Delist.ru

Становление и развитие советской высшей школы в 1920-1930 гг. (15.07.2007)

Автор: Демидова Елена Игоревна

ДЕМИДОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В 1920-1930 гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

САРАТОВ – 2007

Работа выполнена в Саратовском государственном

социально-экономическом университете

Научный консультант доктор исторических наук, профессор

Динес Владимир Александрович

Официальные оппоненты доктор исторических наук, профессор

Мунчаев Шамиль Магомедович

доктор исторических наук, профессор

Криворученко Владимир Константинович

доктор исторических наук, профессор

Слезин Анатолий Анатольевич

Ведущая организация Московский государственный педагогический университет

Защита состоится 9 октября 2007 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01. при Саратовском государственном социально-экономическом университете (410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89, аудитория 843).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовского государственного социально-экономического университета по тому адресу.

Автореферат разослан «__»_________2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Донин А.Н. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В течение ХХ столетия Россия пережила не одну модернизацию, каждая из которых определенным образом меняла социально-экономическое устройство общества и всякий раз доказывала, насколько сложным является решение проблемы развития и совершенствования высшей школы. По тому, как решается данный вопрос, можно судить о базовых гуманитарных основах самого государства, о характере сложившихся на тот или иной период отношений между обществом и системой высшего образования, формах его организации, об уровне и качестве подготовки специалистов.

Актуальность научного исследования аспектов высшего образования в России, истории его развития вызвана объективной необходимостью его методологического обеспечения, поиска путей преодоления существующего разрыва между потребностью общества в адекватной системе высшего образования и реальной государственной вузовской политикой. Российская система высшего образования находится в условиях перехода на новую ступень развития, характеризующуюся сменой образовательной парадигмы, основанной на принципах динамизма, гибкого реагирования, разнообразия используемых образовательных технологий. Развитие и совершенствование всех форм образования и науки обозначено Президентом России В.В. Путиным как один из важнейших национальных приоритетов. На заседании Президентского Совета по науке, технологиям и образованию особо подчеркивалось значение высшего образования в современных условиях. Ведь в период ускорения научно-технического прогресса, постоянного обновления технологий преимущество будут иметь те государства, где правильно понята роль образования и оно стало важнейшим направлением государственной политики.

Высшее образование и наука являются важнейшими компонентами культурного и социально-экономического развития российского общества, мощным фактором повышения качества людских ресурсов. Масштабы и темпы развития современного социума требуют наращивания инновационного и интеллектуального потенциала, развития всех уровней образования, повышения квалификации человека. «Будущее экономики, бизнеса, государства зависит от того, какими будут молодые специалисты, которым предстоит работать во всех сферах жизни общества, - подчеркнул ректор МГУ, академик РАН В.А.Садовничий на заседании Совета Российского союза ректоров в январе 2007 г., - а эти специалисты сегодня готовятся в наших высших учебных заведениях. Как их готовить, к чему готовить – эта проблема стоит еще с момента создания первого университета, но сегодня мы живем в новое время, и этот вопрос стоит острее».

Образование становится определяющим фактором достижения не только личного, но и национального успеха. Президент России В.В. Путин на саммите «Большой восьмерки», проходившем в г. Санкт-Петербурге в июле 2006 г., подчеркивал, что «образование - один из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей и укрепления демократии». Система образования, являясь социокультурной и исторической ценностью, в силу своего консерватизма позволяет сохранять традиционные устои и самобытность общества, формируя, таким образом, одно из необходимых условий национальной безопасности.

Важность темы - в возможности и необходимости извлечения из исторического опыта уроков, которые могут быть полезными для современной России. В 1920-1930-е гг. в России разворачивалась крупномасштабная культурная революция, которая коренным образом меняла весь уклад традиционной жизни, основой которого стала идея возможности построения социализма в отдельно взятой, отсталой стране. Советская Россия в ходе революционных преобразований болезненно расставалась с капиталистическим прошлым, быстрыми темпами преодолевая технико-экономическую и образовательную отсталость. В условиях реконструкции всего хозяйства коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, была кардинально модернизирована высшая школа. Исследуемый период характеризовался исключительно большим вниманием партийно-государственной власти к системе высшего образования. Новации в управлении, изменение его содержания в 1920-1930-е гг. представляют исключительно важный, содержательный материал для исследования исторического опыта, его анализа с современных позиций. Именно аналитическое сопоставление этого периода с современностью позволяет увидеть и обозначить как позитивный, так и негативный опыт работы высшей школы в советский период, исторически осмыслить не только происходящее, но и прошлое. Учет этих уроков необходим для современных политических партий, общественных организаций и государства, формирующих политику в сфере образования и ищущих новые гуманитарные ориентиры для общества.

Познание всех сторон истории высшей школы требует от исследователя комплексного подхода, анализа всего опыта развития советской системы высшего образования. Обращение к осмыслению истории реформирования высших учебных заведений дает возможность глубже понять в целом сущность происходивших в 1920-1930-е гг. социально-политических, духовно-нравственных и культурных перемен, оценить позитивные и негативные результаты социалистического строительства, их долговременные последствия. Знание исторического опыта с его позитивными и негативными сторонами, выявленными историческими уроками позволяет вырабатывать правильную стратегию и тактику на будущее. Немецкий философ Карл Ясперс писал: «Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни».

Степень разработанности проблемы. История отечественного высшего образования в 1920- 1930-е гг. привлекала внимание исследователей в разные исторические периоды. Но в полном объеме проблема становления и развития высшей школы как многоуровневой системы в контексте внутренней политики большевиков не ставилась ни в советской, ни в российской историографии. В прошлые периоды партийно-государственный аппарат требовал от гуманитарной науки торжественно-пафосного восхваления успехов высшего образования и в то же время на анализ ряда проблем накладывал запрет. Закономерно многие аспекты, спорные вопросы и противоречия развития высшей школы выпадали из поля зрения ученых. Высшая школа в исторической науке ХХ века в основном рассматривалась не в области истории СССР (отечественной, гражданской), а как часть истории коммунистической партии. Сегодня открылись возможности для того, чтобы эти пробелы устранить. Перед наукой стоит достаточно сложная исследовательская и воспитательная задача - дать объективную оценку политики государства и коммунистической партии по руководству высшим образованием, вынести из нее достоверные исторические уроки, показать реальные достижения, которые особенно важны на современном этапе совершенствования и оптимизации деятельности высшей школы в России.

Проблема становления и развития советской системы высшего образования широко отражена в послеоктябрьской и постсоветской историографии. В этом смысле (количественном) вполне уместно говорить о её значительной разработке в литературе. Вместе с тем необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени еще не появились комплексные многофакторные исследования, рассматривающие реформаторские процессы в высшем образовании, в период индустриальной и культурной модернизации СССР с точки зрения системного анализа. За последние десятилетия отечественная историография пополнилась целым рядом исследований по истории российских университетов, отдельных высших учебных заведений. Опубликованные новые архивные материалы дали возможность углубить наши знания по таким вопросам, как противоречивые последствия реорганизации высшей школы в послеоктябрьский период, роль системы высшего образования в реализации политики партии по форсированному строительству социализма. Однако такие важные вопросы, как формирование концепции модернизации высшей школы, принципы взаимоотношений государства и системы высшего образования, особенности её развития в регионах остаются малоизученными.

Таким образом, к концу ХХ в. в историографии проблемы сложилась ситуация, когда накопилось большое количество исследований по различным аспектам диссертационной темы. Часть научной литературы нуждалась в переосмыслении восприятия истории общественных явлений с учетом новых теоретических и исследовательских возможностей, другая часть явно нуждалась в очищении от политизированности, очернительства и полного отрицания позитивных результатов, достигнутых системой высшего образования в СССР, всеми советскими людьми в советский период отечественной истории. Плюрализм подходов, постоянно расширяющаяся источниковая база, отсутствие жесткого идеологического контроля, стремление оценивать события 1920-1930-х гг. с позиций современной жизни без учета всех особенностей переходного периода привели к появлению популистских работ по истории проблемы.

В то же время нельзя не отметить и позитивные моменты, наметившиеся в последние десятилетия в отечественной историографии истории высшей школы. Активно шел процесс пересмотра сложившихся концепций, формирования новых подходов, углубления специализации в изучении истории вузовской проблематики и ее проявлений. Появились научные разработки ранее не исследовавшихся сюжетов, усилилось внимание к конкретному человеку и его роли в системе высшего образования, разносторонне стали изучать историю предвоенных десятилетий во всем ее многообразии. Многие историки, следуя своему гражданскому и научному долгу, объективно и научно изучали историю проблемы, создали добротную основу для последующих исследователей. Характеристика основных работ дана в 1 разделе.

Цели и задачи исследования. При определении целей исследования во внимание принималась степень научной разработанности диссертационной темы, состояние историографии по смежным историческим проблемам, учитывалось также содержание выявленной источниковедческой базы. Важное значение придавалось тому, чтобы цели выводили на ключевые проблемы, способствовали пониманию сути рассматриваемых явлений.

С учетом сказанного, диссертантом в исследовании были установлены две взаимосвязанные цели: во-первых, ретроспективно изучить характер государственной политики в сфере высшего образования по становлению и развитию системы высшей школы, установить основные приоритеты этой стратегии. Во-вторых, раскрыть комплекс практических мер по модернизации высшего образования в 1920-е - 1930-е годы, выделить сильные стороны образовательной политики и ее принципиальные недостатки.

Поставленные цели предусматривали решение целого ряда задач, к числу последних были отнесены следующие:

- провести теоретико-методологический, историографический и источниковедческий анализ по теме диссертации;

- рассмотреть фундаментальные основы, которые изначально закладывались советским государством в содержание и концепцию высшего образования, обеспечивающую его органическое вхождение в социальную структуру социалистического государства;

- проследить процесс становления советской высшей школы в 1920-1930-е гг., выявить основные противоречия в ее развитии;

загрузка...