Delist.ru

Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе (15.07.2007)

Автор: Якунин Владимир Иванович

Научная характеристика механизмов государственной политики должна согласовываться и с прежним опытом государственного управления, а также закладывать в оценочную базу представления о характерных для общества традициях, культурных и цивилизационных особенностях его развития. Ибо новые формы взаимоотношений в государстве неизбежно складываются на «институциональных развалинах прошлого» и при игнорировании характерных для страны идей и взаимоотношений неизбежно «загораживают путь» перспективным стратегиям общественного развития.

Этот аспект следует подчеркнуть особо, поскольку весьма тревожной тенденцией последнего времени становится принижение значения национальных, традиционных, придающих нашей истории внутреннюю целостность ориентиров. А замена этих представлений на механически заимствованные идеи из практики зарубежных государств пока ни к каким сверх позитивным результатам не приводит. На фоне критики общественно ориентированных норм и наплыва инокультурных воззрений это снижает способности органов управления к консолидации духовных ресурсов общества, ведет к «исторической безвозвратности» (В.Б.Земсков) национально-государственного развития нашего социума. В то же время, если вспомнить, что «духовное единство Западной Европы было скреплено … с помощью Рима», то можно предположить, что тот же интегративный и одновременно управленческий эффект на отечественной территории может быть достигнут за счет усиления роли российского государства, на почве возвышения управленческой роли отечественных традиций.

Учет цивилизационных и социокультурных параметров общественного развития дает больше оснований для планирования и осуществления долгосрочных стратегий развития российского общества, конструирования будущего при помощи инструментов государственной политики. В то же время, такие перспективы могут быть воплощены только при наличии соответствующих технологий и механизмов управления.

Цель и задачи исследования. С учетом сказанного целью данной работы можно считать выявление современных особенностей формирования государственной политики в российском обществе; определение взаимосвязей механизмов принятия решений с организацией государственного управления; обоснование перспективных способов и технологий формирования правительственных стратегий, способных обеспечить перспективное развитие страны в условиях институциональной трансформации государства, реформирования аппарата управления и усложнения внешнеэкономической и политической среды принятия государственных решений.

Задачи, вытекающие из данной постановки цели, предполагают:

- критическое обобщение современных воззрений на природу и сущность государства, определение сочетания его трансформирующихся и новых функций; выявление места и роли горизонтальных связей в организации государственной власти; определение современных тенденций эволюции государства как особого института в системе общественного регулирования;

- уточнение сущности и природы государственной политики российского государства как важнейшего инструмента общественных преобразований; выявление ее структурных и процессуальных черт, выражающих отличительные черты ее осуществления в современных условиях; определение соотношения рациональных и феноменологических подходов при анализе принятия решений в процессе формирования государственных политик в различных областях жизни в современном российском обществе;

- обоснование роли ценностных и идеологических инструментов (с учетом их цивилизационных отличий) в формировании государственной политики в современных условиях; определение принципов, связывающих решение прикладных задач с нормативными подходами при принятии государственных решений, ориентированных на обще социальные (общенациональные) интересы и направленных на рациональное решение насущных проблем;

- раскрытие отличительных черт различных этапов и стадий принятия государственных решений в современных условиях; уточнение процедур и технологий инициации решений, согласования общегосударственных и групповых, административных и экспертных позиций, оценки управленческих действий, снижения рисков и проведения антикризисных акций, а также развертывания других мероприятий, связанных с процессами целеформирования и целереализации государственных решений; выявление резервов повышения эффективности выработки государственных решений за счет применения методов количественного определения целей правительственной политики;

- определение современных форм, технологий коммуникации и перспектив развития взаимоотношений государства со своими основными партнерами в деле разработки государственных стратегий; выявление путей совместного решения государственно значимых вопросов с крупными бизнес-корпорациями, в том числе и с ОАО «РЖД»;

- выделение и раскрытие особенностей влияния административной реформы в российском государстве на трансформацию механизмов и технологий формирования государственной политики в современных условиях; обоснование наиболее перспективных направлений реформирования аппарата государственного управления, связанных с совершенствованием методов разработки правительственных стратегий;

- определение основных направлений совершенствования политико-правовых инструментов принятия государственных решений, выявление резервов влияния юридических технологий на процесс формирования государственной политики, повышение согласования политических и управленческих процессов при выработке и реализации стратегий и целей российского государства;

- определение особенностей формирования государственной политики в транспортно-экономической и транспортно-железнодорожной сфере, раскрытие перспектив усиления роли государственного регулирования в деле развития данной сферы, повышения его эффективности при решении отраслевых и обще социальных задач.

Уровень разработки проблемы. Изучение механизмов и технологий формирования государственной политики обладает целым рядом существенных особенностей. Прежде всего, они обусловлены комплексным характером целеполагания и, как следствие, привлечением к исследованию понятийно-категориального аппарата широкого спектра гуманитарных и естественных наук, использованием междисциплинарной методологии научных изысканий. В этом плане наш предмет исследований призван использовать потенциал не только гуманитарных (политологии, социологии, истории, психологии, культурологии и проч.) и административно-организационных, но также общенаучных и естественно-научных дисциплин. Нельзя не отметить, что предлагаемый ракурс исследований непременно включает в себя использование как фундаментальных теорий, раскрывающих структурные и процессуальные параметры принятия государственных решений, так и прикладных моделей.

. В конечном счете, прикладная ориентация политико-управленческих наук предполагает производство знаний, обладающих политически и практически применимым значением.

в обществе или же обеспечивает необходимыми данными разработку рациональных способов разрешения политико-управленческих вопросов».

Обращаясь к предмету нашего исследования, подчеркнем, что задача сегодняшнего дня состоит в сочетании потенциала фундаментальных наук, обусловливающих принципиальные подходы к формированию государственной политики, с прикладными подходами, непосредственно связанными с решением конкретных задач. Это предполагает селекцию теоретического материала, способного помочь в решении насущных проблем государственного управления в России. В зависимости от отраслей, специфики объекта государственной политики корпус научных знаний, лежащий в основании госрегулирования и управления, включает в себя представления, обладающие теоретико-фундаментальным, инструментально-эмпирическим и практически прикладным характером.

В этом смысле непреходящим значением для нашего исследования обладают классические труды основоположников и классиков современной теории принятия решений Г.Лассуэлла и Г.Саймона, основателя инкременталистского направления Ч.Линдблома, работы таких авторитетных специалистов, как Г.Алисон, Дж.Андерсон, П.Бахрах, И.Дан, И.Дрор, Р.Келли, Дж.Кингдон, Л.Линн, Лоутон А., С.Нарцизи, Е.Остром, Д.Палумбо, Б.Петерс, Дж.Петерсон, Д.Ричардс, Э.Роуз, П.Сабатьер, Дж.Тейсон, А.Вилдавски, М.Хилл, Р.Хилсман, П.Зеликов, а также ряда других видных ученых, описывающих в своих работах акторов и механизмы принятия решений. Большой вклад в развитие теоретических основ формирования государственной политики внесли сторонники сетевой теории, нового государственного управления, теории governance.

Среди отечественных исследователей, изучающих процессы и механизмы принятия государственных решений стоит отметить работы М.Г.Анохина, А.А.Дегтярева, А.Т.Зуба, В.Н.Иванова, В.С.Комаровского, О.И.Ларичева, Б.Н.Литвака, В.В.Миронова, Л.В.Сморгунова, А.И.Соловьева, В.В.Цыгичко, О.Ф. Шаброва и ряда других ученых.

В качестве самостоятельного блока можно выделить литературу, теоретически раскрывающую государственную политику и ее отдельные разновидности, а также составные части этого процесса: механизмы взаимодействия бизнеса и государства, технологий лоббизма, техник политического анализа и экспертного сопровождения государственной политики, снижения угроз и управления рисками. Большой блок работ в зарубежной и отечественной литературе посвящен характеристике технологий государственного и корпоративного управления. Косвенное, но тем не менее важное значение имеют работы, освещающие современное состояние корпуса политиков и управляющих и таким образом помогающие понять реальные тенденции в развитии российского государства.

Существеннейшее значение для изучения интересующей нас темы имеют и работы, раскрывающие современную роль государства как политического института, исследующие общие тенденции функционирования политико-административных систем и режимов, характеризующие осуществление реформ в системе государственного управления. Собственным научным весом обладает и разработка проблем, раскрывающая местоположение ценностей и идеологических конструкций в политическом процессе, системе государственного управления; труды, описывающие юридические и правовые аспекты регламентации деятельности различных органов и секторов государственного управления.

Особый корпус научных источников, создающих субметодологическое пространство нашего исследования, посвящен проблемам политического измерения транспортной сферы. Зарубежная источниковая база в части политологического измерения отраслевых процессов может быть представлена работами, посвященными транспортной проблематике в политико-административном ракурсе, это труды К. Баттона, Д. Бэнистера, Дж. Вайгара, Дж. Гиббса, С. Глейстер, С. Гранта, О. Дженсена, К. Доннелана, С. Коля, А. Пирмана, П. Ритвелда, Дж. Росса, Р. Толли, Р.Формана, П. Чикантеллы и др. Плодотворно работают в этом направлении и отечественные ученые, осуществляющие системный анализ транспортной стратегии России, предлагающие решение проблем реформирования отрасли, повышения ее инвестиционной привлекательности, повышение ее роли в формировании государственных стратегий. Среди этих работ следует отметить произведения Н.Е. Аксененко, О.В.Белого, А.Л., О.А. Богомоловой, А.Л. Браславского, Е.М.Васильева, В.И.Галахова, Н.И.Горбунова, О.В.Дунаева, Ю.М.Копылова, В.Б.Кондратьева, Т.В.Кулакова, Б.М.Лапидуса, Р.Г.Леонтьева, В.Н.Лившица, А.С. Мишарина, Э.И.Позамантира, Т.Н.Сакульевой, Н.П.Терешиной, О.А. А.П.Хоменко и др.

Обширная междисциплинарная источниковая база исследования тем не менее позволяет говорить об определенном дефиците научных работ, посвященных концептуальному описанию механизмов и технологий разработки государственных решений и стратегий. В этой связи следует отметить явный дефицит работ, посвященных изучению ценностно-идеологических оснований российской власти и государственного управления. Немногочисленны отечественные труды, посвященные политико-правовой проблематике в системе современного государственного управления, роли экспертных структур в осуществлении государственной политики. Одновременно стоит отметить и определенную несбалансированность в подходах к оценке системы государственного управления, где широкое распространение получили как сугубо политизированные (в значительной степени, критически оценивающие складывающиеся управленческие практики), так и формально-юридические оценки, ставящие во главу угла описание лишь норм и институтов в структуре государственного управления.

Теоретико-методологические основания диссертационного исследования определяются характером объекта и предмета изучения, обще социальными, страновыми и отраслевыми особенностями процесса разработки государственных политик. В связи с междисциплинарным характером изучаемой проблемы в работе использовались как общенаучные, так и специальные методы, характерные для различных отраслей гуманитарного и естественно-научного знания. Центральным значением при этом обладал системный метод, позволивший описать функциональные и структурные свойства процесса и механизмов государственного управления, наметить пути совершенствования принятия государственных решений.

Среди других методов, повлиявших на структуру и характер исследования, создавших возможности для проявления авторского подхода к теме, можно назвать социологический, сравнительный, кибернетический, институциональный и нормативно-правовой. Эти методы позволили адаптировать к целям исследования множественные теоретические концепты и прикладные модели. Своеобразие авторского подхода к достижению поставленной цели предопределило и широкое использование ценностных, социокультурных подходов к теоретическому описанию предмета исследования. Существенное значение имел и исторический подход, а также использование результатов включенного наблюдения, личные впечатления и опыт работы соискателя в структурах государственного управления. В своей работе автор также опирался на результаты многочисленных исследований Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, исследовательские данные постоянно действующего (при указанном Центре) семинара по проблемам государственного управления в России.

Существенным информационным источником диссертационного исследования стали также результаты анализа нормативно-правовых документов, отраслевых регламентов, служебной документации (открытого характера), характеризующие особые задачи деятельности ОАО «РЖД».

Применяемые методы позволили автору обосновать, сформулировать и использовать в своем исследовании целе-рациональный подход к описанию процессов и механизмов формирования государственной политики. Этот подход дал возможность применить разнообразные теоретические концепты к единому процессу целеполагания, показать сочетание его сущностных и прикладных аспектов.

Положения, выносимые на защиту.

1. В современных условиях, несмотря на нарастающую глобализацию и повышение роли полицентрических форм организации социальной и политической жизни, российское государство остается центральным и ведущим общественным институтом. Его доминирующая роль определяется способностями к трансформации своих базовых управленческих функций, совмещением последних с новыми задачами, поставленными временем. Усиление управленческой роли государства в российском обществе, потребность в сознательном регулировании и конструировании им общественных отношений является определяющим условием успешного решения задач переходного периода во всех сферах жизни. Организационно-нормативная природа государства предопределяет вторичную роль сетевых подходов, теорий нового публичного менеджмента и «хорошего управления» при объяснении природы данного института и механизмов формирования его стратегий.

2. Потребность в прикладной ориентации сложной кооперативной деятельности государства по выработке и реализации правительственных стратегий, а также природа этого института как искусственно созданной организации, целенаправленный характер деятельности его структур предопределяют рациональный характер формирования государственной политики. В этом смысле целе-рациональный подход выступает основным способом, совмещающим теоретические и прикладные подходы к решению управленческих задач и дающим возможность определять основные меры по оптимизации всего процесса целеполагания. Целе-рациональный подход предполагает качественное повышение удельного веса нормативных требований к организации совместной деятельности управляющих и управляемых, увеличение объема количественно определяемых задач, расширение использования математических методов анализа и прогноза при измерении линейных пространств принятия решений;

3. Политические механизмы выработки государственных решений при всей своей специфике являются составной частью государственного администрирования, базовым управленческим механизмом, наиболее глубоко сочетающимся с административными формами деятельности исполнительной власти на высших этажах государственного регулирования. В деятельности глав государств и правительств формируется единый политико-административный подход к использованию полномочий государства и формированию государственных стратегий.

4. Базовой предпосылкой формирования государственной политики, выработки политики в различных областях выступают ценностные ориентиры. Помимо ориентационной роли ценности выступают предпосылкой сплочения государства и общества, элитарных и неэлитарных групп. Одновременно ценности являются формой выражения цивилизационной специфики коммуникаций государства и общества, предполагая трансляцию традиций и обычаев общества в систему принятия решений. Операциональным выражением роли ценностей в системе управления государством выступают идеологические конструкции, придающие целеполаганию предметно и идейно сформированный комплекс ориентаций. В этом плане феномен «государственной идеологии» предстает в качестве особого идейного инструмента, призванного обеспечивать использование высшей власти для интеграции общества, поддержания территориальной целостности и порядка, законности и стабильности социума, обозначать направленность и пределы в стратегиях развития последнего. Ценностно-идеологический подход выступает составной частью целе-рационального метода анализа и формирования государственной политики.

5. Перспективы развития государственной политики российского общества неразрывно связаны с усилением деловых коммуникаций власти с гражданскими структурами, в том числе с бизнес-сообществом, его корпоративным сектором. Ведущей формой такого сотрудничества выступает государственно-частное партнерство, отражающее формирование устойчивого взаимовыгодного альянса сторон, ведущего к эффективной реализации экономических проектов, взаимной поддержке позиционирования каждого из субъектов на международной арене, повышению социальной ответственности отечественного капитала;

6. Важнейшим условием формирования государственной политики России в современных условиях является усиление ценностных ориентиров развития, сохранение в них национальных и цивилизационных составляющих; принципиальную роль в этом процессе играет формирование целостной политико-правовой нормативистики, предполагающей усиление управленческого статуса политических документов и оптимизацию применения юридико-правовых технологий в принятии решений, повышение согласованности электоральных и управленческих процессов, нарастание ответственности государственных и политических деятелей по претворению в жизнь обще социальных интересов.

7. Политическое измерение государственных стратегий в транспортно-экономической сфере показывает, что дальнейшее совершенствование правительственного курса, усиление взаимодействия государства и бизнеса в продвижении крупных геоэкономических проектов предполагает усиление ценностных регуляторов взаимодействия, сочетание корпоративных целей с общественными интересами, совершенствование качества отраслевых политико-хозяйственных документов, оптимизацию источников бюджетирования, диверсификацию задач и ряд других актуальных мер.

Научная новизна исследования выражена в полученных лично автором диссертации следующих выводах:

- обосновано сохранение ведущей роли российского государства в современных условиях как центрального института макросоциального управления, структуры, обеспечивающей порядок и направленное регулирование общественных отношений; показана специфика изменения функциональных нагрузок государства в современных условиях, выявлена взаимосвязь технологий и сущностных трансформаций данного института, показаны особенности соотношения иерархических и полицентрических параметров его внутренней организации.

- уточнено соотношение между феноменологическими и рационально-нормативными элементами государственного управления, обоснованы и раскрыты преимущества целе-рационального подхода к анализу и конструированию механизмов формирования государственной политики; показаны резервы снижения неопределенности управленческих ситуаций при прогнозировании и планировании действий государственных структур; раскрыта современная роль методов количественного анализа и измерения целей государства;

- обоснован ценностно-идеологический подход к формированию государственной политики, показана роль ценностных и идейных оснований принятия государственных решений; выявлены интегративные и ориентационные функции этих духовных явлений, определены особенности современной роли идеологических структур в процессе принятия государственных решений, раскрыто содержание феномена «государственной идеологии», его место и роль в формировании современной государственной политики; обоснованы основополагающие принципы, обеспечивающие устойчивую рационализацию целей государственной политики, сочетание ценностных и прикладных подходов при решении общественно значимых вопросов;

- раскрыты особенности взаимодействия государства с его основными контрагентами в процессе формирования правительственных стратегий; выявлены отличительные черты и модели взаимоотношений государства с бизнес-структурами; показана роль крупных корпораций, государственных монополий в реализации национальных интересов; теоретически описаны модели их взаимоотношений с государством; выявлены особенности государственно-частного партнерства в транспортно-экономической сфере, определены перспективные направления и условия развития этого типа взаимодействия при постановке государственных целей;

загрузка...