к единоличному установлению нового мирового порядка. В этих условиях ещё яснее обнаруживает себя непреходящая значимость идеала свободного духовного единения человечества, сочетающего «высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности». В заключении подводятся основные итоги исследования и излагаются основные выводы, вытекающие из содержания диссертационной работы. По теме диссертации опубликованы следующие работы: Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл.Соловьева к С.Л.Франку). М., Издатель Е.Разумова. 2000. – 15,6 п.л. – Монография. Амелина Е.М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии ХIХ – ХХ вв. Калуга, ИД «Эйдос». 2004. – 20,9 п.л. – Монография. Амелина Е.М. Социалистический идеал: классовая ненависть или гуманизм? // Общественные науки. 1990, № 1. - 0,6 п.л. Амелина Е.М. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1992, № 2. - 0,5 п.л. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии ХХ века // Общественные науки и современность. 1997. № 3. - 0,6 п.л. Амелина Е.М. Социально-политические взгляды С.Л.Франка // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 5. - 1,2 п.л. Амелина Е.М. Проблема общественного прогресса в русской религиозной философии начала ХХ века // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4. - 1,2 п.л. Амелина Е.М. Понятие общественного идеала и его структура // Диалектика социального познания. М., МГУ. 1979. - 0,5 п.л. Амелина Е.М. Регулятивная функция общественного идеала // Проблемы социальной регуляции. М., Институт философии АН СССР. 1982. - 0,3 п.л. Амелина Е.М. Несостоятельность анархистского идеала М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина в свете исторического материализма // Теория революции. История и современность (Под редакцией М.Я.Ковальзона). М., МГУ. 1984. - 0,7 п.л. Амелина Е.М. Идеал как категория марксистско-ленинской философии // Специфика философского знания и общественная практика. Вып. I. М., Институт философии АН СССР. 1986. - 0,3 п.л.. Амелина Е.М. Владимир Соловьев. Теократическая концепция // Социально-политический журнал. 1993. № 7. - 0,4 п.л. Амелина Е.М. Проблема самоотречения России в общественном идеале Владимира Соловьева // Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии. Челябинск, Челябинский государственный институт искусства и культуры. – 1993. - 0,3 п.л. Амелина Е.М. П.А.Флоренский: проблема общественного идеала // Социально-политический журнал. – 1994. №9-10. - 0,9 п.л. Амелина Е.М. Идеал общественный // Русская философия: Словарь. (Под общ. ред. М.А.Маслина). М., Республика. 1995. - 0,2 п.л. Амелина Е.М. Христианский социализм С.Н.Булгакова // Социально-политический журнал. 1995. № 2. - 0,8 п.л. Амелина Е.М. Проблема общественного идеала в творчестве Е.Н.Трубецкого // Социально-политический журнал. 1995. № 5. - 1,3 п.л. Амелина Е.М. Победоносцев К. П. // Русская философия: Словарь. (Под общ. ред. М.А.Маслина). М., Республика. 1995. - 0,1 п.л. Амелина Е.М. Критика гуманизма в русской философии в конце ХIХ – начале ХХ века // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., Гнозис, 1997. - 0,5 п.л. Амелина Е.М. Критика гуманизма в русской философии начала ХХ века и современность // Философская мысль в России: традиции и современность. Человек – Философия - Гуманизм: Материалы Первого Российского философского конгресса. Т.2. СПб., Изд-во С.-П. Университета. 1997. - 0,1 п.л.. Амелина Е.М. Критика социального утопизма русскими религиозными философами начала ХХ в. // Социальная философия и философия политики. ХХI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.). Т.2, ч.1. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. - 0,1 п.л. Амелина Е.М. Духовные основы общества и общественного развития // Русская философия и универсализм. МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 12.05.1999. ИНИОН РАН. № 54594. - 1,9 п.л. Амелина Е.М. Женская природа общественного идеала в философии всеединства // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14-17 ноября 2001 г.). М., ЭкоПресс. 2001. - 0,2 п.л. Амелина Е.М. Культурно-историческое значение общественного идеала в философии всеединства // Философия и социально-политическое знание. М., МГУ. 2003. - 0,2 п.л. Амелина Е.М. Проблема общественного идеала у Вл.Соловьева и классиков идеализма: общее и особенное // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Вып. 8. Иваново, ИГЭУ. 2004. - 1,9 п.л. Амелина Е.М. Общественный идеал С.Н.Булгакова в западноевропейском философском контексте // Русское богословие в европейском контексте: С.Н.Булгаков и западная религиозно-философская мысль. (Под редакцией В.Н. Поруса). М., ББИ. 2005. - 0,5 п.л. Амелина Е.М. От теократии к «демотии» (эволюция общественного идеала от Вл.Соловьева к Л.Карсавину) // Философия и будущее цивилизации. Материалы IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Том 2. М. 2005. - 0,1 п.л. Амелина Е.М. Идея теократии в философско-богословском наследии П.А.Флоренского // На пути к синтетическому единству европейской культуры. Философско-богословское наследие П.А.Флоренского. (Под редакцией В.Н. Поруса). М., ББИ. 2006. - 0,4 п.л. АМЕЛИНА Елена Михайловна СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА |