Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе (15.07.2007)
Автор: Якунин Владимир Иванович
Развивая намеченные выше подходы, автор в § 2 «Технологии и процедуры формирования государственной политики в российском обществе» обращается к характеристике методов и приемов, пронизывающих все стадии целеполагания: оценочным и венчурным технологиям деятельности госорганов. Подчеркивая их сквозной для принятия решений характер, автор выявляет внутренние резервы их возможной рационализации, выстраивания их содержания в нормативном и формализованном формате, исключающем однозначно субъективно-волевые и политические подходы. Это представляется тем более важным, что ряд авторитетных ученых оспаривает рациональный характер именно этих методов действий. Так, определяя управленческий статус оценивания, автор раскрывает возможности рационализации, разработки и применения соответствующих приемов деятельности. Признавая известную дискретность объектов и субъектов регулирования, создающую трудности для оценивания вклада управленческих структур, автор исследует вопрос сосуществования различных показателей и индикаторов (форм отчетности) решений, соотнесения критериев оценивания разнокачественных объектов. В этой связи в диссертации анализируются проблемы оценки государственной политики на основании побочных критериев, давления сторонних структур, определения характера использования легализованных, но различных оценок. В этой связи показывается значение расширения контактов общества с государством и стимулирования открытости государственной политики; построения рейтинговых систем; индексации результатов и процессов; отбора критериев, отражающих исполнение установленных процедур и нормативов, а также допустимых этими требованиями новаций, позволяющих лучше выполнять установленные функции. В диссертации поднимается вопрос о разделении оценки качества государственной политики и оценки ее исполнения. Анализируя ряд авторитетных систем оценивания, автор показывает преимущества и минусы индексации управленческих действий, оценки эффективности государственных организаций, результативности администрирования, рационализации деятельности институтов. но и создавать организационные условия для практического учета результатов этой деятельности. Шире надо использовать и оценку качества управленческого труда отдельных лиц, прямо указывая на степень их ответственности за достигнутые результаты. Крупным резервом рационализации государственной политики является и влияние на оценочную деятельность общественности. В этом аспекте в работе показываются перспективные формы взаимодействия госструктур с гражданским обществом. Обращаясь к характеристике венчурных и антикризисных технологий, автор рассматривает применение аналитических, организационных, юридических, социальных и коммуникативных технологий. Применительно к первым в диссертации анализируются методы повышения качества прогностической и проектной деятельности в структурах и органах управления. В частности, говорится о методах системного анализа, когнитивного моделирования, моделей циклического развития, культурологических исследованиях, а также других прогнозно-поисковых моделях и схемах, указывается на перспективность использования методик PSSI, BRC, WPRF, International Country Risk Guide и др., которые создают высоко дифференцированную систему показателей венчурной составляющей. В этой связи также подчеркивается необходимость расширения количественного описания опасностей и угроз. В рамках анализа организационных технологий автор обращается к анализу институциональных преобразований, предполагающих уточнение нормативного характера деятельности ЛПР, создание резервных Центров государственного управления, специальных структур по управлению рисками и снижению негативных последствий управленческих решений, центров анализа рисков по отраслям и регионам, проектам и конкретным государственным программам. Применительно к законодательным, юридико-правовым технологиям автор показывает возможности расширения этого круга норм и уточнение порядка их применения. Относительно характеристики социальных технологий в диссертации показывается роль подготовки профессиональных управленческих кадров, установления должных отношений с контрагентами государства, проведения просветительских мероприятий, направленных на более четкое понимание людьми венчурной природы государственного управления, а, следовательно, и понимания того факта, что не любое решение властей может привести к позитивному результату, и т.д. В контексте анализа коммуникативных технологий в работе анализируются возможности выхода из кризисной ситуации за счет создания сетевых структур, межорганизационных и многоуровневых контактов ЦПР и сторон, вовлеченных в решение проблемной ситуации; направления создания возможностей для изменения функций органов власти, оптимизации перераспределения ресурсов, передачи полномочий на случай «выпадения» тех или иных структур из управленческой обоймы, сохранение приоритета (в трактовке ситуации, распоряжениях и проч.) за государственными структурами. Как показано в диссертации, новые сетевые коммуникации, инициируя эти институциональные формы, должны наладить устойчивые контакты в реальном режиме конфликта, приблизить структуры управления к очагу кризиса. В этом контексте власти должны делать ставку на повышение надежности информации, применимость получаемых знаний, поддержание устойчивых деловых контактов со всеми заинтересованными сторонами. В этой связи особой задачей является предотвращение (реальных и возможных) межведомственных конфликтов и особенно внутренних раздоров в действующей команде. Совместное применение этих технологий создаст надежные предпосылки рационализации и оптимизации решений. В § 3 «Политико-юридические технологии формирования государственных политик» дается анализ еще одного типа технологий, входящих в механизм формирования государственной политики. Целиком и полностью осознавая правомочность использования тонких политических технологий при согласовании позиций и интересов властных и управленческих структур в лоне государства, автор доказывает необходимость акцентации нормативных, точнее - политико-юридических механизмов и технологий. Как показано в диссертации, по своей природе именно эти процедуры и технологии способны в набольшей степени синтезировать возможности различных типов регулирования общественных отношений. Констатируя, что сегодня, несмотря на относительную системность правовой базы, ряд государственных решений принимается в условиях недостаточного юридического обеспечения, автор подчеркивает, что эти технологии должны прежде всего применяться в условиях, при которых отношения политических и административных структур государства обретают нестандартные очертания (нарастает неопределенность управленческих задач, меняется последовательность действий, трансформируются отношения властей со своими контрагентами и т.д.). Обращаясь к вопросу соотношения юридических и политических методов регламентации при выработке государственных решений, автор обосновывает общую схему политико-юридической нормативистики, которая способна рационализировать весь процесс выработки государственных стратегий. Ее структуру составляют: Конституция, Федеральные конституционные законы, Доктрины, концепции, стратегии, Послания Президента, Указы Президента РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, а также иные правовые акты. В целом такая внутренне взаимосвязанная система, по мнению соискателя, способна обеспечить формирование целостного политико-правового пространства, в которых действуют институты публичной власти. Такая нормативистика должна стать не только благоприятной средой функционирования норм, процедур и технологий согласования позиций и выработки решений, но и непременным источником государственной политики, фактором инициации управленческих практик. За счет внутренней взаимосвязи указанных компонентов повышается обязательность юридически закрепленных действий управленческих структур, исполнительных органов, растет качество решений, снижается роль неформальных коммуникаций, обладающих мощнейшим политико-административным эффектом. В работе показываются пути преодоления внутренней противоречивости системы формирования и реализации государственной политики в этом аспекте, сокращения изъянов нормативной базы, издания соответствующих регламентов и инструкций, которые должны способствовать воплощению принципиальных установок и ценностей в действующем законодательстве Российской Федерации. На основе широкого эмпирического анализа регламентов и документов Государственной Думы и Правительства РФ в работе показываются причины низкой управленческой результативности Стратегий, Программ и Доктрин. Соответственно намечаются пути выхода из такой ситуации, показываются резервы повышения соответствия правовых и политических документов, направления совершенствования законодательной деятельности Федерального Собрания РФ, исследуются формы преодоления разрывов в цепочке формирования различных государственных политик, базирующихся на доктринальных политических инвективах. В работе раскрывается положение, что формирование единой политико-юридической иерархии снизит чрезмерное разнообразие государственных акций, расщепляющих централизованные усилия и ослабляющих силу государственного регулирования. В прикладном плане двигаться к решению этого вопроса можно было бы через принятие Закона «О правовых актах», который мог бы содержать нормы, раскрывающие стоящие перед государством задачи в средне-, кратко- и долгосрочных программных документах – посланиях Президента РФ, программных документах Правительства РФ, Доктринах и Концепциях. Среди аналогичных шагов отмечаются также такие меры, как введение принципа «авторства документов» (когда информация о разработчиках всех проектов законов и подзаконных актов будет находиться в открытом доступе), внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (вводящих меры поощрения и наказания за тот или иной вклад в подготовку правовых актов) и др. В § 4 «Юридико-правовые аспекты регламентации принятия государственных решений» продолжается анализ данного типа технологий формирования госполитики. Обращаясь к анализу собственно юридических сторон механизма формирования государственной политики, автор выделяет дополнительные основания для повышения уровня рационализации разработки государственных стратегий. Используя метод выборочной проблематизации, автор обращается к вопросам определения темпоральных параметров нормативно-правового регулирования (характеризующих различные параметры подготовки, легализации и внедрения государственно-управленческих решений). В этой связи на широком эмпирическом материале показываются юридические резервы совершенствования процедур подготовки и внесения проектов Указов и распоряжений Президента РФ; взаимодействия Администрации Президента и федеральных легислатур; оптимизации времени принятия Законов в Государственной Думе; соотношения нормативной силы Указов Президента и Законов и т.д. В связи с проведенным анализом автором предлагаются меры и направления совершенствования этих сторон механизма формирования государственных политик. В частности, предлагается ввести институт делегированного законодательства в России, что позволило бы Президенту и Правительству РФ при издании нормативно-правовых актов (входящих в компетенцию парламента РФ) оставаться в правовых рамках и повышать оперативность управления, не подвергаясь критике со стороны судебных инстанций. В работе особо рассматриваются пути усовершенствования регламента работы Государственной Думы; деятельности института президентства и законодательных структур; поддержания должного баланса полномочий законодательных и исполнительных органов государственной власти; исследуются средства реализации правотворческого потенциала государственных решений; направления взаимодействия исполнительных структур с институтами судебной власти; взаимоотношения министерств при осуществлении законопроектной деятельности; демонстрируются условия усиления экспертно-научной поддержки государственного управления и т.д. В § 5 «Влияние административных реформ на формирование государственной политики» раскрываются проблемы формирования государственной политики в зависимости от попыток реформирования аппарата управления. В данном контексте раскрывается, как предпринятые шаги российского правительства в области административной реформы влияют на весь комплекс принятия решений, какие возникают задачи в деле дальнейшей рационализации целеполагания и поиска новых приемов принятия решений. Освещая внутриполитические и социально-экономические предпосылки административной реформы, автор обращает внимание на то, что источником этих изменений стали новые тенденции в развитии самого государства. Кратко показывая промежуточные результаты реформирования госаппарата, автор относит к причинам, препятствующим полной реализации намеченных планов, концептуальную непроработанность реформы; низкую политическую поддержку проекта и слабую информированность чиновников о целях трансформаций; недостаточность бюджетных ресурсов; формализацию начинаний, не меняющую повседневный стиль и характер деятельности органов власти; недооценку способов информационного сопровождения реформы; недостаточно высокий темп внедрения механизмов электронного администрирования и др. В то же время, в диссертации подчеркивается постепенность преобразований и необходимость более длительного периода для ответа на вопрос о правомерности поставленных целей и средств. Раскрывая параметры реформы, автор показывает, что основной резерв реформирования госаппарата заключается в изменении общей архитектуры политико-административных отношений. В целом такое положение означает несбалансированность взаимоотношений политических и административных структур, однозначный приоритет политических органов при решении управленческих вопросов, дефицит публичности и конкурентности при постановке целей, низкий уровень коллегиальности и соревновательности в Государственной Думе, юридическую непроработанность процедур, регулирующих отношения политических и административных структур государства как таковых. Таким образом, в основании механизма реформирования прежде всего стоят вопросы выработки механизма согласования мнений политических и исполнительных институтов, сбалансированности их позиций при производстве решений и в процессе законопроектной работы, при практическом обсуждении решений; сокращения непубличных методов согласования позиций; упорядочения политического влияния контрагентов государства на выработку стратегий; законодательного оформления структуры и легальных способов отстаивания коммерческих интересов; легализации представительства интересов регионов, отраслей, промышленных предприятий и организаций. Особо автор останавливается на проблемах политического давления корпораций, формах лоббизма. В конечном счете, проведенный анализ приводит его к пониманию необходимости принятия закона, который должен отформатировать весь процесс продвижения корпоративных интересов, придать этому процессу правовой характер, создать условия для более широкого воздействия на власть различным группам граждан, а также их общественным объединениям. В конечном счете, как показано в работе, успех административной реформы зависит от верного позиционирования политических структур и исполнительных органов государственной власти. В противном случае все масштабные задачи по перераспределению функций, организационным преобразованиям и другим начинаниям в сфере аппарата госуправления вряд ли дадут ожидаемые результаты. По крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для понимания возможных перспектив в этой связи описываются возможные стратегии правящей элиты. Гипотетический характер этих стратегий показывает, что оценивать динамику реформ, влияющих на механизмы выработки государственных стратегий, целесообразнее в нормативном контексте. В этом контексте переход к программно-целевому методу финансирования государственных проектов, управлению по результатам и соответствующим изменениям в бюджетировании, а также реализация других целей реформы - помимо своих организационных очертаний - связывается с усилением системных оснований этих административных преобразований, введением стандартов государственных услуг, разработкой административных регламентов, активизацией работы по информационному обеспечению госуправления, другими перспективными мероприятиями. Среди предлагаемых автором мер, способных придать новый импульс административной реформе, называется проведение долгосрочной политики по совершенствованию морально-этических отношений в административных структурах. Активизация этих субъективных компонентов в системе государственного управления могла бы предопределить ценностно ориентированные действия государственных менеджеров, шире вовлечь общественность, помочь сгладить многие конфликты и противоречия в процессе целеполагания, предотвратить негативную эволюцию бюрократических структур. В главе 4 «Основные направления и механизмы формирования государственной политики в транспортно-экономической сфере» описываются современные особенности выработки правительственных стратегий в данной области российской экономики. В § 1 «Современные проблемы и практики формирования транспортной государственной политики» автор освещает источники, факторы и направления эволюции данного типа госстратегий. Кратко показав значение этой во многом системообразующей отрасли, автор фиксирует политическое значение транспорта не только с точки зрения его экономического потенциала и воздействия на межотраслевые связи, но и как инструмента реализации национальных интересов России. Политическое значение транспортной сферы оценивается автором и с точки зрения необходимости восстановления транспортной инфраструктуры, произошедшей в результате потери значительной части соответствующей инфраструктуры после развала СССР, а также в связи с реализацией других крупных геоэкономических и трансграничных межкультурных проектов. Тем самым развитие транспорта предстает как особая составляющая политического процесса, чьи внутри- и внешнеполитические цели оказывают существенное влияние на разработку государственных стратегий. В диссертации подчеркивается безотлагательность решения назревших внешнеполитических и внутренних проблем, необходимость принятия срочных мер, объединенных единой системой политических решений, сбалансированным сочетанием государственных и групповых интересов, реализацией прав личности, продуманной стратегией транспортно-экономического развития с учетом его внутренних и внешнеполитических аспектов. Выделяя показатели политического характера развития транспорта, автор акцентирует, что в основе транспортной политики государства должны лежать ценностно-идеологические ориентиры, в сумме своей задающие предельные ограничения активности государства в данной сфере и служащие базисом формирования нормативных требований и управленческих процедур. Чем сильнее эти ориентиры выражены в реальной деятельности правительства, тем транспортная политика больше соответствует миссии государства, выполнению им его обще социальных функций. Идеологические требования к государству конкретизируют и усиливают взаимосвязь развития транспорта с общественными запросами и состоянием отечественной экономики, условиями обеспечения безопасности граждан на транспорте, преодолением межрегиональных и трансграничных диспропорций, а также другими параметрами общественного развития. В этой связи в диссертации показывается, что реализация перспективной для страны идеологии государственного развития прежде всего зависит от обеспечения максимизации внутреннего спроса на транспортные услуги и расширения транзитных возможностей территории; укрепления гарантий транспортной доступности социальных благ; снижения степени рисков хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов; повышения уровня защищенности и безопасности граждан, обусловленную развитием транспортных систем. Предметные очертания идеологии выражены и в конкретных мерах транспортной политики (например, в снижении отрицательных эффектов неравномерного распределения населения по территории России, расширении железнодорожной сети на Сибирском и Дальневосточном направлениях, укреплении транспортных возможностей восточного региона, строительстве резервной Северо-Сибирской магистрали и т.д.). Характеризуя комплекс мер по совершенствованию транспортной политики, автор останавливается на разработке нормативно-правовых документов, снижении внутренней противоречивости и создании целостного политико-правового и нормативно-управленческого массива требований (призванных регулировать развитие транспортной сферы в России), разработке единой концепции решения государственных целей и задач, усилении целевого содержания стратегических документов (в частности Доктрин и Концепций). В качестве принципиальных направлений совершенствования транспортной политики и повышения эффективности механизмов ее формирования в современных условиях в диссертации рассматривается повышение ресурсной обоснованности решений и соответствующего уровня финансирования. В этой связи автор анализирует возможности бюджетного финансирования, показывает внутренние и внешние резервы повышения поддержки отрасли, анализирует проблемы перехода от постатейного финансирования к программно-целевому. В этой связи в работе описываются особенности формирования отраслевых Программ, в том числе и железнодорожного транспорта. В данной связи показывается необходимость усиления взаимодействия властей с корпорациями, развития государственно-частного партнерства. На этом фоне прослеживается корреляционная связь между инвестициями в железнодорожный транспорт и темпом прироста ВВП, определяются перспективные способы привлечения крупных частных инвестиций в ОАО «РЖД», раскрываются оптимальные формы развития внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, усиления стимулов для сокращения издержек и повышения качества услуг. Особое внимание уделяется совершенствованию организационно-управленческих структур и налаживанию кооперативных связей, повышению качества прогнозно-поисковых и планирующих механизмов (особенно разработке концепции социально-экономического развития общества на долгосрочную перспективу), механизмам использования потенциала общественности при обсуждении проектов, разработке правовых инструментов реализации государственно-частного партнерства, росту профессионализма лиц, проектирующих решения. В данном контексте выделяются факторы повышения конкурентоспособности транспортных предприятий на региональных и международных рынках, освещаются перспективы конкуренции за мировые грузопотоки. В конечном счете, диссертант приходит к выводу, что решить современные проблемы и обеспечить более плавное вхождение в мировую экономику (без ущерба для собственных целей и общественных приоритетов) транспортная сфера и ОАО РЖД могут только при целенаправленной поддержке государства. В § 2 «Геополитические проекты ОАО «РЖД» как составная часть внешнеполитических стратегий российского государства» описываются конкретные формы участия железнодорожников в решении важных внутри- и внешнеполитических проблем, превращения корпорации в активного агента государственной политики. В этой связи отмечается, что для России развитие железнодорожных сетей всегда выступало источником политического позиционирования страны в мире и международной системе разделения труда. И сегодня геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене, выступая в качестве своеобразного моста между Европой, Азией и Америкой. Исходя из того, что реализация страной своего транспортного потенциала неизбежно отражается на росте международного авторитета России и ее политического влияния, автор подчеркивает, что развитие транспортной инфраструктуры способно сегодня компенсировать определенное отставание российской экономики в других областях и сферах. При этом признается, что транспортная инфраструктура в России - и особенно в ее восточных регионах - развита явно недостаточно с точки зрения современных потребностей. Отмечается также и то, что возрастание возможностей для развития транспортно-железнодорожной отрасли осуществляется в условиях возрастающей конкуренции со стороны зарубежных государств, при попытках отторжения России от мировых грузовых и транспортных потоков. В современных условиях практическое решение геоэкономических задач предполагает последовательное совершенствование механизмов разработки и реализации корпоративных стратегий по всем направлениям разработки государственных политик. Раскрывая используемые корпорацией направления и механизмы формирования корпоративных стратегий, в работе раскрываются наиболее масштабные транспортные проекты ОАО «РЖД», реализуемые в рамках трех основных геополитических осей, трансграничных коммуникаций России. В частности, показана роль железнодорожников по направлениям на Балтию и Европу, Северный Кавказ и Дальний Восток (с учетом как внутри-, так и внешнеполитических аспектов). Наряду с этими направлениями деятельности освещены и разрабатываемые в настоящее время проекты создания нескольких международных транспортных коридоров (МТК), которые должны повысить роль и значение России как основного транспортного коридора между Европой и странами Азии. Это коридоры, создаваемые по маршруту Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н.Новгород; Япония-Россия-Европа; а также Север-Юг. |