Delist.ru

Психоаналитический подход в системе психологического сопровождения развития детей и подростков (15.06.2007)

Автор: Васильева Нина Леонидовна

На правах рукописи.

Васильева Нина Леонидовна

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

19.00.13 – Психология развития, акмеология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Санкт-Петербург - 2007

Работа выполнена на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Аверин Вячеслав Афанасьевич,

доктор психологических наук, профессор

Никольская Ирина Михайловна,

доктор психологических наук, профессор

Соловьева Светлана Леонидовна

Ведущая организация: Российский государственный

педагогический университет им А.И.Герцена.

Защита состоится «14» ноября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.232.42 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6, факультет психологии, ауд.227.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/ 9.

Автореферат разослан «12» октября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Сырицо Т. Г.

Общая характеристика работы

Важнейшей задачей современной психологии является обеспечение гармоничного развития ребенка. В этой связи встает вопрос об организации психопрофилактической работы, как с отдельными категориями детей, так и на уровне образовательной среды в целом (В.Э.Пахальян; 2006; Е.И.Рогов, 1995; В.И.Слободчи ков, 1999). Однако, несмотря на то, что в последние десятилетия в образовательных учреждениях России активно развивается инфраструктура поддержки ребенка, помощь в гармонизации процесса социально-эмоционального развития остается недостаточно обеспеченной. Термин «социально-эмоциональное» развитие очерчивает область личностного развития, которая связана со способностями ребенка общаться и чувствовать, и которая должна расширяться и углубляться по мере развития. Искажения социально-эмоционального развития могут приводить к нарушениям процесса социализации ребенка и подростка, к нарушениям в учебной и коммуникативной деятельности, а также к нарушениям состояния его здоровья. В данной работе предлагается целостный научный анализ проблемы содействия социально-эмоциональному развитию. В теоретическом плане – это проблема определения теоретико–методологических основ психологического сопровождения социально-эмоционального развития; в практическом плане – определение и разработка организационной модели психологического сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков

В отечественной психологии детально разработаны вопросы социальной адаптации личности ребенка и подростка (А.К.Абульханова-Славская, 1991; Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Божович, 1978; В.В.Давыдов, 1992; Н.Н.Толстых, 1984; и др.). В современной психологии и педагогике исследования проблемы продолжаются: изучаются условия и факторы социализации (В.Г.Бочарова, 1994; А.Л.Венгер, 2001; Н.Ф.Голованова, 2004 и др.); ставятся и решаются вопросы организации развития социальной компетентности у детей и подростков (Н.В.Калинина, 2004). В психологической литературе разрабатываются программы сопровождения развития детей и подростков (М.Р.Битянова, 2000; И.В.Дубровина, 1991 и др.), в которых уделяется внимание личностному развитию ребенка как части его адаптации к школе; выделены переменные, относящиеся к особенностям семьи и семейного уклада, которые оказывают влияние на становление личности (В.А.Аверин, 1998, 2001; Э.Г.Эйдемиллер, 1998, 2005 и др.). Важно помнить, однако, что личностное развитие детерминировано не только объективными факторами – социальной ситуацией развития и изменением ведущей деятельности, но и субъективными факторами внутреннего мира. Добавление аспекта субъективного мира, отражающего своеобразие индивидуального восприятия объективных событий, может обогатить существующие психологические представления о личностном развитии ребенка. Психоаналитический подход к психике характеризуется акцентом на рассмотрении именно субъективного восприятия (как сознательного, так и бессознательного) индивидом реальности объективного мира, в психоанализе неизмеримо возрастает философская значимость единичного и субъективного. В диссертации представлены возможности применения психоаналитического подхода в системе психологического сопровождения развития детей и подростков.

Актуальность работы обусловлена

1. Необходимостью научного обеспечения программ оптимизации социально-эмоционального развития личности детей и подростков;

2. Необходимостью теоретического осмысления результатов отечественных и мало представленных в отечественной психологии зарубежных исследований в области социально-эмоционального развития личности;

3. Дефицитом отечественных исследований в области теории и практики

детского психоанализа.

4. Недостатком исследований и теоретических обобщений взаимосвязи личностного развития с параметрами субъективного мира, в том числе у детей и подростков.

Целями исследования являлись:

1. Концептуализация детского психоанализа как научной области,

направленной на содействие гармоничному социально-эмоциональному развитию личности.

2. Теоретико-методологическая и практическая разработка основ сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков.

В соответствии с этим ставились следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ методологии, теории и практики детского психоанализа и показать его возможности для изучения, описания и работы с социально-эмоциональной областью личности детей и подростков.

2. Установить отличительные характеристики психоаналитического подхода в психологической работе с личностью ребенка

3. Выделить центральное понятие, объединяющее детский психоанализ и академическую детскую психологию, как основу для интеграции психоаналитического подхода в отечественную психологию развития.

4. Определить методы изучения субъективного мира личности.

загрузка...