Delist.ru

Социальные представления и поведение российского крестьянства в начале XX века. 1902 - 1922 гг. (По материалам Среднего Поволжья) (15.06.2007)

Автор: Сухова Ольга Александровна

37. Сухова, О.А. Образ солдата в истории «общинной революции» в России [Текст] / О.А. Сухова // Революция и общество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию революций 1917 года в России / Под ред. В.А. Власова (г. Пенза, 17 – 18 мая 2007 г.). – Пенза: ПГПУ, 2007. – 0,4 п.л.

38. Сухова, О.А. «Русский бунт» н. ХХ века как ритуал крестьянской повседневности: реальность или мистификация? [Текст]/ О.А. Сухова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – №1. – Пенза: ИИЦ ПГУ, 2007. – 0,8 п.л.

39. Сухова, О.А. «Общинная революция» глазами ее творцов: массовые источники о настроениях российского крестьянства в 1917 г. (по материалам Пензенской губ.) [Текст] / О.А.Сухова // Мир крестьянства Среднего Поволжья: итоги и стратегия исследований: Материалы I Всероссийской (IX межрегиональной) научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья (г. Самара, 12 – 13 мая 2006 г.). – Самара: СГУ, 2007. – 0,5 п.л.

Отпечатано с оригинал-макета заказчика

в типографии Тугушева

440000, г. Пенза, ул. Московская, 74, ком. 220.

Тел.: (841-2) 56-37-79

Подписано в печать 06.06.2007 г.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать способом ризографии. Усл. п.л. 2,5. Уч.-изд. л. 3,2.

Тираж 100 экз. Заказ №341.

Ахиезер, А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. 2000. – №9. – С. 30-31.

Впервые новая (в концептуальном значении) периодизация истории крестьянского движения вводится в научный оборот в работах В.П.Данилова. По мнению автора, крестьянская революция, «начавшаяся стихийным взрывом в 1902 г. и вылившаяся в мощные народные революции 1905–1907 и 1917–1918 гг.», детерминировала глубину всех социальных, политических и экономических потрясений в России и оставалась «основой всего происходившего в стране и после Октября 1917 г. – до 1922 г. включительно». См., в частности: Выступление В.П.Данилова на третьем заседании теоретического семинара: «Современные концепции аграрного развития» (27 января 1993 г.) // Отечественная история. – 1993. – №6. – С. 82; Данилов, В.П. Аграрные реформы и крестьянство России (1861–1994 гг.) / В.П. Данилов // Формы сельскохозяйственного производства и государственное регулирование. XXIV сессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. – М., 1995. – С. 10.

Э.Р.Вульф выделяет два экотипа (или две энергопреобразующих системы), соответствующие указанным типам хозяйства: палеотехнический и неотехнический. См.: Вульф, Э.Р. Крестьяне (Реферат) / Э.Р. Вульф / Современные концепции аграрного развития. Теоретический семинар // Отечественная история. – 1993. – №6. – С. 85.

Убедительным аргументом в пользу этого утверждения служат, в частности, данные о количестве крестьянских выступлений в период революции 1905–1907 гг. В этом отношении уместно напомнить, что Среднее Поволжье занимает одну из первых строчек в перечне российских регионов, охваченных «аграрными беспорядками». См., в частности: Первая революция в России: взгляд через столетие / Отв. ред. А.П. Корелин. – М., 2005. – С. 552.

См.: Вронский, О.Г. Государственная власть в России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917) / О.Г. Вронский. – М., 2000. – С. 23.

В частности, А.Я.Гуревич в числе новых тем исторического исследования называет, по меньшей мере, 19 параметров изучения «картины мира», в том числе: образы социального целого и его частей; образ природы и ее познания; формы религиозности; конфликт различных культур и их взаимодействие; социальные фобии и коллективные психозы; символику власти и восприятие политического устройства и т.д. См.: Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. – М., 1993. – С. 287-288.

Необходимо оговориться, что сама категория не является аутентично крестьянской по своему происхождению. Речь идет, скорее, об определенной проекции современной научной рефлексии на объективные процессы, охватившие представления и поведение российского крестьянства на рубеже XIX–ХХ вв.

См., в частности: Ле Бон, Г. Психология народов и масс / Г. Ле Бон. – СПб., 1896; Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. – СПб., 1892; Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. – М., 1902. Отцом российской историко-психологической школы можно без преувеличения назвать Н.К.Михайловского. См.: Михайловский, Н.К. Герои и толпа (1882 г.) / Н.К. Михайловский // Герои и толпа: Избранные труды по социологии. В 2-х т. – Т.2. – СПб., 1998. – С. 5-92.

Этимологически понятие «менталитет» восходит к английскому “mentality” – умственный, но не совпадает с ним по содержанию. См.: Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. – Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне: Хайне, 1999. – С. 477.

Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. – М., 1993. – С. 267.

Важным этапом в деле формирования концепции менталитета стал период 1950-1970 гг. О росте интереса научной общественности к этой проблеме свидетельствует, скажем, тот факт, что монография Г.Бутуля «Менталитет» за это время выдержала, по меньшей мере, 5 изданий. См.: Bouthoul, G. Les mentalites / G. Bouthoul. – Paris, 1971.

См., в частности: Ключевский, В.О. Методология русской истории / В.О. Ключевский. Соч. в 9-ти т. Т.6. – М., 1987. – С. 23-24; Кареев, Н.И. Историология. (Теория исторического процесса) / Н.И. Кареев. – Пг., 1915; Хвостов, В.М. Теория исторического процесса (Очерки по философии и методологии истории) / В.М. Хвостов. – М., 1919; и др.

Кареев, Н.И. Историология… – С. 66, 114, 137.

См.: Ядов, В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества / В.А. Ядов. – Л., 1961; Уледов, А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование / А.К. Уледов. – М., 1968 и др.

См., например: Успенский, Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б.А. Успенский // Избранные труды. В 2-х т. Т.1. – Л., 1994; Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. – СПб., 1994.

См.: Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М., 1965; Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1984. К работам А.Я.Гуревича восходят и первые попытки интерпретации в советской исторической науке категории менталитета.

Гуревич, А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». – М., 1993. – С. 16, 20.

Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. – М., 1993. – С. 289.

Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. – СПб., 2001. – С. 20.

См.: Кудрявцев, В.А. Чего ждала от Думы деревня / В.А. Кудрявцев // Крестьянские наказы Самарской губернии. – Самара, 1906.; Веселовский, Б. Крестьянский вопрос и крестьянское движение в России (1902-1906 гг.) / Б. Веселовский. – СПб., 1907; Марев, П. Политическая борьба крестьянства / П. Марев // Борьба общественных сил в русской революции. – Вып.III. – М., 1907 и др.

Здесь можно выделить работу Н.Н. Сперанского, посвятившего проблеме анализа приговорного движения целую главу, одним из первых попытавшегося выделить алгоритм «бунтарского» поведения. См.: Сперанский, Н.Н. Крестьянское движение в Самарской губернии в годы первой русской революции / Н.Н. Сперанский // 1905 г. в Самарском крае. – Самара, 1925. – С. 377-556.

См., например: Шестаков, А.В. Крестьянская революция 1905–1907 гг. в России / А.В. Шестаков. – М.-Л., 1925. – С. 59, 60.

См.: Дубровский, С.М. Крестьянское движение в революции 1905–1907 гг. / С.М. Дубровский. – М., 1956; Кузьмин, А.З. Крестьянское движение в Пензенской губернии в 1905 – 1907 гг. / А.З. Кузьмин. – Пенза, 1955; Гохлернер, В.М. Крестьянское движение в Саратовской губернии в годы первой русской революции / В.М. Гохлернер // Исторические записки. – Т. 52. – М., 1955; Водоватов, Ф.Я. Крестьянское движение в Самарской губернии в период революции 1905–1907 гг. / Ф.Я. Водоватов. – Куйбышев, 1957; Медведев, Е.И. Октябрьская революция в Самарской губернии / Е.И. Медведев. – Куйбышев, 1957; Ионенко, И.М. Крестьянство Среднего Поволжья накануне Великого Октября / И.М. Ионенко. – Казань, 1958.

Литвак, Б.Г. Крестьянское движение в России в 1775–1904 гг. История и методика изучения источников / Б.Г. Литвак. – М., 1989.

Кабытов, П.С., Козлов, В.А., Литвак, Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения / П.С. Кабытов, В.А. Козлов, Б.Г. Литвак. – М., 1988. Проблемы социально-психологического изучения истории постепенно превращаются в одно из приоритетных напрвлений, представленных в трудах российских исследователей. См., в частности: Кабытов, П.С. Русское крестьянство в начале ХХ века / П.С. Кабытов. – Куйбышев, 1990.

В этом отношении нельзя не остановиться на работе теоретического семинара «Современные тенденции аграрного развития», организованного Институтом российской истории РАН под руководством главного научного сотрудника профессора В.П.Данилова в 1992 г. См.: Современные концепции аграрного развития (Теоретический семинар) // Отечественная история. – 1992. – №5; 1993. – №2, 6; 1994. – №2, 4-5, 6; 1995. – №3, 4, 6; 1996. – №4.

См.: Сенчакова, Л.Т. Приговоры и наказы российского крестьянства. 1905–1907 гг. По материалам центральных губерний / Л.Т. Сенчакова. – М., 1994; Буховец, О.Г. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в российской истории начала ХХ века: новые материалы, методы, результаты / О.Г. Буховец. – М., 1996.

См.: Бухараев, В.М., Люкшин, Д.И. Российская Смута начала ХХ в. как общинная революция / В.М. Бухарев, Д.И. Люкшин // Историческая наука в меняющемся мире. Вып. 2. Историография отечественной истории. – Казань, 1994. – С. 156; А.А. Куренышев также приводит весомые аргументы в пользу обоснованности применения термина «патриархальная революция». См.: Куренышев, А.А. Крестьянство и его организации в первой трети ХХ века / А.А. Куренышев. – М., 2000. – С.98.

См.: Жиромская, В.Б. После революционных бурь: Население России в середине 20-х годов / В.Б. Жиромская. – М., 1996. – С.34.

загрузка...