Delist.ru

Философия образования и медиакультура информационного общества (15.07.2007)

Автор: Возчиков Вячеслав Анатольевич

УДК 37.0

ББК 87.3

ВОЗЧИКОВ Вячеслав Анатольевич

Философия образования

и медиакультура

информационного общества

Специальность: 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Санкт-Петербург

2007 Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский

государственный педагогический университета им. А.И. Герцена»

Научный консультант: академик РАО,

доктор философских наук, профессор Корольков

Александр Аркадьевич

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор философских наук,

профессор Валицкая

Алиса Петровна

доктор философских наук,

профессор Голик

Надежда Васильевна

доктор философских наук,

профессор Градинар

Игорь Борисович

Ведущая организация: Санкт-Петербургская кафедра

философии СПб НЦ РАН

Защита состоится « 9 » ноября 2007г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212. 199. 24 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Автореферат разослан « » 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент А.М. Соколов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Объективная сложность и противоречивость перехода к новой ценностно-целевой системе информационной цивилизации усугубляется в России напряженными социальными трансформациями последнего времени, в известном смысле лишившими отечественное образование одной из ключевых его функций – воспроизведения общества через трансляцию от поколения к поколению опыта и знаний, ценностей и норм культуры. Предлагаемые в настоящее время многочисленные проекты образовательной системы свидетельствуют, на наш взгляд, не столько о развитии последней, сколько о ее глубоком кризисе. Дело даже не в ориентации этих моделей на нередко альтернативные, не редуцируемые друг к другу философские концепции, не в различиях подходов к целям и задачам, содержанию и методическим средствам образовательного процесса, вызывающих неизбежные трудности в практической реализации теоретических построений, основная проблема – в непроясненности содержания современной социокультурной ситуации, нередко называемой «информационным проектом», в неочевидности идеалов и целей, адекватных формирующемуся информационному обществу.

Поскольку на новом этапе цивилизационного развития возрастает значение обслуживающего сектора (содержание этого широко распространенного термина весьма объемно, оно включает в себя и высокого уровня интеллектуальную деятельность), усиливается роль сервиса информационного, осуществляемого средствами массовой информации как компонентами медиакультуры. Именно в этом смысле справедливо утверждать, что только в информационном обществе медиакультура выходит на приоритетные позиции.

В настоящее время макромир медиакультуры являет собой повседневный бытийный контекст самоопределения личности, направляя процесс индивидуально-личностного становления в пространство проблемной сопряженности медиакультурных смыслов и человеческой субъективности. Осознание изначальной индивидуальной причастности к миру медиа – динамичной конструкции, творимой человеком, - обусловливает многообразие сюжетов ориентирования в действительности, стимулирует выработку ценностных категорий, содержательных установок индивидуального бытия как факторов самостроительства личности в современной социокультурной ситуации. Вхождение в медиакультуру предстает и практикой, и условием адекватного освоения проблемного поля человеческого существования.

Философский смысл медиакультуры в известной мере проясняется метафорическим представлением о человеке как сложном информационном процессе, уравновешивающем внутреннюю среду организма и внешнюю среду его окружения путем обмена информацией, что дает основание интерпретировать медиакультуру как естественное проявление человеческого бытия. Вот в чем кроется детерминанта той труднообъяснимой, на первый взгляд, легкости, с которой надличностное реальное, будучи внешним по отношению к индивидуальному, оказывается принятым сознанием в системе взаимодействия «человек – медиакультура»! Онтологическая укорененность медиакультуры видится в собственно жизнедеятельности человека, развертывающейся, как известно, в деятельности, поведении и общении как основных формах человеческой активности. Все эти названные формы, обеспечивающие воспроизводство и развитие всех компонентов человеческого мира (искусственно созданной предметной среды, сложной системы межличностных отношений, социальных институтов и духовной жизни общества), опосредованно или в опредмеченном виде воплощаются в медиакультуре – трансперсональном сознании, которое на данный момент существует в обществе.

Поскольку медиакультурное воздействие прежде всего акт человеческий, бытие медиакультуры не есть бытие взятой самой по себе предметности. Человек творит медиакультуру и пребывает в ней, потому обращение к конкретному материалу медиакультурной действительности уместно рассматривать как обращение к человеку. В данной логике таким обращением является и медиаобразование как возможность прояснения траекторий вхождения в медиакультуру, выработки индивидуальных маршрутов понимания последней и отношения к ней.

загрузка...