Delist.ru

Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации (15.06.2007)

Автор: Шмидт Вильям Владимирович

– впервые в отраслевом системно-научном исследовании представлен развернутый комплексный анализ и дана оценка источников и авторской литературы по заявленной теме, исходя из аутентичной источникам парадигмально-методологической модели анализа;

– в диссертации впервые документально (на основе количественных и качественных данных) прослежен генезис социально-политического как социокультурного мифотворчества, в рамках которого нашла свое отражение социально-историческая сущность подобного вида мифов как явлений картины мира, включая специфику знаково-символических форм, оказывающих влияние на политическую активность социально-институциональных субъектов; ряд аспектов темы впервые подвергся специальному изучению;

– на основе материалов и выводов, сделанных в диссертации, выявлены положительные и отрицательные моменты отечественного социокультурного мифотворчества, а также обозначен комплекс проблем, связанных с моделью институциональных взаимоотношений государства, Церкви и общества, требующих, в свою очередь, формулирования научно-исследовательских целей и постановки задач в части демифологизации субъектов, средств и механизмов этих взаимоотношений;

– выявлен и уточнен комплекс документов, составляющих наследие Патриарха Никона (из фондов РГАДА, РГИА, ГИМ, БАН, РГБ, РНБ и др.), а также его контекст, в связи с чем, работа опирается на широкий круг источников, значительная часть из которых вводится в научный оборот впервые, что позволяет точнее воссоздать целостную картину становления и развития ортодокс-славянской системы философии в ее славяно-русской традиции, богословской, аксиологической, социально-политической мысли, а также полнее раскрыть общие закономерности и специфику институциональных государственно-конфессиональных и социальных отношений, судопроизводства в системе отечественного государственно-правового строительства;

– задана оригинальная парадигмально-методологическая модель для понимания феномена «историческое» как явления и процесса сложноорганизованной системы в аспектах его реализации, в которой сумма идей и представлений есть детерминанта самой системы – это первое и второе – в целях критичного рассмотрения собственно суммы этих идей и представлений впервые задана типологическая модель родовидовых отношений с учетом принципа от общего к частному: византийская философия ? ортодокс-славянская система византийской философии ? славяно-русская традиция ортодокс-славянской системы византийской философии, в которой появляется возможность понимать оригинальность ортодоксальной славяно-русской философии и различать ее предмет-объектную область от области богословия (теологии) как оригинальной отраслевой науки; также вычленены и описаны модель, структурные единицы понятийно-категориального аппарата и основной архетипический образ ортодокс-славянской картины миры;

– реконструирована и уточнена система воззрений Патриарха Никона, в объеме которой собственно Патриарх становится объектом философско-культурологического исследования; продемонстрирована гетерономность философских воззрений Никона святоотеческому наследию, православному богословию и их аутентичность ортодокс-славянской системе философии, а также дана фундаментальная оценка и определена специфика его наследия в системе как памятников культуры, так и мысли;

– проведена кардинальная научная переоценка бытующего идеологизированного социциокультурного мифа, удерживающего в общественном сознании демонизированный образ Патриарха Никона, и предложен вариант научно-ифической реконструкции образа.

На защиту вынесены следующие положения:

– обоснование механизма формирования в условиях практической недоступности для исследователей с конца XVII в. документальных источников, относящихся к деятельности Патриарха Никона, и полной не изученности его наследия, не критичных мифологем, соотносимых с образом Патриарха, и его демонизации, который приобрел черты социокультурного архетипа и нашел свое бытование как идеологизированный социально-политический миф-символ; а также научной демифологизации и дезавуации этого мифа, как и антицерковной и секуляризационной политики государства, которые обеспечиваются, в первую очередь, официальной историографией (направление историко-идеологического редукционизма);

– обоснование методологических основ демифологизации образа исторической личности как социокультурного архетипа картины мира, а также социальных феноменов как социально-исторических явлений;

– определение значения идеологизированных социокультурного и социально-политического мифа в системе институциональных взаимоотношений государства, Церкви и общества как феномена политических, социальных и культурных отношений;

– определение роли и места демонизированного образа Патриарха Никона в системе социокультурного мифа бытующей картины мира, а также его ресурсной составляющей в решении социально-политических, духовно-идеологических задач в системе институциональных государственно-церковных и социально-государственных взаимоотношений;

– авторская концептуально-иерархическая родовидовая модель в отношении оригинальной системы славяно-русской мысли как структурной составляющей модели-схемы-периодизации истории русской философии: развитие характерных черт и преобладающих направлений, комплексный социально-исторический анализ архетипа ортодокс-славянской картины мира и структурные единицы ее понятийно-категориального аппарата;

– обоснование гетерономности системы воззрений (философских, аксиологических, социально-политических, правовых идей) Патриарха Никона святоотеческому наследию и аутентичность ортодокс-славянской системе философии и православного богословия;

– авторская научно-документальная ифическая реконструкция образа Никона;

– научные выводы, социально-исторические уроки, рекомендации и предложения.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит:

1) в приращении научных философских, исторических и гуманитарных знаний, открывающих новые возможности для изучения: истории русской философской, религиозно-философской, аксиологической, богословской, социально-политической, правовой мысли; генезиса государственно-конфессиональных отношений и системы идеологии, социокультурной мифологии и социальной истории, культуры; для уточнения целей, задач и критериев результативности научно-исследовательской работы, для корректировки тематики и расширения источниковой база научных исследований, организации и методики их проведения в области истории философии, религиоведения, культурологии, политологии, истории и др.;

2) собранный и проанализированный в диссертационном исследовании материал может послужить базой для дальнейших научных исследований по целому комплексу существенных аспектов взаимопроникновения отраслевых гуманитарных дисциплин, а теоретические выводы открывают новые возможности для развития философских и др. гуманитарных наук в области исследования культурного, религиозного, философского, социально-политического наследия;

3) материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов, подготовки лекций и специальных курсов для студентов высших учебных заведений, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава всех уровней и ступеней в системе образования при преподавании дисциплин гуманитарного цикла по направлениям: философия, политология, теология, юриспруденция, международные отношения, филология и литературоведение и др., что, в свою очередь, также позволит внести свой вклад в воспитание гражданской позиции российской молодежи по отношению к историческому прошлому, культурному и социально-политическому наследию;

4) может представлять особый интерес для политологов, политтехнологов, дипломатов, специалистов в области государственного управления и прогнозирования с точки зрения информационного ознакомления и конкретного использования при разработке современных моделей государственной внутриинституциональной и внешней политики и ее реализации;

5) дальнейшее исследование выявленных и обозначенных проблем будет способствовать решению ряда задач, связанных с развитием государственно-конфессио-нальных, меж- и внутри-конфессиональных, гражданско-, государственно-политических задач, стоящих перед современными социальными и государственными институтами.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на конференциях различного уровня, в том числе: «Социальные конфликты в России XVII–XVIII веков» (НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2004), «Патриарх Никон: «симфония» разделенных властей в истории и культуре» (РАГС при Президенте Российской Федерации, 2005), «400-летие памяти Патриарха Никона» (Администрация Истринского р-на МО, ИАХМ «Новый Иерусалим», 2005), «Созидание государства Российского: стояние в Духе» (XXXIII Сергиевские чтения, МГУ, 2005), «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: ”Премудрая двоица”» (ГИКМЗ «Московский Кремль», 2005), «Патриарх Никон: 400-лет» (НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2005), «Человек верующий в культуре Древней Руси» (СПбГУ, 2005), XXХV Cергиевских чтениях (МГУ, 2006), «Православная цивилизация: Прошлое, настоящее будущее» (Правительство Самарской обл., Самарское епархиальное управление Московского Патриархата, 2006), XIX Кирилло-Мефодиевских чтениях (МГУ, 2007); заседаниях: Московского общества мордовской культуры «Масторава» (2005), кафедрах дипломатии, а также философии, политологии и культуры Дипломатической академии МИД России, кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС при Президенте Российской Федерации.

Материалы диссертации широко использовались в практической работе:

– при чтении лекций по кафедре государственно-конфессиональных отношений РАГС; лекционных курсов «История мировой и российской дипломатии» и «Дипломатический и общегражданский протокол и этике», при разработке учебно-методических пособий «Государственно-конфессиональные отношения в системе региональной дипломатии» и «Социокультурная и этнонациональная психология для дипломатов» (Дипломатическая академия МИР России);

– при организации библиотечных выставок, посвященных 400-летию памяти Патриарха Никона: Российская государственная публичная историческая библиотека (2005), Централизованная городская библиотека г. Пинска (Беларусь, 2006); – в конкурсе на «создание памятника Патриарху Русской Православной Церкви Никону для г. Саранска» (2006);

– опубликованное В.В. Шмидтом наследие Патриарха Никона, как и собственно и результаты исследований, находят свое отражение и дальнейшую разработку в трудах отечественных исследователей, среди которых, например, И.Л. Бусева-Давыдова, Е.Е. Васильева, Н.В. Воробьева, Г.М. Зеленская, А.Н. Кручинина, К.М. Долгов, С.М. Дорошенко, Т.М. Кольцова, Д.Ю. Лескин, А.С. Панарин, С.К. Севастьянова, А.А. Тодоров, В.А. Юрченков и др.

По теме диссертации изданы комплексные монографические исследования: «Патриарх Никон: Труды», «Патриарх Никон: Стяжание Святой Руси – созидание государства Российского»; опубликованы и переизданы: ряд археографических материалов, в том числе и комментированное «Житие Патриарха Никона» общим объемом более 300 п.л., научные статьи и публикации общим объемом более 15 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования

Работа состоит из введения, трех разделов (7 глав, 19 параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников, 9 приложений, представленных в отдельном томе.

II. Основное содержание диссертационного исследования

Во введении обосновывается актуальность избранной темы и рассматриваемой проблемы, степень ее разработанности, источниковая база и историография, определяются объект и предмет, цели и задачи, гипотеза и теоретико-методологическая база исследования, формулируются научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость работы.

При реализации научно-исследовательских задач, в работе нашли свою разработку и подтверждение высказанные гипотезы.

Первый раздел исследования «Патриарх Никон и его наследие: концептуальные основы осмысления» представлен двумя главами, из которых в первой – «Ортодокс-славянская картина мира: основные черты и проблемы подхода» – описываются подходы к пониманию собственно социальной истории и социокультурного наследия (§ 1) и славяно-русской системы философской мысли (§ 2), а во второй – «Патриарх Никон и его наследие: социокультурная история источниковой базы» – представлен анализ группы источников, относящихся к Патриарху Никону (§ 1–5).

В этом, большей частью методолого-источниковедческом, разделе устанавливается, в частности, ряд основоположений: 1) настоящее есть явление историческое, поскольку оно опосредуется совокупным образом исторического прошлого как архетипом и его современной социально-формационной интерпретацией – сакрализованным общественно-государственной санкцией мифом, – обеспечивая модус критичности настоящего, а мощью своей потенциальной осуществимости при столкновении с мощью ничтойного сущего высекает будущее, которое в этот момент есть вспышка бытия, реализующегося (сотворяющегося и осуществляющегося) как здесь и теперь, т.е. настоящее.

2) Национально-государственное социокультурное историческое прошлое в совокупности образов-архетипов детерминируется как бытийное – родовой онтос – и задает нормативно-символическую матрицу, с ее потенциальной вариативностью актуального будущего. Легитимность этой матрицы в реализующемся будущем обеспечивается авторской спекуляцией – мифологизацией архетипических образов, включенных в исторический генезис и контекст представлений о мире, т.е. созданием и пропагандой сакрализованных социокультурных, социально-политических мифов, а их удержание в общественном сознании – ресурсом идеологии.

3) Поскольку бытийное – родовой онтос – неотвратимо довлеет будущему – будущему, которое как потенция реализуется фактическим настоящим, возникает потребность в целях последовательной легитимизации моделей будущего иметь ресурс «чистых» – выделенных из бытующего в общественном сознании и совокупном тексте цивилизации социально-политического, социокультурного мифа – архетипических образов. Сохранением этого ресурса как залога адекватности и аутентичной критичности цивилизации в ее историческом бытии (развитии) занимается наука в совокупности ее отраслей и ресурсов.

4) История возникновения и генезис известных науке идей свидетельствует, что очевидная их связь с политическими целями есть не более чем иллюзия, поскольку идеологии – это синкретические формообразования «окультуренного» философской доктриной социально-политического мифа, создаваемые как инструмент социально-политической борьбы в жизни общества, поэтому при проведении конкретно-научной демифологизации и ификации любого феномена (объекта как явления, предмета) необходимо придерживаться, прежде всего, принципов историзма, документальности и критического редукционизма, т.е. демонстрировать индивидуально-групповому общественному сознанию хронологическую последовательность и генезис авторского конструирования конкретного образа как ценностно-ориентированного продукта-знака, который потребляется этим же общественным сознанием, с учетом: кореллируемости созданного образа документальными источниками; условий, в которых создавался этот образ, т.е. социокультурный контекст – социально-политическая обстановка, господствующие идеолого-политические установки и задачами, а также вовлеченность автора в систему социально-государственных институций; и личностных авторских убеждений.

загрузка...