Delist.ru

Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция (15.07.2007)

Автор: Федосеева Елена Александровна

УДК 398.5 (470.345)

ФЕДОСЕЕВА Елена Александровна

КНИЖНЫЕ ФОРМЫ МОРДОВСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО

ЭПОСА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ

Специальность 10.01.02 -

Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Саранск 2007

Работа выполнена на кафедре финно-угорских литератур ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Осовский Олег Ефимович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Брыжинский Андрей Иванович;

доктор филологических наук, профессор

Артемьев Юрий Михайлович;

доктор филологических наук профессор

Рогачев Владимир Ильич

Ведущая организация: Удмуртский научно-исследовательский

институт языка, литературы, истории и

экономики Уральского отделения

Российской Академии Наук

Защита диссертации состоится 4 октября 2007 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.09 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» по адресу: 430000, г.Саранск, ул. Большевистская, 68

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М.М.Бахтина ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»

Автореферат разослан 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.М.Гребнева Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Историко-литературный опыт ХХ столетия показывает: древние эпические формы по-прежнему остаются востребованными литературным сознанием, что проявляется в создании в «младописьменных» литературах книжных версий героического эпоса, сложность анализа которых заключается в разноплановости толкования понятия «книжная форма героического эпоса» фольклористами и литературоведами. В современном мордовском литературоведении жанровый подход к исследованию национальной литературы признается одним из наиболее перспективных. Осмысление ее развития с точки зрения истории отдельных художественных форм, анализ жанрово-поэтической специфики текстов открывает широкие возможности для понимания общих тенденций и эволюции словесного искусства Мордовии. Все это вызывает дискуссии о природе мордовского героического эпоса и его книжной формы, которые мордва имеет наряду с финским и эстонским народами.

Методологическую основу диссертационной работы составляют теоретические концепции Гегеля, В.Г.Белинского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, В.П.Аникина, А.И.Маскаева, П.Домокоша, А.М.Шаронова, обозначившие контуры фольклорно-литературных эпопей.

Из-за неравномерности социально-политического развития героический эпос у различных народов возникает в разное время (у греков – в VIII в. до н.э., у германцев, французов, финнов, эстов, мордвы, русских – в IX – XIV вв.), но на одной и той же исторической стадии – в эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и формирования государственности. С появлением письменности и развитой художественной литературы эпос из устной формы бытования может трансформироваться в книжную (литературную). Возникновение книжной формы героического эпоса возможно спустя несколько столетий после создания ее фольклорного вида («Калевала» и «Калевипоэг» – XIX в., «Лачплесис» – ХХ в., «Масторава» – конец ХХ в.). Объясняется это тем, что мифолого-эпическое прошлое, воспроизведенное в ней, в сознании этноса присутствует как актуальная реальность, ибо он воспринимает свое настоящее сквозь призму прошлого, живущего в нем в виде сакрального божественного образа. Повествование «о делах давно минувших дней» в нравственно-психологическом измерении есть повествование не только о прошлом, но и о прошлом, живущем в нас сегодня. Данное обстоятельство интерес к героическому эпосу делает непреходящим и стимулирует создание его книжных форм.

К книжным формам мордовского героического эпоса некоторыми исследователями отнесены авторские произведения, которые не отвечают требованиям жанра («Сияжар» и «Тюштя» В.К.Радаева). Одни ученые отрицают существование героического эпоса в самой фольклорной традиции мордвы, считая, что для его возникновения не сложились объективные предпосылки, другие полагают, что героика в мордовском эпосе не достигла классической формы. Разброс мнений обусловлен отсутствием единого взгляда на героический эпос, существованием разных толкований особенностей его содержания и формы. В героическом эпосе запечатлены представления народа о мироздании, его мифологические и исторические воззрения, понятия об идеальном царе и государстве, эстетические и нравственные взгляды, воспроизведены отношения с соседними народами. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться при определении произведений книжного происхождения обозначенного жанра. Большое значение имеет раскрытие типологического сходства книжных форм мордовского героического эпоса с аналогичными литературными произведениями финно-угорских народов, что позволит ярче высветить их общность и различия.

Цель исследования – проследить становление и эволюцию книжной формы мордовского героического эпоса, закономерности её развития и своеобразие поэтики, что предполагает постановку и решение частных задач:

определить теоретические основы понятия книжная форма героического эпоса;

дать классификацию и проанализировать героические сюжеты с учетом эрзянских и мокшанских версий;

обозначить объектный ряд литературных произведений, отвечающих требованиям книжной формы героического эпоса;

выявить своеобразие сюжетов, проблематики, системы персонажей, особенности языка и поэтики первых образцов книжной формы мордовского героического эпоса;

установить характер отношения к мифологии и народному эпосу и роль авторского начала в поэмах «Эрьмезь» Я.Я.Кулдуркаева, «Сияжар» и «Тюштя» В.К.Радаева, раскрыть художественно-эстетическую и социально-психологическую природу их основных и второстепенных действующих лиц;

представить эпический свод «Масторава» как основной объект исследования в его проекции на народный героический эпос и установить своеобразие авторской интерпретации фольклорного материала;

выявить мифологические, социально-психологические и этноисторические черты в образе главного эпического героя Тюшти;

загрузка...