Delist.ru

Социальная философия всеединства конца XIX - начала XX вв. в России (15.08.2007)

Автор: Амелина Елена Михайловна

АМЕЛИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ. В РОССИИ

Специальность: 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Иваново – 2007

Работа выполнена в Ивановском государственном университете

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Портнов Александр Николаевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Максимов Михаил Викторович

Ивановский государственный энергетический

университет им. В. И. Ленина

доктор философских наук, профессор

Шаповалов Виктор Федорович

Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

доктор философских наук, профессор

Митрошенков Олег Александрович

Московский городской университет управления

Правительства Москвы

Ведущая организация: Марийский государственный технический университет

Защита состоится « 2 » ноября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025 г. Иваново, ул. Ермака 39, ауд. 459

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета

Автореферат разослан « 9 » июля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Смирнов Д.Г.

Введение

Актуальность темы исследования. Современное социально-философское знание переживает непростое время поиска. Ещё недавно привычные стереотипы анализа общественных явлений испытывают период трансформации. Непререкаемая ранее матрица рассмотрения любого явления сквозь призму единственного доминирующего учения подвергается переосмыслению, что порождает потребность в разработке синтезирующего знания о социальной действительности. В этой ситуации правомерно оглянуться назад, обратиться к социально-философским взглядам тех мыслителей, которые выдвигали идею синтеза в качестве методологической основы своих взглядов и стремились преодолеть узкие рамки таких подходов к действительности, которые не отражали конкретной целостности бытия. Речь идет о русской философии всеединства конца ХIХ – начала ХХ вв.

В последнее десятилетие русская философия всеединства (В.С.Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин) стала предметом анализа многочисленных исследователей. И хотя изучению представлений каждого из мыслителей посвящено большое количество публикаций, но работы, в которой специально было бы предпринято целостное исследование их социально-философских взглядов нет. Осуществление такого исследования представляется актуальной задачей. Оно позволит уточнить наши представления о процессе эволюции социальной философии в России и в Европе, расширить знания о том философском направлении, к которому принадлежали мыслители, уяснить его место в истории отечественной и мировой философской мысли, способствовать воссозданию объективной картины жизни русского общества на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Не будет преувеличением сказать, что русская философия во многом созвучна нашему времени. Она не была замкнутой, изолированной от действительности системой знаний. Высказанные в ее рамках идеи возникали в ответ на наиболее насущные философские проблемы и злободневные вопросы общественной жизни. К ним относятся: проблема прогрессивного развития общества; проблема места человека в обществе; проблема поиска средств достижения социально справедливого общественного устройства; проблема роли государства в социальной жизни и т. д. В современный период продолжающихся сложных процессов реформирования страны, связанных с поиском оптимальных путей ее развития, весьма актуальной является задача изучения исторически прошедших и теоретически возможных моделей общественного развития и их идейных оснований, в том числе разрабатывавшихся в рамках русской религиозно-философской традиции. На рубеже веков В.С.Соловьев и его последователи искали возможные варианты развития страны, избегая в них крайностей капитализма и социализма. Они хотели найти пути эволюции, которые были бы органичны России, адекватны культуре народа и его духовным ценностям, учитывали особенности российского менталитета.

Социально-философские представления В.Соловьева и его последователей могут быть востребованы современным гуманитарным знанием не просто как одна из страниц прошлого, а как эвристически ценный опыт создания оригинального и согласованного учения об обществе, человеке и содержании исторического процесса. Одними из первых русские мыслители осознали неудовлетворительность позитивистской и марксистской парадигмы социального познания и разработали особую, методологически плодотворную программу социального исследования. Они вступили на путь создания целостного, интегрального мировоззрения, стремившегося создать «всеединую» картину мира и социальной действительности. Анализируя общественное бытие в неразрывной слитности идеальных и материальных компонентов, отечественные философы раскрыли активную роль свободной деятельности человека и значение идеала в общественном развитии.

Для современного философа актуальным представляется их интерес к ценностной стороне социальной реальности, к рассмотрению истории как сложного, неоднозначного и альтернативного процесса, в котором присутствуют особые ритмы и периоды развития, определяемые духовными потребностями эпохи. Философия всеединства, будучи ориентирована на поиск высших этических оснований бытия человека и общества, в современных условиях вполне может служить методологической основой критики постмодернистских теорий, нацеленных на «деконструкцию» статуса традиционных ценностей.

Сегодня, также как и на рубеже ХIХ-ХХ веков российское общество борется с терроризмом, ростом преступности, дезинтеграцией, девальвацией нравственных ценностей и стремится к духовному единству. Отечественные мыслители были убеждены в том, что ценности и идеалы являются важным и самостоятельным фактором общественного развития и подчёркивали их особую роль в жизни русского народа. Они выдвигали такую систему нравственных координат, которая была нацелена на идеалы свободы, единства, взаимопомощи, солидарности, честного труда, патриотизма, служения и ответственности. Их подходы к общественному развитию противостояли идеям нравственного релятивизма и ставили своей целью придать российскому обществу созидательную и конструктивную направленность развития. В этой связи актуальным представляется анализ тех взглядов отечественных философов, которые были связаны с проблемой духовной консолидации общества.

Современное общество переживает сложную духовную ситуацию. Она, как отмечают отечественные исследователи, характеризуется ростом процессов отчуждения, нарастанием нигилистических настроений, потерей жизненных ориентиров и системы ценностных координат, гнетущим чувством смыслоутраты, когда человеку не с чем себя соотнести и не во что верить. В условиях дезориентации и атомизации общества, выражающихся в утрате социальных связей, кризисе общения, нарастании психосоциальной изоляции и т.д., актуальным представляется обращение к тем социально-философским концепциям, в которых на основе непреходящих идеалов и ценностей, ставилась проблема поиска и обретения смысла жизни личностью, народом, государством и человечеством в целом. Именно к такому типу философствования относились взгляды В.Соловьева и его последователей, выдвигавших во главу угла при анализе любых вопросов – экономических, социальных, политических – идеи священного, должного, нравственно абсолютного.

Изучение социально-философских взглядов отечественных мыслителей актуально, так как в рамках их мировоззрения была предпринята попытка осмысления тех вопросов, которые ныне принято называть глобальными. Они анализировали кризисные тенденции мирового развития связанные с бесчеловечной международной имперской политикой; обличали варварскую эксплуатацию человека; подвергали критике упрощенные социальные проекты; размышляли над задачами научно-технического прогресса и ставили вопрос о гармоничном взаимодействии общества и природы. В рамках отечественной религиозной философии исследовался вопрос о возможных гармонических формах интеграции человечества, способствующих культурному процветанию и развитию стран, народов и цивилизаций. Анализ этих представлений является важной и своевременной задачей.

Актуальность анализа социально-философских взглядов русских мыслителей важна еще и потому, что в ряде современных философских и социально-философских публикаций, в той или иной форме возрождается, имевшее место в философии всеединства, стремление соединить светские и религиозные подходы к анализу социальной действительности. Некоторые современные авторы или полностью соглашаются с такой возможностью или допускают в своих работах элементы подобного синтеза. Эта тенденция возобновилась в постсоветское время в связи с появлением возможности открыто выражать свои взгляды. Обращение к философии В.Соловьева и его последователей поможет раскрыть предысторию современных попыток осуществить подобное синтезирующее знание.

Объект исследования. В диссертации исследуется творческое наследие представителей русской религиозной философской мысли, сформировавшейся на рубеже ХIХ-ХХ веков, так называемой философии всеединства, чьим родоначальником в России явился В.С.Соловьев (1853-1900). Объект исследования – философские взгляды В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина.

загрузка...