Delist.ru

Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности России (опыт ретроспективного анализа и теоретико-правового моделирования) (15.08.2007)

Автор: Александров Роман Алексеевич

В четвертой главе – «Нормативно-правовые основы государственного противодействия наркобизнесу в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития» – выделены параграфы: «Наркобизнес как объект комплексного (межотраслевого) нормативно-правового противодействия» (§1); «Проблема криминализации наркобизнеса в законодательстве Российской Федерации» (§2); «Юридическая ответственность участников наркобизнеса: вопросы нормативного установления и реализации» (§3); «Нормативно-правовые и организационные аспекты противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ в условиях экономической глобализации» (§4).

В отечественной юридической науке, при рассмотрении вопросов, связанных с противодействием наркобизнесу, традиционно акцентируется внимание на уголовно-правовом аспекте. Это объясняется, высокой степенью общественной опасности этого вида антисоциальной деятельности. Отмечая объективность дифферента в пользу уголовно-правовой сферы, диссертант указывает на то, что сложная структура и полиобъектный характер накркобизнеса, а также принцип комплексности противодействия данному источнику угроз национальной безопасности предполагают, что этот деструктивный для интересов личности, общества и государства феномен должен рассматриваться в качестве объекта комплексного (межотраслевого) нормативно-правового противодействия. Такой подход предполагает правовое противодействие по всему спектру направлений, отражающих отраслевую градацию национальной правовой системы. При этом комплексность нормативно-правового противодействия, безусловно, предполагает наличие неких общих, координирующих правовых основ, которые позволяют избежать аномии, коллизионности, дисфункциональности, и, как следствие, недостаточной эффективности нормативно-правового противодействия наркобизнесу как системному явлению, а также его отдельным проявлениям. Основываясь на вышеизложенной посылке, соискатель наряду с уголовно-правовой, исследует также административно-правовую и гражданско-правовую области нормативного противодействия наркобизнесу.

Анализ действующего российского законодательства, позволил диссертанту определить специфику административно-правового противодействия по двум направлениям. Первое направление носит организационно-управленческий аспект и обусловливается сутью административного права как системы норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В рамках этого аспекта административно-правовое противодействие проявлениям наркобизнеса осуществляется путем нормативного регламентирования отдельных видов управленческой деятельности, установления административно-правового статуса государственных органов призванных осуществлять контроль за оборотом наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, оказывать противодействие незаконному обороту этих веществ. В этой связи, анализируется Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Второе направление административно-правового противодействия связывается с юридической формализацией соответствующих деяний в качестве административно-правового деликта, т.е. в качестве правонарушения, не достигшего степени общественной опасности характеризующей преступление. Эти противоправные явления не являются прямыми проявлениями наркобизнеса, они находятся в определенной зависимости от этого системного общественно опасного явления и являются так называемыми «сопутствующими» правонарушениями. К их числу в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст. 6.8.) и потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9.).

Специфика гражданско-правового противодействие наркобизнесу, определяется особенностями гражданского права как системы норм направленных на регулирование имущественных и некоторых связанных с ними неимущественных отношений на основании принципа автономии воли субъектов. Особое значение гражданско-правового противодействия наркобизнесу определяется сущностью наркобизнеса как незаконного предпринимательства. В этой связи акцентируется внимание на формах гражданско-правового противодействия наркобизнесу, закрепленных в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». В частности это такие меры как, например, «ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ» (ст. 51); «ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ» (ст. 52).

Далее соискатель отмечает, что высокая степень общественной опасности наркобизнеса предопределяет тенденцию криминализации целого ряда ее конкретных праксиологических проявлений (деятельностных форм выражения). Эти отдельные проявления наркобизнеса как системного явления, увязанные в общность на основании предмета как источника опасности, законодатель относит к преступлениям, т.е. к виновно совершенным общественно опасным деяниям, запрещенным уголовным законом, под угрозой наказания. На сегодняшний день криминализированы деятельностные формы проявления наркобизнеса указанные в рамках главы 25 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (Ст. ст. 228 – 233). Вместе с тем эти явления не характеризуют наркобизнес как системное явление – целенаправленную деятельность (производство и экономическое распределение), направленную на систематическое извлечение прибыли и наносящую при этом ущерб интересам личности, общества и государства. Указанные составы не дают возможности квалифицировать деятельность как наркобизнес, т.к. в них отсутствует такой элемент объективной стороны как организационное единство, организованность участников. Это в свою очередь предполагает: наличие преступного сообщества (организации), специализирующейся на незаконных операциях с наркотиками и имеющего межрегиональные или международные связи (Ст. 210, 228, 188); наличие коррумпированных связей в органах государственной власти и управления (Ст. ст. 290 - 291); наличие системы легализации (отмывания) денежных средств, полученных от незаконных операций с наркотиками (Ст. 174, 1741). Эти юридически формализованные составы в своей совокупности характеризуют признак организационного единства наркобизнеса, но они распределены по разным главам Кодекса, и каждый выполняет самостоятельную квалифицирующую функцию. Вместе с тем наркобизнес представляет собой единую систему противозаконной деятельности, элементы которой существуют не обособленно друг от друга, а взаимообусловленно. Кроме того важна целевая установка участников на систематическое извлечение прибыли, что является одним из факторов повышающих степень угрозы исходящей от этого вида общественно опасной деятельности. Угроза, исходящая от наркобизнеса намного превышает общественную опасность предусмотренных Уголовным кодексом РФ преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а также с рядом иных сопутствующих преступных деяний. Объектом наркобизнеса выступают не просто физическое здоровье населения и нравственные устои, под угрозу ставится состояние национальной безопасности. Вышеизложенное позволило соискателю прийти к выводу о целесообразности юридической формализации наркобизнеса в качестве самостоятельного состава преступления. При этом соответствующая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, должна располагаться не в главе 25 – «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» – где находятся статьи 228 – 233, а в главе 24 – «Преступления против общественной безопасности».

Дефинитивная юридическая формализация наркобизнеса в рамках уголовного закона, должна составлять основу, эталон понимания этого явления в контексте иных отраслей. Но при этом реализация охранительной функции права всегда будет осуществляться в соответствии с отраслевой спецификой, обусловленной предметом и методом правового регулирования. Диссертант констатирует, что важнейшим условием законодательной криминализации общественно опасных деяний, является нормативное установление конкретных мер юридической ответственности. Меры юридической ответственности за наркобизнес также обусловлены отраслевой спецификой. В соответствии с выделенным в рамках диссертационного исследования отраслевым инструментарием противодействия наркобизнесу, можно выделить уголовно-правовую, административно-правовую и гражданско-правовую ответственность. Но при более общей градации на основе такого критерия как метод правового регулирования, юридическая ответственность подразделяется на публичноправовую (уголовную или административную) и частноправовую (гражданско-правовую). При этом диссертант отмечает, что полиобъектная направленность наркобизнеса как явления представляющего угрозу частным и публичным интересам, предопределяет необходимость комплексного применения мер ответственности публично- и частноправового характера. Кроме того, принципом уголовной ответственности, по российскому законодательству является принцип индивидуализации наказания. Наказание, как мера уголовной ответственности и форма ее реализации может применяться лишь к физическим лицам, т.е. к индивидуальным субъектам права. В этой связи также весьма важно комплексное сочетание мер уголовно-правовой ответственности с мерами гражданско-правовой ответственности, которая предполагает воздействие и на коллективные субъекты.

Далее, диссертант указывает на то, что наряду с внутренней сферой государственно-правового противодействия наркобизнесу, следует выделять сферу внешнего противодействия. В соответствии с положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации наркобизнес рассматривается как источник внутренней и внешней угрозы. Экономический характер этого явления предопределяет существенное повышение степени его опасности в условиях экономической глобализации. Положительным фактором в условиях глобализации является «экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно и к устойчивому экономическому росту». Этот же фактор, влияет и на развитие наркобизнеса. Глобализация легальной экономики неизменно влечет за собой и глобализационные процессы в сфере теневой экономики.

Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. В настоящее время более 50% наркотических веществ поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой, прежде всего, из центрально-азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Тайланд, Афганистан и другие страны – производители наркотических веществ. В этой связи в Концепции национальной безопасности Российской Федерации акцентируется внимание на том, что сегодня объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по такой проблеме международной безопасности, как борьба с международным наркобизнесом.

Глобализация наркобизнеса, объективно обуславливает и интеграцию систем государственно-правового противодействия этому явлению. Эта тенденция – частное проявление глобализации как процесса «трансформации государственно-правовых, политических, экономических, хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геостратегической реальности».

Отправным правовым началом при объединении усилий государств в сфере противодействия международному наркобизнесу следует считать Шанхайскую комиссию 1909 года. 13 государств приняли 9 резолюций, ограничивающих потребление и оборот наркотических средств. В 1912 году в Гаване была подписана первая международная конвенция, в рамках которой запрещался оборот опиума. В период с 1925 по 1953 годы также был принят ряд международных актов, направленных на противодействие наркобизнесу и ограничение потребительской сферы: Женевская международная конвенция по запрещению опиума (1925 г.); Женевская международная конвенция об ограничении и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.); Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936). В 1946 году сформирован первый международный институт, функционально предназначенный оказывать противодействие наркобизнесу – Комиссия ООН по наркотическим средствам. Несколько позднее, были подписаны международные документы, определяющие сегодня вектор развития национальных государственно-правовых механизмов противодействия наркобизнесу – Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.) (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г.), Конвенция о психотропных веществах (1971 г.), Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме вышеперечисленных актов нормативно-правовые и организационные основы противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ в условиях экономической глобализации, устанавливаются соглашениями между государствами. Это определяется необходимостью адаптации основополагающих начал к конкретным условиям межгосударственного взаимодействия наркобизнесу. В этой связи Российской Федерацией заключены двусторонние соглашения с Кубой, с Аргентиной, с Узбекистаном, со Словацкой Республикой, с Туркменистаном, Ирландией, Республикой Нигерия, Королевством Камбоджа, Социалистической Республикой Вьетнам, Украиной, Республикой Казахстан, Белоруссией, Коста-Рикой, Боливией. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. №836 одобрено Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Российской Федерацией был заключен еще целый ряд международных соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами. К их числу относятся: Соглашение между МВД России и МВД Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 11 сентября 1993 г.; Соглашение между МВД России и МВД Туркменистана в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств от 18 мая 1995г. Несмотря на объективно складывающуюся тенденцию интеграции национальных систем противодействия наркобизнесу, нормативные основы этого противодействия закрепляют в основном общие положения. Они в основном ориентированы на обмен информацией и периодическое проведение встреч представителей министерств и ведомств, работающих по линии пресечения незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем необходимо установление общих задач, принципов содействия друг другу в области проведения мероприятий по выявлению и пресечению каналов транзита наркотиков.

В этой связи в качестве положительного опыта межгосударственного правотворчества в сфере противодействия наркобизнесу диссертант приводит соглашений между геостратегическими партнерами в этой области – государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. В целях координации совместных усилий по противодействию наркобизнесу в 1992 г. в Киеве было подписано Соглашение о сотрудничестве МВД Азербайджанской Республики, Республики Армения, Беларусь, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонской Республики о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данное соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией; проведение по запросам одной из сторон, подписавших соглашение, оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в т.ч. – осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, имеющих международные связи; осуществление согласованных мероприятий по перекрытию каналов транзита наркотиков, в том числе – проведение контролируемых поставок; оказание взаимной помощи в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных от незаконных операций с наркотиками; взаимодействие в сфере контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров и ряд других мер.

Анализ нормативно-правовых и организационных основ противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ в условиях экономической глобализации, позволил диссертанту констатировать наличие параллельной интеграционной тенденции в области противодействия наркобизнесу. На фоне трансформации национальных политико-правовых систем усматривается устойчивая и в достаточной степени рельефно проявляющая себя тенденция к формированию наднациональной системы противодействия наркобизнесу. В качестве аргументов подтверждающих высказанный тезис следует рассматривать следующие обстоятельства: 1) формирование межгосударственной политико-правовой идеологии, в основе которой лежит понимание наркобизнеса как полиобъектного источника угрозы национальной безопасности, степень опасности которого существенным образом повышается в условиях глобализационных процессов; 2) формирование наднациональных правовых основ противодействия наркобизнесу; 3) становление наднациональных институтов политико-правового противодействия наркобизнесу как источнику угроз национальной и международной безопасности; 4) международная политико-правовая практика в сфере противодействия наркобизнесу, включающая правоотношения, правоприменительную, правотворческую и иные виды деятельности.

В заключение диссертации формулируются основные выводы и положения обобщающего характера, а также определяются перспективные направления исследований в области теоретико-правового моделирования, формирования концептуально-правовых основ и программных установок, связанных с совершенствованием государственно-правового механизма противодействия наркобизнесу.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих опубликованных работах автора:

Монографии:

1. Проблемы противодействия наркобизнесу в Российской Федерации. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 9,3 п.л.

2. Наркобизнес-угроза национальной безопасности России. М.: Nota Bene, 2006. 11,5 п.л.

Научные статьи.

3. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в России // Российский следователь. № 3. 2002. 1,2 п.л.

4. Государственная безопасность и вопросы совершенствования российского законодательства. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2005. № 4. (28 - 2). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 1 п.л.

5. Некоторые вопросы становления общей теории государственной безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2005. № 4. (28 – 2). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 0,7 п.л.

6. Система национальной безопасности России: понятие, структура, нормативно-правовые основы функционирования. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2005. № 4. (28 - 2). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 1,1 п.л.

7. Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в России как направление обеспечения национальной безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2006. № 4. (32). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. 0,9 п.л.

8. Проблема интерпретации феномена национальной безопасности в юридической науке и политико-правовой практике. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2006. № 4. (32). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. 0,7 п.л.

9. Состояние незаконного оборота наркотиков в России. «Российский следователь» № 1, 2006. 0,4 п.л.

10. Наркобизнес и национальная безопасность России. «Российский следователь» № 2, 2006. 0,5 п.л.

11. О современном состоянии законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности. «Российский следователь» № 4, 2006. 0,8 п.л.

12. Обеспечение национальной безопасности в средневековой Руси // «История государства и права», №10, 2006 г. 0,3 п.л.

13. Правовые аспекты противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ // «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», № 3 (31) 2006. 0,9 п.л.

14. О месте наркобизнеса в уголовном праве России. // «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», № 3 (31) 2006. 0,6 п.л.

15. К вопросу об определении категориального статуса наркобизнеса // Вестник Московского университета МВД России, № 4, 2007. 0.2 п.л.

16. Основные угрозы национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России, № 3, 2007. 0,2 п.л.

17. Становление и развитие уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в СССР в 20-30-е годы ХХ века // «История государства и права», № 6, 2007. 0,3 п.л.

18. Уголовно-правовые проблемы противодействия наркобизнесу в России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 3 – 4 октября 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2001. (в соавторстве) 0,1 (0,05) п.л.

19. Наркоситуация в России в 1998 – 2000 гг. и отражение проблем, связанных с наркотизмом и наркопреступностью в российской прессе // Наркотики и пресса в России. 1998 – 2000 гг. / Под ред. К.С. Кузьминых. СПб., 2001. (в соавторстве) 2,75 (1,4) п.л.

20. Проблемы квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых организованными преступными группами, по ст. 210 УК РФ // МВД России – 200 лет: история и перспективы развития. Тезисы докладов на научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20 – 21 сентября 2002 г. Ч.II / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2002. 0,2 п.л.

21. Вопросы уголовно-правового противодействия наркобизнесу // Практика взаимодействия ОВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области с государственными и общественными организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Материалы научно-практического семинара. Информационный бюллетень № 15. Специальный выпуск. СПб.: ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2002. 0,3 п.л.

22. Концепция государственного суверенитета (социально-политическая и идейно-теоретические истоки) // Государственность и ее обеспечение в России. Сборник научных трудов / под общ. ред. И.Ф. Покровского и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2003. (в соавторстве) 0,5 (0,25) п.л.

23. Некоторые аспекты национальной безопасности России в контексте реформационных преобразований // Гражданское общество и правопорядок: история, теория и практика. Сборник научных трудов / под общ. ред. В.М. Боера и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.

загрузка...