Delist.ru

Стилевая интенсификация в русской прозе рубежа 1920-х - 1930-х годов (15.07.2007)

Автор: Белоусова Елена Германовна

Белоусова Елена Германовна

СТИЛЕВАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ

РУБЕЖА 1920 – 1930-Х ГОДОВ

Специальность 10.01.01. – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Екатеринбург

Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ века

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор Эйдинова Виола Викторовна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Абашева Марина Петровна,

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

доктор филологических наук, профессор Пращерук Наталья Викторовна,

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

доктор филологических наук, профессор Шатин Юрий Васильевич,

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»

Защита состоится «30» октября 2007г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»: 620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, комната 248.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Автореферат разослан «___» 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор М.А. Литовская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предмет исследования реферируемой работы – явление стилевой интенсификации в русской прозе рубежа 1920-х – 1930-х годов.

Актуальность исследования стилевых процессов в русской литературе конца 1920-х – начала 1930-х годов диктуется необходимостью непредвзятого и более детального изучения стилевого развития отечественной литературы первой трети ХХ века и тех стилевых «сдвигов», что определили его крайне неровный характер. Эта необходимость вызвана резким изменением как социально-культурных обстоятельств российской жизни, повернувшейся в конце ХХ столетия к проблемам существования конкретного человека, так и самой научной парадигмы, выдвинувшей на первый план иные подходы к изучаемому материалу. В частности, явное смещение интереса к индивидуальным способам формостроения, наблюдаемое во многих историко-литературных работах последних лет (В. Топорова, А. Жолковского, О. Сливицкой, Е. Толстой и др.), делает насущным изучение проблемы литературно-стилевой динамики с учетом не только внешних (исторических, социальных), но и внутренних импульсов, т.е. в ее обусловленности самой природой стиля.

Было бы преувеличением сказать, что литературоведение предшествующих лет данной проблемы не замечало и подобным поиском не занималось. Отечественной наукой о литературе сделаны весьма ощутимые шаги по пути осмысления стилевого феномена русской прозы 1920-х – 1930-х годов. Во-первых, ею выявлены типологические черты стилевого развития отечественной литературы 1920-х годов (отметим в этой связи как наиболее фундаментальные работы Г. Белой, Н. Драгомирецкой, И. Белобровцевой, М. Чудаковой и др.), правда, практически без выхода в годы 1930-е и к прозе эмиграции; во-вторых, накоплен богатейший опыт рассмотрения творчества одного писателя в сопоставлении с произведениями другого, что акцентирует проблему стилевых «встреч» в изучении литературно-художественного развития тех рубежных лет. Назовем здесь работы Е. Толстой, Е. Яблокова, Н. Корниенко, В. Заманской, В. Эйдиновой, Б. Аверина, С. Семеновой и многих других авторов.

И все же эти исследовательские «шаги» представляются достаточно осторожными, ибо локальное сопоставление отдельных текстов, осуществляемое (за редким исключением) на уровне отдельных компонентов их поэтики и в рамках какой-либо одной линии стилевого развития (например, литературы абсурда), не может в полной мере раскрыть глубину и масштаб изучаемого явления. Нельзя не сказать и о явном дефиците работ, обращенных к эволюции индивидуальных стилевых форм художников рассматриваемого времени. Наиболее весомыми в этом плане являются работы Е. Тагера (о М. Горьком) Е. Мущенко (об А. Толстом), С. Давыдова (о В. Набокове), Н. Хрящевой и В. Эйдиновой (об А. Платонове).

Все выше сказанное позволяет утверждать, что выбранный в данном диссертационном исследовании подход, учитывающий опыт классической и современной науки, изучающей стилевые проблемы, опирается на новые принципы их исследования и тем существенно отличается от традиционных способов рассмотрения стилевого состояния русской литературы конца 1920-х – начала 1930-х годов.

Материалом исследования в диссертации выступают романы И. Бунина «Жизнь Арсеньева» (1929-1933), В. Набокова «Защита Лужина» (1929), М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925 - 1936) и А. Платонова «Счастливая Москва» (первые главы книги написаны в 1933 г.), являющие собой вершинные произведения отечественной литературы тех лет, взятой в различных ее срезах. Горький и Платонов – авторы, живущие в метрополии, но принадлежащие к контрастным линиям литературы – «официальной» (при всей неоднозначности творчества Горького) и «альтернативной», «другой» (В. Топоров). Бунин и Набоков – ярчайшие фигуры литературы русской эмиграции, не знающей радикального разделения на «официальную» и «неофициальную».

Кроме того, объектом пристального внимания диссертанта оказывается мемуарная и литературно-критическая проза этих авторов, а также художественные произведения, созданные ими в годы, предшествующие концу 1920-х – началу 1930-х годов.

Основная цель исследования - изучение стилевого движения наиболее «крупных» в эстетическом плане художников рубежа 1920-х – 1930-х годов, а через него - движения самой литературы этих лет, которое в стилевом отношении становится не только необычайно мощным, но и объединяющим, сближающим индивидуальные творческие пути.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решается ряд конкретных задач:

1. выявление текстуальных «следов» стилевой интенсификации в литературе (главным образом – в прозе) конца 1920-х – начала 1930-х годов;

2. определение основных импульсов активизации формотворческих тенденций в литературе означенного периода;

3. исследование индивидуальных стилей особо значимых в литературном процессе той поры авторов – И. Бунина, В. Набокова, М. Горького, А. Платонова;

загрузка...