Delist.ru

Психоаналитический подход в системе психологического сопровождения развития детей и подростков (15.06.2007)

Автор: Васильева Нина Леонидовна

4. Для изучения субъективного мира адекватным является сочетание традиционных методов исследования, основанных на статистическом подходе, и исследовательского метода психоанализа, основанного на глубинном анализе единичного объекта.

5. Выделены следующие компоненты субъективного мира личности: 1) репрезентации родительской подсистемы семьи, 2) репрезентации межличностных отношений (отношения в семье, отношения вне семьи), 3) репрезентации телесного «Я», 4) репрезентации деятельности, 5) репрезентации символического значения, 6) репрезентации процесса социализации, 7) репрезентации пространственно-временных аспектов мира. Качественные и количественные различия в организации субъективного мира определяются половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности.

6. Ключевой структурой в субъективном мире являются образы значимых других, прежде всего, образы отца и матери. Позитивные образы матери и отца связаны с меньшим уровнем депрессивности, агрессивности и тревожности личности, и большим уровнем уверенности в себе. Доминирование негативно окрашенных образов матери и отца в субъективном мире личности ведет к формированию «негативной аффективности», отражающей факт искажения социально-эмоциональной сферы личности.

7. Динамика развития субъективного мира личности отражает ход процесса социализации, что выражается в изменении количества и качества репрезентаций социальных ценностей в субъективном мире личности. Возрастная динамика присвоения интеллектуальных и гражданских ценностей заключается в постепенном увеличении ментальных репрезентаций интеллектуального и гражданского характера, вплоть до подросткового возраста, и последующем сворачивании их в старшем подростковом возрасте. Присвоение нравственных ценностей отражается в их растущей дифференциации. Присвоение культурно-исторических ценностей поступательно растёт вплоть до старшего подросткового возраста.

8. Гармонизация социально-эмоционального развития ребенка должна опираться на 1) нивелирование негативных эмоций, таких как тревога, депрессивность и агрессивность, через переструктурирование образов (родителей, социума и др.) в субъективном мире личности, и на 2) перевод бессознательных конфликтов в сферу сознания.

9. Разработана программа психологического сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков с использованием психоаналитического подхода, которая включает в себя этапы психопрофилактики, психодиагностики и психокоррекции. В период раннего детства программа включает просвещение и консультирование родителей, а также непосредственную психологическую помощь детям. В период дошкольного и школьного детства программа включает в себя экспресс-диагностику в образовательных детских учреждениях, индивидуальную диагностику параметров социально-эмоционального развития, и психологическую работу с субъективным миром ребенка/подростка.

10. Организационная модель сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков на этапе первичной профилактики включает мероприятия по предупреждению формирования искажений социально-эмоционального развития; на этапе вторичной и третичной профилактики - диагностику хронических форм нарушений социально-эмоционального развития, групповую и индивидуальную психоаналитическую психотерапию, психологическую работу с социальным окружением (семья и педагоги).

Список научных трудов по теме диссертации.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

1. Васильева Н.Л. Психоанализ как метод научного исследования психической динамики // Вестник СПбГУ, сер.6., вып.3, 2006. - с.192-199.

2. Васильева Н.Л. Детский психоанализ как форма психотерапии //Вестник психотерапии, 2006, № 17 (22). - с.121-126

3. Васильева Н.Л. Теория развития в психоанализе и в отечественной детской психологии // Вестник СПбГУ, Сер.6, № 4 , 2006. – с.177-184

4. Васильева Н.Л. Роль субъективной картины мира в формировании индивидуально-психологических особенностей //Вестник СПбГМА им. Мечникова, 2006, № 3. - с.169-172.

5. Васильева Н.Л. Субъективная картина мира у мужчин и женщин //Вестник психотерапии, 2006, №18 (23). - с.82 – 87.

6. Васильева Н.Л. Клинический психоанализ: эффективность терапевтического подхода // Развитие личности. 2007, №1. - с. 216-228.

7. Васильева Н.Л. Программа сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков // Вестник Поморского Университета. 2007, №1. –с.65-72.

Монографии.

8. Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе /Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.–М., Изд-во «Совершенство»,1998 – 342с.

9. Васильева Н.Л. Психоаналитический взгляд на процесс развития //Практическая психология для педагогов и родителей. Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб, «Дидактика плюс», 2000. - с.88-113.

10. Васильева Н.Л. Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков //Психология социальной работы. Под ред. М.А.Гулиной. - СПб, «Питер», 2002. - с. 134-153.

11. Васильева Н.Л. Семейная психотерапия //Психология социальной работы. Под ред. М.А. Гулиной. - СПб, «Питер», 2002. – с.167-180.

12. Васильева Н.Л. Теория и методология современного детского психоанализа. - СПб, Изд-во СПбГУ, 2005. - 159 с.

13. Васильева Н.Л. Детский психоанализ. – СПб, Изд-во СПбГУ, 2006. - 257 с.

Учебно-методические работы

14. Васильева Н.Л. Психологическая коррекция семейных отношений. (Методические указания к курсу). - CПб, Изд-во СПбГУ, 1998. - 23 с.

15. Васильева Н.Л. Социально-эмоциональное развитие личности. (Методические указания к курсу). - СПб, Изд-во СПбГУ, 1998. - 24 с.

16. Васильева Н.Л. Организация коррекционной психолого-педагогической помощи детям при трудностях адаптации к школе (Методические рекомендации к учебному курсу практической психологии). /М.К.Тутушкина Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева. – СПб, Изд-во СПб Архитектурного Университета, 1998. - 25 с.

17. Васильева Н.Л. Методы психологической экспресс диагностики в школе. (Методическое пособие к учебному курсу практической психологии) /М.К.Тутушкина, Н.Л.Васильева,Е.И.Афанасьева. – СПб, Изд-во СПб Архитектурного Университета, 1998. - 28 с.

18. Васильева Н.Л. Психоаналитические теории развития личности //Детская психиатрия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб, Изд-во Питер, 2005. - с.30 -44.

19. Васильева Н.Л. Детский психоанализ //Детская психиатрия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб, Изд-во Питер, 2005. – с.807 -822.

20. Васильева Н.Л. Динамика целеполагания и системы отношений личности при краткосрочной групповой и семейной психотерапии детей и подростков /Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Александрова, Н.Л.Васильева и др.//Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Сборник научных трудов НИИ им. В.М.Бехтерева, посвящённый 100-летию В.Н.Мясищева.-СПб,1994– с.153– 160.

21. Васильева Н.Л. Психоаналитический подход в раннем вмешательстве //Сборник научных трудов Санкт-Петербургского Института Раннего Вмешательства, Том 1.- СПб, 1996. – с.34-40.

22. Васильева Н.Л. Психоаналитический подход к консультированию родителей детей младшего возраста /Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева //Теоретические и прикладные вопросы психологии (развитие психологии и психология развития), Выпуск 2, часть 1. – СПб, Изд-во СПбГУ, 1996. – с.82-88.

23. Васильева Н.Л. Исследование процесса социализации детей /Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева //Теоретические и прикладные вопросы психологии (материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения - 97») вып.3, часть1. – СПб, Изд-во СПбГУ, 1997. - с.239-246.

24. Васильева Н.Л. Метод экспертной работы как технология работы с педагогами /Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева, Л.В.Симанович //Теоретические и прикладные вопросы психологии (материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения - 97») вып.3, часть1– СПб,Изд-во СПбГУ,1997–с.247- 257.

25. Васильева Н.Л. Психологический паспорт школьника /Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева //Школа здоровья, 1997, № 1. – с.48-58.

26. Васильева Н.Л. Исследование психологической готовности детей к обучению в средней школе /Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева //Вестник Балтийской Академии (Современные проблемы практической психологии и педагогики). Вып.15, 1998. – с.34-37.

27. Васильева Н.Л. Ассоциативный эксперимент как метод изучения внутреннего мира ребенка / Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева // Школа здоровья, 1998, № 1. – с.70-78.

28. Vasilyeva N. The partnership between the Early Intervention Institute, St.Petersburg, and the Anna Freud Centre, London /C.Essenhigh, N.Vasilyeva //Journal of Child Psychotherapy. Volume 24, No.1, April 1998. – с.153-165.

29. Васильева Н.Л. Психоаналитический подход к психическому здоровью детей /Н.Л.Васильева, Е.И.Афанасьева //Школа здоровья, 1998, № 3-4, с.46-64.

загрузка...