Delist.ru

Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция (15.07.2007)

Автор: Федосеева Елена Александровна

М.В.Дорожкин в предисловии к «Мастораве» пишет, что не раз предпринимались попытки создания системных сводов путём объединения тематически близких мифов, эпических песен, преданий и легенд, но они не увенчались успехом. Причина в том, что для осуществления этого замысла в одном человеке должны были объединиться фольклорист, историк, философ и поэт выдающегося поэтического дарования. Значение «Масторавы» не только в её художественных, поэтических и эстетических достоинствах. С появлением этого произведения возвращены к жизни, стали достоянием общественного сознания неведомые до сего дня большинству населения выдающиеся персонажи эрзянской и мокшанской мифологии и фольклора, в систематизированном и научно осмысленном виде представлен богатейший пантеон, монументальные эпические герои, дана живая картина движения и развития мордовской истории. Состоялось открытие мордовского фольклора в аспекте, в котором его до сих пор никто не видел и не рассматривал.

«В жизни каждого народа наряду с заурядными событиями бывают явления торжества и праздники, – сказал профессор М.В.Мосин. – Для эрзян и мокшан таким событием стал выход в свет эпоса «Масторава», воссозданного доцентом кафедры русской и зарубежной литературы А.М.Шароновым. Двадцать лет он работал над эпосом, добиваясь такого содержания и такой формы, которые соответствовали бы духу и сущности эрзяно-мокшанской народной поэзии. Можно однозначно сказать, что автор «Масторавы» успешно решил поставленные перед ним задачи. В «Мастораве» мы находим и богатство содержания, и красоту формы, и изящество языка. Язык «Масторавы» – настоящий эрзянский язык. Не будет преувеличением сказать, что А.М.Шаронов внёс значительный вклад в совершенствование эрзянского литературного языка. «Масторава» – незаурядное явление и нашей литературы, и нашей отечественной науки».

Выход в свет «Масторавы» в 1994 году был воспринят однозначно доброжелательно. В ней увидели произведение, выступающее как творческий синтез коллективного (фольклорного) и авторского начал. Такую её особенность отметили Пека Лентонен (Pekka Lentonen. Mastorava on pienen kansan sankaritarina|| Kansan Uutiset. 11.2/1998) и Тармо Хаккарайнен (Mastorava, mordwalaisten sankarieepos || HIIDENKIVI. Suomalainen kulttuurilenti. 6|| 1998) в связи с присуждением автору эпоса Первой литературной премии Общества М.А.Кастрена в 1997 году. Н.В.Морохин в предисловии к русскому переводу «Масторавы» пишет, что А.М.Шаронов не слепо воспроизводит древние сказания, а импровизирует, познав законы эпоса: «Не мог не почувствовать он себя и творцом. Он писал по сути в чём-то собственную поэму по мотивам эпоса. Он вкладывал в неё дорогие ему самому мысли и переживания».

«Масторава» являет собой целый мир народной жизни с её религиозно-мифологическими обрядами и традициями, семейно-бытовыми и общественными явлениями, нравственными, социальными и военными конфликтами, философскими и эстетическими воззрениями поколений – мир сложный, противоречивый, трагический и вместе с тем прекрасный, ибо над всеми несчастьями и трагедиями возвышается всё преодолевающий человек, исполненный высокого разума и благородства.

Проведённое нами исследование – первый шаг в познании «Масторавы» как художественного и научного труда. Главный вывод, к которому мы пришли, заключается в констатации: «Масторава» есть книжная форма мордовского героического эпоса, выполненная в соответствии с требованиями этого литературного жанра.

В Заключении сформулированы выводы по диссертационному исследованию.

Почти все народы, пережившие этап перехода от первобытности к государственной стадии развития, создали героический эпос. В виду сходности происходивших экономических, социальных, политических и этнических процессов, форма и содержание героических мифов, песен и сказаний обнаруживают большую общность, что объясняется действием закономерностей исторической и фольклорно-культурной типологии. Народно-героические эпопеи как повествования о деятельности выдающихся героев, социально-политических и культурных демиургов, включают в себя множество сюжетов об их социальных и военных подвигах, которые имеют тенденцию к объединению и циклизации вокруг имени героя. Однако до образования одного монументального произведения в народно-поэтической традиции дело не доходит, ибо фольклор как устное творчество, ориентированное на коллективное исполнение, не терпит масштабных произведений, развернутых во времени. Возникают циклы разносюжетных песен и сказаний о подвигах героя. Большие эпические повествования создают ученые и поэты развитых письменных литератур, когда у народа появляется потребность в художественном осмыслении своего прошлого, а на его основе – настоящего и будущего. Данные эпопеи выступают как литературные версии устно-поэтических мифов, песен и сказаний, связанных общей тематикой. Наиболее известные среди них «Илиада», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Калевала», «Калевипоэг», «Давид Сасунский», «Лачплесис». Все они результат сотворчества народа и автора, поэтому имеют в себе два начала, которые, переплетаясь подобно корням дерева, делают повествование сильнее и многомернее. Если бы автором «Калевалы» был не Э.Лённрот, получилась бы совершенно другая «Калевала», с другими сюжетами, персонажами, эстетикой, миросозерцанием. По этой причине перед исследователем стоит задача выяснить, что в книжном эпосе от поэта, а что от фольклора, в какой мере сюжет, содержание, поэтика, эстетика, философия и идеология этого эпоса принадлежат народу, а в какой - поэту. Важно также исследовать обратное влияние книжного эпоса на аутентичный эпос, то встречное течение, которое происходит между ними: воспринимает ли народ как «свой» эпос, возвращенный ему в письменном слове в интерпретации поэта.

Мордовский героический эпос по своей природе мифолого-исторический, в нём сосуществуют миф и эпическая песня, сознание мифологическое и историческое. Однако в силу того, что он возник уже на стадии пробуждения исторического сознания и космогонический миф выступает как его органический компонент, то историзм в нем доминирует в смысле изображения жизни народа с минимальным использованием волшебно-фантастического элемента. Данная особенность аутентичного эпоса сохранена и в его книжном варианте. Книжная форма, объединяющая фольклорную и литературную традиции, есть высший уровень художественно-эстетического творчества. Непревзойденны в своем великолепии «Илиада» и «Калевала» и другие эпосы, выраженные на языке великих поэтов, в своем таланте тождественных народам, словом и мыслью которых говорят.

Понятие «книжная форма героического эпоса» появилось для обозначения авторских поэм и эпопей, написанных на фольклорном материале, преобразованном в иную поэтическую систему, решающую отличные от фольклора художественные, идеологические и философские задачи. «Масторава», так же как финская «Калевала» и эстонский «Каливипоэг», – яркое тому подтверждение. В них есть фольклорные персонажи и сюжеты, но нет фольклора как такового. Однако они сохранили слово и разум народа и имеют право именоваться его эпосом. «Масторава» по художественной природе ближе всего к «Калевале», «Калевипоэгу», «Лачплесису», что объясняется генетическим родством фольклора и культуры финнов, эстонцев, латышей.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Монография:

1 Федосеева, Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция / Е.А.Федосеева. – Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 2007. – 212 с. (12,32 п.л.)

Рец.: С. А. Дубровская, С. П. Гудкова. Кезэрень пингестэ – неень шкас // Сятко. – 2007. – № 5. – С. 85; Морохин Н.В. Нужное и важное исследование (Е.А.Федосеева. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. – Саранск, 2007) // HUMANITIES. Журнал гуманитарных исследований: электрон. изд. – 2007. - № 5 – 6 (январь – июнь). Код доступа: http//www.izdanie.info.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

2 Федосеева, Е.А. «Масторава» / Е.А.Федосеева // Регионология. – 2003. – № 3. – С. 328 – 331.

3 Федосеева, Е.А. Межнациональные отношения в эпической поэзии мордвы / Е.А.Федосеева // Регионология. – 2006. – № 4. – С. 394 – 404.

4 Федосеева, Е.А. Книжные формы в системе мордовского героического эпоса: проблемы изучения и преподавания / Е.А.Федосеева // Интеграция образования. – 2007. – № 1. – С. 164 – 171. (принято и отрецензировано в декабре 2006 г.).

5 Федосеева, Е.А. История России в зеркале этнического эпического сознания / Е.А.Федосеева // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств – Электрон. Журнал. – М.: МГУКИ, 2006. -. - № гос. Регистрации 0420600016. – Режим доступа: http//www/e-culture/ Articles/2006/Fedoseeva.pdf, свободный.

6 Федосеева, Е.А.Поэма Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь»: отношение к литературе и героическому эпосу / Е.А.Федосеева // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств – Электрон. Журнал. – М.: МГУКИ, 2006. -. - № гос. Регистрации 0420600016. – Режим доступа: http//www/e-culture/ Articles/2006/Fedoseeva 1.pdf.

Статьи в журналах, межвузовских сборниках научных трудов, материалах конференций:

9 Федосеева, Е.А. «Масторава»: эпос эрзи и мокши / Е.А.Федосеева // Финноугроведение. – 2006. – № 2. – С. 49 – 55.

10 Федосеева, Е.А. Принципы изображения исторического лица в романе К.Г.Абрамова «Пургаз» / Е.А.Федосеева // Вестн. Мордов. ун-та. – 1999. – № 1 – 2. – С. 59 – 61.

11 Федосеева, Е.А. Д.С.Лихачев о типах влияния на русскую культуру / Е.А.Федосеева // Н.П.Огарев от XIX к XXI веку / Материалы и тезисы докладов, представленные на Саранские международные Огаревские чтения. – Саранск, 1999. – С. 79 – 81.

12 Федосеева, Е.А. Сабан-богатырь как тип мордовского эпического героя (по эпосу «Масторава» / Е.А.Федосеева // Этноистория и этнокультура восточных финно-угров / Материалы Международ. науч.-практич. конф. «Функционирование языков и состояние этнокультуры восточных финно-угорских народов: проблемы и перспективы развития». – Саранск, 2003. – С. 162 – 167.

13 Федосеева, Е.А. Кудадей как эпико-исторический персонаж (на материале эпоса «Масторава») / Е.А.Федосеева // Язык, литература, культура: диалог поколений / Материалы Международ. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2004. – С. 270 – 273.

14 Федосеева Е.А. Женские образы эпоса «Масторава»: Килява / Е.А.Федосеева // VII Ручьевские чтения. Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты / Материалы Междунар. науч. конф. – Магнитогорск, 2004. – С. 489 – 492.

15 Федосеева, Е.А. История России в фольклоре Поволжья XVI века (на материале исторической песни) / Е.А.Федосеева // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов Междунар. науч. конф. – Казань, 2007. – С. 324 – 329.

16 Федосеева, Е.А. Народный герой в историческом романе Мордовии / Е.А.Федосеева // Финно-угристика на пороге III тысячелетия / Материалы II Всерос. науч. конф. финно-угроведов. – Саранск, 2000. – С. 475 – 478.

17 Федосеева, Е.А.Становление и трансформация этнического сознания в эпико-исторических жанрах мордовской словесности / Е.А.Федосеева // Волжские земли в истории и культуре России / Материалы Всерос. науч. конф. – Саранск, 2004. – С. 240 – 243.

18 Федосеева, Е.А. Образ Нарчатки в поэтической системе «Масторавы» / Е.А.Федосеева // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе / Мат. Всерос. конф. и ХХ1Х Зональн. конф. литературоведов Поволжья: в 2 т. – Тольятти, 2004. – Т. 1. – С. 355 – 359.

19 Федосеева, Е.А.Мотив полона в эпосе «Масторава»: Кастуша / Е.А.Федосеева // Социальные конфликты в России ХVII – ХVIII веков / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саранск, 2005. – С. 488 – 493.

20 Федосеева, Е.А. Сюжет о начале мира в эпосе «Масторава» (финно-угорский контекст / Е.А.Федосеева // Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья / Материалы Межрегион. науч. конф. – Саранск, 2006. – С. 480 – 486.

21 Федосеева, Е.А. Арса: типология эпического героя / Е.А.Федосеева // Литература: Миф и реальность / Материалы Межвуз. науч. конф. – Казань, 2004. – С. 186 – 190.

22 Федосеева, Е.А. Эпос «Масторава»: сюжет и композиция / Е.А.Федосеева // Роль науки в социально-экономическом развитии Республики Мордовия / Материалы Респ. науч.-практич. конф. – Саранск, 2003. – С. 147 – 150.

23 Федосеева, Е.А. Особенности развития эпических форм в русской поэзии Мордовии / Е.А.Федосеева, С.П.Гудкова // Наука и инновации в Республике Мордовия / Материалы III Респ. науч.-практич. конф. – Саранск, 2004. – С. 168 – 175.

24 Федосеева, Е.А. Типология образа Арсы в контексте сюжета о чудесном Гурьяне / Е.А.Федосеева // В.В.Горбунов: Служение словом, служение слову / Материалы Респуб. науч.-практ. конф. – Саранск, 2006. – С. 176 – 184.

25 Федосеева, Е.А. Шаронов / Е.А.Федосеева // Мордовия: Энциклопедия: в 2 т. – Саранск, 2004. – Т. 2. – С. 521 – 522.

26 Федосеева, Е.А. Явление бытовой фантастики в предании «О Тюште» в записи И.И.Дубасова / Е.А.Федосеева // Филологические исследования. 2003 – 2004: межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 2005. – С. 209 – 217.

27 Федосеева, Е.А. Фольклорные основы образа народного героя в романе-сказании К.Г.Абрамова «Пургаз» / Е.А.Федосеева // Филологические исследования. 2003 – 2004 / Межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 2005. – С. 217 – 223.

28 Федосеева, Е.А. Отражение жизненной философии древней мордвы в поэме А.М.Шаронова «Кудадей» / Е.А.Федосеева // Филологические исследования. 2003 – 2004: межвуз. сб. науч. тр. – Саранск, 2005. – С. 171 – 176.

загрузка...