Delist.ru

Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности России (опыт ретроспективного анализа и теоретико-правового моделирования) (15.08.2007)

Автор: Александров Роман Алексеевич

Первое направление связано с исследованием вопросов формирования и эволюции системы обеспечения внутренней и внешней безопасности России. В этой связи особо следует отметить работы таких авторов как Н.Н. Арзамаскин, П.Г. Белов, О.А. Бельков, А.И. Васильев, А.В. Возжеников, Б.Н. Габричидзе, А.П. Герасимов, Х.С. Гуцериев, С.В. Дьяков, Р.Ф. Идрисов, Р.Ф. Исмагилов, Н.Д. Казаков, В.А. Каламанов, Н.П. Колотков, С.А. Комаров, Н.А. Косолапов, И.А. Лазарев, В.Н. Лопатин, П.И. Матросов, В.С. Пирумов, А.И. Подберезкин, В.Л.,Райгородский, М.И. Рыхтик, В.П. Сальников, В.С. Сенчагов, Э.И. Скакунов, С.В. Степашин, Н.А. Ушаков, Е.А. Ходаковский, Л.И. Шершнев, А.Ю. Шумилов и др.

Второе направление, по которому осуществлялась разработка обозначенной тематики, связано с исследованием вопросов производства, оборота, потребления наркотических средств. Этим проблемным аспектом феномена «наркобизнес» посвящены исследования Ю.Н. Аргуновой, В.Д. Арсеньева, Р.С. Белкина, Т.А. Боголюбовой, В.П. Божьевым, В.С. Бурдановой, В.И. Брылева, А.А. Васецова, А.И. Винберга, А.А. Габиани, В.В. Голубева, В.Д. Грабовского, А.И. Гурова, А.С. Джандиери, Г.Н. Драганова, Г.Г. Зуйкова, Б.Ф. Калачева, М.К. Каминской, А.Н. Колесниченко, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, В.Б. Малинина, А.А. Майорова, В.Г. Наймушина, И.Л. Николаевой, Л.П. Николаевой, С.А. Новоселова, В.А. Образцова, Н.Б. Опарина, Ф.Н. Фаткуллина, Н.Г. Шурухнова и др.

Несмотря на множество работ, посвященных исследованию феномена «наркобизнес», следует констатировать, что в большинстве исследований рассматриваются отдельные вопросы противодействия наркобизнесу в контексте отраслевых проблем, прежде всего в рамках уголовного права и криминологии. В достаточной степени редки сегодня исследования межотраслевого характера. Вплоть до настоящего времени не проводилось серьезных комплексных исследований историко- и теоретико-правового характера посвященных собственно проблеме наркобизнеса , где данный феномен рассматривался бы не через призму отдельных правонарушений, а в качестве исторически эволюционирующего полиобъектного источника угроз национальной безопасности России.

Отмечая достаточно высокую степень научной разработанности отдельных аспектов проблематики, обозначенной темой диссертационного исследования, следует указать и на то, что вплоть до настоящего времени в юридической литературе отсутствуют работы, историко-правового плана, специально посвященные исследованию наркобизнеса как антисоциальной экономической деятельности, включающей производство и экономический оборот наркотических средств, обусловленной потребительским спросом и направленной на систематическое извлечение прибыли. Отсутствуют специальные исследования историко-правового плана, в рамках которых анализируется генезис и развитие государственно-правового механизма противодействия наркобизнесу.

Именно эти мало освященные в современном правоведении аспекты охватываются темой «Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности России (опыт ретроспективного анализа и теоретико-правового моделирования)».

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают исторически эволюционирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере государственно-правового противодействия наркобизнесу.

Предмет диссертационного исследования в комплексе составили понятия, характеризующие систему национальной безопасности и наркобизнес как источник угроз национальной безопасности; факторы представляющие угрозу для национальной безопасности современной России; нормативно-правовые, институциональные и динамические аспекты, принципы формирования, структурирования и функционирования государственно-правового механизма противодействия наркобизнесу; состояние научных разработок в данной области социально-правовых отношений, а также перспективные направления оптимизации в обозначенной сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном период с середины XIX в., (а именно 1841 г. когда Николай I издал указ, запрещающий продажу опиума китайцам, проживавшим в Китайской торговой слободе) по настоящее время. Вместе с тем вопросы генезиса системы безопасности российского государства предполагают обращение к самым истокам проблемы. В связи с этим историческая ретроспектива исследования фактически охватывает некоторые юридически значимые события, относящиеся к значительно более раннему периоду, связанному с формированием первых политико-правовых форм социальной организации у восточных славян, а соответственно и с возникновением предпосылок формирования системы национальной безопасности.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе историко-правового анализа построить теоретическую, концептуальную модель эффективного механизма государственно-правового противодействия наркобизнесу.

При достижении указанной цели диссертант счел необходимым разрешить следующие задачи:

1. Рассмотреть национальную безопасность в качестве социального явления и юридической категории.

2. Проанализировать процессы формирования и развития системы национальной безопасности в контексте истории государства и права России.

3. Осуществить исследование наркобизнеса в системе источников угроз национальной безопасности России.

4. Выявить объективные закономерности, факторы, обусловливающие возникновение и функционирование наркобизнеса, а также определить структуру этого явления.

5. Выделить концептуальные и структурно-институциональные основания функционирования механизма противодействия наркобизнесу в Российской Федерации, определить критерии его эффективности.

6. Провести анализ нормативно-правовых основ государственного противодействия наркобизнесу в Российской Федерации на современном историческом этапе.

7. Сформулировать предложения по совершенствованию системы национальной безопасности применительно к сфере противодействия наркобизнесу в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, воспринимаемый диссертантом с материалистической точки зрения. Использование метода материалистической диалектики в процессе исследования феноменов национальной безопасности и наркобизнеса, предполагает апеллирование к таким принципам, как внутренняя противоречивость и целостность явлений, повторяемость и поступательность их развития и пр.

Общенаучные методы преимущественно использованы в теоретическом обосновании проблемы, при раскрытии вопросов понимания соответствующих явлений в юридической науке. В этой связи особо следует выделить исторический метод, активное применение которого обусловлено историко-правовым аспектом.

Специальные методы использованы при описании конкретных процессов в сфере обеспечения государственно-правового противодействия наркобизнесу.

Особое значение имели функциональный и системно-структурный подходы при исследовании вопросов организации, структурирования и функционирования системы национальной безопасности в целом и государственно-правового механизма противодействия наркобизнесу в частности. В процессе работы использовались методы сравнительно-юридического анализа, а также метод контент-анализа публикаций в периодических печатных изданиях (газетах, журналах, информационных бюллетенях и т.д.), связанных с проблематикой диссертационного исследования. Кроме того, автор опирался на положения и выводы методологического характера, содержащиеся в новейшей литературе науковедческого профиля.

Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды юристов, философов, политологов, социологов, историков, и т.д.

Среди отечественных работ по политико-правовой и историко-правовой тематике подвергнуты анализу труды Ю.Е. Аврутина, Н.Г.Александрова, А.Г.Александрова, С.С.Алексеева, Л.И.Антоновой, В.К.Бабаева, С.Н.Бабурина, П.П. Баранова, Н.Н.Вопленко, Г.А.Гаджиева, Н.Л.Гранат, А.С. Грачева, Ю.И.Гревцова, С.А.Денисова, И.Я.Дюрягина, Ю.П.Еременко, С.В.Жилинского, К.А. Зуева, В.Н.Карташова, Д.А.Керимова, С.Ф.Кечекьяна, В.М. Корельского, А.В. Коровникова, М.М.Курицына, В.В.Лазарева, А.В.Малько, Л.А.Николаевой, В.С.Нерсесянца, Л.С.Мамута, Н.С.Малеина, М.Ф.Орзиха, А.С.Панарина, А. Ю. Пиджаков, А.С.Пиголкина, И.Ф.Покровского, А.И.Ракитова, Р.А.Ромашова, В.Д.Сорокина, Л.И.Спиридонова, С.В.Степашина, А.В.Федорова, В.Е.Чиркина, А.В.Шахматова, Л.С.Явича и др.

Кроме работ вышеперечисленных авторов, источниками диссертационного исследования стали: нормы международного права; Конституция России; действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере обеспечения национальной безопасности и в частности, вопросы противодействия наркобизнесу; законодательство бывшего СССР; зарубежное законодательство; исторические факты, имеющие отношение к проблеме противодействия наркобизнесу.

В качестве эмпирической базы исследования использовались материалы Российского государственного исторического архива, а также материалы, подготовленные Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в частности «Информационно-аналитическая справка о состоянии наркопреступности в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (М., 2006 г.).

Научная новизна работы определяется как самой постановкой проблемы, так и методологией ее решения. Настоящее исследование является комплексной монографической работой, в которой на базе общенаучных и специальных методов, системно на междисциплинарной основе в единстве историко-теоретического и эмпирического аспектов раскрываются проблемы противодействия наркобизнесу как сложному деструктивному, общественно опасному явлению.

Впервые в исследовательской практике осуществлено историко-правовое обобщение опыта противодействия наркобизнесу, в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности. При этом диссертант исходит из общей посылки, что наличие или отсутствие потенциальных или реальных факторов, способных деструктивно влиять на развитие и функционирование политико-правовой системы, а также повышение или понижение их активности обусловливает два состояния – состояние опасности для политико-правовой системы, и, соответственно состояние безопасности. Наркобизнес в этой связи представляет собой деятельность, в результате которой формируется совокупность факторов ставящих под угрозу национальные интересы.

Таким образом, новым является подход, в соответствии с которым наркобизнес рассматривается не просто как отдельные противоправные деяния, посягающие на здоровье населения и нравственные устои общества, а в качестве комплексного, полиобъектного источника угроз национальной безопасности Российской Федерации создающим угрозу интересам личности, общества, государства. При этом соискатель дифференцирует понятия «источник угроз национальной безопасности» и «угроза национальной безопасности», определяет место наркобизнеса в системе наиболее значимых угроз национальной безопасности современной России, выстраивает теоретико-правовую модель государственно-правового механизма противодействия наркобизнесу.

По результатам обобщения научных взглядов, нормативных положений и эмпирических материалов соискателем формулируются концептуальные основы государственно-правового противодействия наркобизнесу как комплексному источнику угроз национальной безопасности России. Эти концептуальные положения конкретизируют научную новизну исследования и отражены в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Национальная безопасность представляет собой качественную характеристику состояния социально-политической системы, складывающуюся из двух составляющих: факта отсутствия угрозы представляющей опасность для существования системы, а также реальной способности системы функционировать в опасных условиях, осуществлять деятельность, направленную на минимизацию, нейтрализацию и ликвидацию возникающих угроз.

2. Система национальной безопасности представляет собой упорядоченную и структурированную на основе нормативно-правовых актов совокупность средств и методов, системное, взаимосвязанное и взаимообусловленное осуществление которых обеспечивает достижение общей цели – осуществление эффективной защиты публичных и частных интересов субъектов права от вероятных (потенциальных) и фактических внутренних и внешних угроз.

3. Анализ генезиса системы национальной безопасности осуществленный в контексте политогенеза отечественной государственности позволяет выделить две модели развития общественных отношений: линейную и циклическую. Линейное развитие системы национальной безопасности включает в себя три основных фазы: образование древнерусского государства; период феодальной раздробленности; период образования централизованного государства и становления абсолютной монархии. Циклическое развитие системы национальной безопасности российского государства связано с выделением обособленных циклов включающих в себя фазы становления, развития, кризиса и деформации нормативных и организационных компонентов вышеназванной системы. В истории отечественного политогенеза выделяются два завершенных и один текущий цикл. К завершенным относятся циклы функционирования систем обеспечивавших национальную безопасность в условиях Российской Империи и Советского государства (РСФСР, СССР). Текущий цикл наблюдается в настоящее время и связан с обеспечением внутренней и внешней безопасности современной России.

4. Наркобизнес это основанная на организационном единстве и профессиональной специализации субъектов криминальная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от незаконного производства и оборота наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Являясь разновидностью криминальной экономики, наркобизнес представляет фактическую угрозу, как для частных, так и для публичных интересов субъектов права. Опасность наркобизнеса для частных интересов проявляется, прежде всего в том, что данный вид преступной деятельности направлен на извлечение доходов получаемых в результате эксплуатации наркозависимости – девиации разрушительной как для физического, так и для духовного здоровья личности. Для государства и общества наркобизнес представляет опасность в качестве вида организованной преступной деятельности посягающей на основные социально-правовые ценности и в подобном смысле представляющей угрозу для всей нации.

5. Историко-правовой анализ опыта законодательной криминализации наркобизнеса в России, позволяет выделить три основных этапа этого процесса: Первый этап, – дореволюционный, характеризуется: официальным признанием опасности исходящей от наркотических средств и необходимости ограничения их оборота; первым законодательным и управленческим опытом государственных структур по противодействию отдельным проявлениям оборота наркотических средств. Начало этого этапа датируется 1841 годом и связывается с указом изданным Николаем I, о запрещении продажи опиума. Второй этап – постреволюционный (советский период) характеризуется четким нормативным закреплениям понятийного аппарата; наибольшей разработкой системы мер ответственности; констатацией необходимости скоординированных общегосударственных мер превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. В целом, основные тенденции становления и развития советского законодательства по контролю за оборотом наркотических средств в рассматриваемый период прослеживаются по линии установления: уголовно-правовых мер, и соответственно, уголовных наказаний; мер административно-правового принуждения; мер медицинского характера. Третий этап – постсоветский. Его следует охарактеризовать осознанием необходимости комплексного межотраслевого противодействия незаконному обороту наркотических средств, назревшей необходимостью юридической формализаций понятия «наркобизнес» в виде самостоятельного состава преступления.

6. Анализ систем общих и специальных принципов противодействия наркобизнесу, позволяет сделать вывод об их несоответствии логическому соотношению «общее - особенное» а также о явной неполноте. В этой связи указывается на дублирование и «пресечение» таких основополагающих начал как «интеграция с международными системами безопасности» и «развитие международного сотрудничества». При этом понятие «интеграции с международными системами безопасности» явно уже по смыслу, чем понятие «международного сотрудничества» используемого в нормативно-правовом акте специального характера. Кроме того, целесообразно было бы юридическое закрепление такого общего принципа как «комплексность противодействия источникам угроз национальной безопасности». Этот принцип подразумевает необходимость противодействия наркобизнесу не посредством отдельных институтов, а всем комплексом имеющихся в арсенале государства сил и средств. Конкретизация принципа комплексности относительно сферы противодействия наркобизнесу должна заключаться в установлении форм взаимодействия, степени участия государства, общества, граждан. Должны быть сформулированы основополагающие начала взаимодействия государственных органов, государственных органов и институтов гражданского общества не просто в рамках институциональной составляющей, а в рамках механизма противодействия наркобизнесу, т.е. с учетом динамической составляющей.

7. Механизм противодействия наркобизнесу следует рассматривать с учетом статической и динамической составляющих. Он представляет собой систему государственных органов и общественных институтов, экономических, политических и правовых средств которые в своем последовательном взаимодействии направлены на предупреждение, пресечение, проявлений наркобизнеса как комплекса общественноопасных деяний, а также на устранение последствий незаконного оборота и потребления наркотических и психотропных веществ, восстановление социальной справедливости, нормального безопасного функционирования социальной системы. При этом сравнительно-правовой анализ национальных систем государственно-правового противодействия незаконному обороту наркотических веществ позволяет выделить три концептуальные модели, положенные в основу организации и функционирования механизма противодействия наркобизнесу – жесткую, умеренную и либеральную. Критериями обособления каждой модели являются: б) концептуальная оценка степени и количества угроз, исходящих от наркобизнеса; г) степень государственного участия в противодействии, определяемая комплексом государственно-властных полномочий; а) соотношение принципа комплексности и полифункциональности при организации; в) приоритетность сферы государственно-правового воздействия (производство, экономическое распределение, потребление).

8. Экономический характер наркобизнеса предопределяет существенное повышение степени его опасности в условиях экономической глобализации. Глобализация легальной экономики неизменно влечет за собой и глобализационные процессы в сфере теневой экономики. Параллельно интеграции наркобизнеса усиливается и интеграционная тенденция в области противодействия этому явлению. На фоне трансформации национальных политико-правовых систем усматривается устойчивая и в достаточной степени рельефно проявляющая себя тенденция к формированию наднациональной системы противодействия наркобизнесу.

9. В современных условиях эффективность функционирования механизма противодействия наркобизнесу во многом зависит от выработки единых, нормативно-правовых основ, закрепляющих основополагающие начала противодействия этому явлению как комплексной, полиобъектной угрозе национальным интересам Российской Федерации. В частности нуждается в законодательной регламентации понятие «наркобизнес», обособление этого вида общественно опасной деятельности в рамках самостоятельного состава преступления. При этом, учитывая природу данного деструктивного явления, соответствующая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, должна располагаться не в главе 25 – «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» – где находятся статьи 228 – 233, а в главе 24 – «Преступления против общественной безопасности».

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическое значение исследования определяется тем, что сформулированные в ней теоретические положения и выводы дополняют некоторые разделы истории государства и права, теории государства и права, истории политических и правовых учений, гражданского, административного, конституционного, международного права и т.д.

загрузка...