Delist.ru

Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации (15.06.2007)

Автор: Шмидт Вильям Владимирович

27. Полоцкий С. Покаянный плач Царя Алексея Михайловича: глас последний ко Господу Богу / Подготовка текста В.В. Шмидта // Там же. – 1,7 л.

1. Шмидт В.В. Никон, Патриарх: история и истории // Патриарх Никон: История и современность: Мат-лы Всерос. науч. конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона. (Саранск, НИИ ГН при Правительстве Респ. Мордовия, 27–28 октября 2005). Саранск, 2007. – 4,1 п.л.

2. Шмидт В.В. (в соавторстве с: Васильевой Е.Е., Кручинной А.Н., Заболотной Н.В.) Патриарх Никон: Традиция и современность: (Русское певческое искусство второй половины XVII – начала XVIII века) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 2007. № 1. – 1,5 п.л.

3. Шмидт В.В. Патриарх Никон: от мифа к реальности: (осмысление историко-философского бытия) // Религиоведение. 2007. № 3-4. – 0,9 п.л.

4. Шмидт В.В. Патриарх Никон и его эпоха: Историко-философские аспекты государственной идеологии // Власть. 2007. № 6. – 0,5 п.л.

5. Шмидт В.В. Патриарх Никон: Кому нужна мистификация образа русского Святителя // Русский дом. 2007. № 8. – 0,25 п.л.

6. Шмидт В.В. Стяжание Святой Руси – созидание государства Российского: эпоха Патриарха Никона // Православная цивилизация: Прошлое, настоящее, будущее: Сб. мат-лов межрегиональной конференции (Самара, 15–17 сентября 2006 г.). Самара, 2006. С. 86-97. – 0,75 п.л.

7. Шмидт В.В. Юбилей Патриарха Никона // Вестник Российского философского общества. 2006. № 2 (38). С. 74-76. – 0,1 п.л.

8. Шмидт В.В. Никон, Патриарх: история и истории // Саранские Епархиальные ведомости. 2006. № 6. С. 38–71; № 9. С. 53–73 – 3,7 п.л.

9. Шмидт В.В. «Патриарх Никон достоин вечного благодарения от Церкви» // Лампада. 2006. № 11. С. 19-24. – 0,5 п.л.

10. Шмидт В.В. Патриарх Никон в путях «пременения царств» // Человек верующий в культуре Древней Руси: Мат-лы международной науч. конф. (С.-Петербург, СПбГУ, 20–22 мая 2004 г.). СПб., 2005. С. 237-238. – 0,1 п.л.

11. Шмидт В.В. Никон, милостью Божией Патриарх: от господствующей идеологии к историческому наследию // Социальные конфликты в России XVII–XVIII веков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Саранск, НИИ ГН при Правительстве Респ. Мордовия, 20–22 мая 2004 г.). Саранск, 2005. – 3,2 п.л.

12. Шмидт В.В. Никон, Патриарх Московский, и его Воскресенский монастырь Новый Иерусалим // Богословские труды. № 37. М., 2002. – 2,3 п.л.

13. Шмидт В.В. Жизнеописание Святейшего Патриарха Никона // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 11. – 0,7 п.л.

14. Шмидт В.В. Воззрения и труды Патриарха Московского и всея Руси Никона (Святая Русь: от третьего Рима к Новому Иерусалиму) // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2001. № 4. – 0,7 п.л.

15. Шмидт В.В. Патриарх Никон: труды и воззрения: (Интерпретация религиозно-философской традиции) / РАН ИНИОН. Деп. ст. № 55297. М., 1999. – 2,5 п.л.

16. Шмидт В.В. Свод «Судного дела» Никона, Патриарха Московского и всея Руси, и других архивных материалов как проблема интерпретации / РАН ИНИОН Деп. ст. № 55296. М., 1999. – 3,7 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Шмидт Вильям Владимирович

Патриарх Никон и его наследие

в контексте русской истории, культуры и мысли:

опыт демифологизации

Научный руководитель

Овсиенко Фридрих Григорьевич

Изготовление оригинал-макета

Подписано в печать ………………… . Тираж 100 экз. Усл. 2,8 п.л.

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

Под социокультурной (национальной) мифологией понимается совокупный, иносказательно выраженный коллективный опыт сохранения, укрепления и развития самосознания общества в качестве одной полиэтнонацональной межрелигиозной группы-народа, а также форму социальной активности, содержанием которой является конструирование стереотипных представлений о прошлом и настоящем.. Под социально-политической мифологией – совокупный, устойчивый, иносказательно выраженный коллективный опыт взаимодействия различных субъектов (индивидов и групп) в их отношении к социально-государственным институтам в целях сохранения политического суверенитета, а также форму их политической активности.

Под идеологией понимается санкционированная политическим институтом система ценностно-окрашенных взглядов-стереотипов (правовых, этических, религиозных, эстетических, философских, научно-парадигмальных, социокультурных и т.д.) на действительность и общественные отношения через призму интересов социальных групп; идеология включает в себя политическую мифологию, которая есть по сути лишь качественно иной уровень текста, в котором личность и социум воплощают свое видение социокультурного, социально-политического процесса и свое эмоциональное отношение к нему. Идеология всегда реализуется в политике, одним из средств которой является пропаганда с ее обеспечительным ресурсом, включая инструментарий.

См.: Степин В.С. Научная картина мира // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН и др. М., 2001. Т. III. С. 32–34 (далее по тексту в скобках указываются отсылки к тому и страницам данного издания); Давыдов Ю.Н. Общество (там же. С. 132–135); Лекторский В.А. Сознание (там же. С. 589–591); Кравченко И.И. Пропаганда (там же. С. 366); Семигин Г.Ю. Идеология (т. II. С. 81–83).

См., например: Русская идея: Информационно-аналитический журнал по философии. 1992. № 1–2; Современная Русская Идея и Государство. М., 1995.

Шамшурин В.И. Византизм Т. I. С. 397–398; Андреева Л.А. Симфония властей // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М., 2006. С. 983 (далее по тексту ссылки на это издание обозначены: РЭС); также см.: Забияко А.П. «Москва – Третий Рим», теория (РЭС. С. 662–663); Платонов О. Святая Русь // Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000. С. 764–766 (далее – ЭС-СвР).

См.: История дипломатии: В 5 т. / Под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. М, 1959–1964; Внешняя политика России (Историография): Сб. статей / Сост. А.Л. Нарочницкий; отв. ред. С.Л. Тихвинский. М., 1988; Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника бунташного века. Л., 1991; Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах: Вып. 1: Ведомства внешней политики и их руководители: Справочник. М, 1995; он же. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах. IX–XX вв.: Вып. 2. Войны и мирные договоры: Справочник. М., 1995; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003; Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2004; Боханов А.Н. Русская идея: От Владимира Святого до наших дней. М., 2005; Анненков В.И., Шмидт В.В. Московско-Ромейское царство: становление национально-государственной безопасности России // Патриарх Никон: Стяжание Святой Руси – созидание государства Российского: Монография в виде сборника научных трудов / Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. В 3 ч. М., 2007. Ч. II.

В связи с этим, выступающие на международной арене государства и организованные силы неизбежно сталкиваются с необходимостью быть, в первую очередь, оснащенными идеологическими средствами борьбы – обладать способностями и возможностями объяснять свои мотивы и цели в мировой политике, воздействовать на умы масс не только во внутренней политике, формируя позитивный образ личной ответственности. Так, например, американские политики типа Ч. Уика, сподвижника Р. Рейгана, стали говорить о «войне идей» – см.: Правда против демагогии и лжи: Сб. статей. M., 1983. С. 25 и др. Также см.: Платонов И. Вступительные понятия в учение о6 благоустройстве и благочинии государственном. Харьков, 1856; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России: Тезисы выступления на совместной церемонии, проводимой Институтом стратегических исследований им. Дж. Олина и Дипломатической академией МИД России. М., 1995; Kissinger H. Diplomacy. N.Y., 1994 (Дипломатия. М., 1997). P. 818; Возжеников А.В. Национальная безопасность России: Методология исследования и политика обеспечения. М., 2002; Удовик С.Л. Глобализация: Семиотические подходы. М., 2002.

См.: Россия в период реформ Петра I. М., 1973; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003.

См.: Биллингтон Дж. Икона и топор. М., 2001.

загрузка...